Павел Желноваков: Церковь и общество. Церковь, влияющая на мир

Проповеди

Церковь не существует сама по себе, как музейный экспонат, классический пример абстрактного добра. Бог поставил перед Церковью четкую задачу. Она должна быть не только хранителем, но и мощным распространителем христианской морали.

«Вы — соль миру», «вы — свет миру», — говорит Господь. 

Церковь предназначена не только аккумулировать внутри себя понимание добродетели и порядка, нравственности и чистоты, но и распространять их в обществе всеми мыслимыми и доступными средствами. Церковь названа солью этому миру, для того, чтоб предотвратить моральное разложение общества. 

Дорогие друзья, давайте сегодня поразмышляем с вами о задаче Церкви в наше время и в нашем мире. Современный мир вокруг нас всё больше и больше задумывается о том, какая задача стоит перед нашим обществом. Задач перед ним ставится много, и многие из них явно надуманного характера. Люди на этом просто зарабатывают. Они берут какую-то проблему, долго её обсуждают, нагнетают вокруг неё некое напряжение. Затем внимание общества перебрасывают на новую проблему. Так оно и движется, к сожалению, у достаточного большинства лидеров различных программ. Людям предлагается что-то совершенно нереальное. Играют, по сути дела, общественным мнением, что откровенно недостойно и, порой, мерзко. В общем, «чем бы дитя ни тешилось…»

Что же мы думаем, когда размышляем о задачах Церкви, особенно в русле последних событий захвата заложников в Москве (Прим. ред.: захват заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве 23-26 октября 2002 года вооруженными боевикам, в результате которого погибло 129 человек)? Ведь те негодяи, что захватили людей, кем-то воспитывались, чему-то учились, с чего-то начинался их подлый путь к безумию. Кто-то ведь их не остановил вовремя. Кто-то не поставил перед ними правильной задачи, но поставил такую, которая сделала из них фанатиков без всякого здравого мышления.

Есть задача перед государством, но есть задача и перед Церковью. Нам крайне важно поразмыслить об этом, особенно в русле звучавших за много километров от России пророческих откровениях.

Какова наша задача в государственном масштабе? Кто-то скажет: «Да нет, мы — маленькие люди, привыкли, чтоб приехал «барин» и нас рассудил». Я думаю, не стоит судить о себе так узко и явно приниженно. У церкви есть очень ясная и важная задача. Церковь же состоит из людей, что означает, что у каждого из нас есть задача, ведь мы же часть церкви.

Речь не о сугубо индивидуальной задаче в своей семье или на рабочем месте, но именно о задаче, как представителя церкви. Я думаю, что если бы церкви в разных странах активнее присматривались к этой, Богом поставленной задаче, различного рода безобразий в мире произошло бы меньше. Яркий пример тому — Южная Корея. Несколько десятилетий назад в этой стране христиан было явно мало. Но те, что были, начали осмысливать свою задачу в этом мире. Они начали молиться о своих близких, родственниках, о своих друзьях,— и церкви начали активно расти. Несмотря на то, что возраст протестантизма в Корее около 100 лет, за достаточно короткий срок он возрос до такой степени, что примерно 25% населения этой страны — это представители евангельских церквей. И это настолько мощно оказало влияние на экономику, политику, на жизнь всего общества, что ситуация изменилась радикально. В отставку ушли негодные правители, финансисты и другие представители различного уровня. На сегодняшний день это процветающая страна.

Мы знаем из истории Америки, что расцвет христианского образа мышления и жизни быстро продвинул благосостояние людей. Президенты Америки делали призыв к общенациональным постам и молитвам,— и это приносило существенное благословение их стране. В то время церковь Америки заняла своё место в обществе, не вмешиваясь в государственные дела — Бог не разрешил это делать церкви, но совершая правильно свою миссию на этой земле.

Какова же миссия Церкви?

«Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13—16). 

«Вы — соль земли», «вы — свет миру». Как это чудесно!

Вернёмся к нашей стране. Мне приходилось встречать «гусарские отчёты» некоторых политиков и церковных представителей, из которых создаётся впечатление, что 85% населения России — христиане. «Христиане», которые блудят, пьют, наркоманят, убивают, грабят, насилуют… Думаю, что по поводу таких «христиан», есть много не только вопросов. У меня же простой вопрос: если в Корее 25% населения — христиане, и они живут и процветают, а у нас — 85%, то мы, наверное, уже в раю живём?.. Какой-то страшный «рай» получается.

Дорогие друзья, приходится согласиться с тем, что церковь в России — и протестантская, и православная — не смогли оказать существенного влияния на общество. Как бы это было не прискорбно, но согласиться придется.

Из Священного Писания мы знаем Божие обетование, что если двое, или трое на земле, согласятся просить о всяком деле,— будет им. Бог солгать не может, значит, причина в нас. Или согласия нет, или плохо просим в молитвах?!

Я часто спрашиваю у верующих: «А вы свидетельствуете людям о Христе?» Ответ некоторых, удивляет: «Нет». Спрашиваю дальше: «А люди вокруг вас знают, что вы христианин?» – «Нет!!!»

Я не понимаю, для чего такой человек живёт? Стоит ли удивляться после этого, что вокруг так много жизненных сложностей?

Бог поставил перед Церковью одну чёткую задачу. Она должна быть не только хранителем, но и мощным распространителем христианской морали: «Вы — соль миру», «вы — свет миру». Ведь для чего существует соль? Хозяйки широко пользуются солью, как средством сохранения продуктов на зиму — хорошо просоленный продукт не портиться и не гниёт. Церковь названа солью этому миру, для того, чтоб этот мир морально не «загнил». Влияние церкви должно мощно распространиться в области, ясно обозначенные в Нагорной проповеди Христа. Это мораль не языком, а образом жизни, настолько захватывающей, чтобы неверующие люди, волею судеб оказавшиеся рядом, реально ощутили, что некий закон начинает влиять на них,— и они уже не могут изрыгать брань в присутствии этого человека. Что-то удерживает их от внутреннего распада. Это и есть: «вы — соль». Бог поставил такую задачу Церкви. В любом месте, где появляется представитель Церкви, его святая обязанность вести себя честно, справедливо, свято и с торжествующей любовью. Бизнес ли это, политика ли, образование ли или другие сферы. Церковь не существует сама по себе, как музейный экспонат, чтоб на него издалека посматривали и думали: «Да, конечно же, нам надо ориентироваться на это…»

Время от времени мы читаем газетные статьи негативной направленности в адрес православной или протестантской церквей. Иногда негатив имеет под собой основание.

Случается, что повод к написанию статьи, действительно, отвратительный. Ведь это ж страшные вещи, когда церковь торгует алкоголем, сигаретами, да ещё и налоги государству не платит — просто потрясающая «соль»! Только имя этой соли — «соль, потерявшая силу». И тогда эту соль «выбрасывают вон, на попрание людям». Уж пресса в таких случаях постарается! Они любят «жареное» или «с клубничкой».

Общественное мнение будет попирать церковь, потерявшую свой авторитет («соль, потерявшую силу»). «Выбрасывают её вон на попрание людям» — на глумление. Такая «несолёная соль» служит предметом для негативного обсуждения, создания анекдотов и насмешек.

Церковь же предназначена не только аккумулировать внутри себя понимание добродетели и порядка, нравственности и чистоты, но и распространять это всеми мыслимыми и доступными средствами. И самый мощный путь, по которому мы можем двигаться,— это образ нашей жизни. Чтобы все соседи могли констатировать, что там живут добропорядочные мирные люди, отзывчивые на зов о помощи. Дети их хорошо воспитаны, и улыбка у них не «дежурная», а от чистого сердца. Как сказала одна библейская женщина, наблюдавшая за часто ходившим мимо её дома пророком Ильёй: «Он — святой человек».

Вторая задача Церкви — быть светом. В Библии не сказано, что мы можем или нам необходимо стремиться стать солью или светом для этого мира. Бог внятно сказал: «Вы — соль земли», «вы — свет миру».

Однажды я задумался над тем, до какой степени распространяется свет? Задача света проста: действовать не каким-то узконаправленным лучом, а освещать всё вокруг. Свет не освещает некий кусочек, но освещает всё пространство. То есть, задача света освещать всё! Он может осветить что-то приличное, а также осветить и неприличное. В его задачу входит осветить всё, что существует.

Церковь должна освещать мир, и это захватит многие сферы общественной жизни. Я верю в то, что Бог может подарить многим людям, которые трудятся в политике, в бизнесе, науке, экономике и других сферах общественной жизни откровения различного характера, которые высветят обширные возможности для государства, о чём и не мечтали наши предшественники. Свет есть свет, он для того и зажигается, чтобы осветить то, что было во мраке.

Маленький библейский пример по этому поводу.

«Царь Сирийский пошел войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан. И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли. И посылал царь Израильский на то место, о котором говорил ему человек Божий и предостерегал его; и сберег себя там не раз и не два. И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей» (4 Цар.6:8—12).

Служба безопасности любой страны за такого человека (Елисея) отдала бы сокровища,— от него невозможно было что—то скрыть. Царь враждующей армии «в спальне пошептался», а пророк уже его слова своим лидерам передал.

Дорогие друзья, меня возмущает происходящее в нашей стране, возмущает и то, что происходило год назад, в сентябре, в Америке: почему христианство, которое есть свет мира, не смогло, молясь, получить от Бога ясное слово о том, что обезумевшие бандиты готовят террористические акты? Почему свет не высветил замыслов обезумевших людей? Ведь и католики, и протестанты, и православные,— все мы говорим об особом руководстве от Бога. Может причина в том, что голоса тех, кто имел совет от Бога, звучали слишком одиноко даже для самой церкви?

Почему наша Россия, хвалящаяся своей 85%-ой религиозностью, ходит на поклон к современным шаманам и гадателям?

Я вчера слышал по TВ «потрясающее откровение» одной ясновидящей по поводу одного из заложников, захваченных в московском театре: «Твой родственник находится в каком-то большом доме». Браво, хвала безумию и глупости! Ведь всем понятно, что всех пострадавших и усыпленных газом вывезли либо в больницу, либо в морг. Полторы извилины надо иметь в голове, чтобы это произнести. И ещё полторы, чтобы слушать это «пророчество». А ведь слушают! По TВ показывают…

Возьмите некоторые московские издания газет, там на любой вкус представлена вся духовная глупость: ясновидящие, колдуны, хироманты, наказывающие, сыплющие, шепчущие… — люди идут на поклон к тьме!

Я их не обвиняю, дорогие друзья, мне жаль этих людей, они не видят ничего, кроме тьмы. Или видят слишком мало света и поэтому они идут к обманщикам. Они будут идти до тех пор, пока не загорится свет.

Дорогая Церковь, все православные и протестанты, услышьте меня! В моем сердце и разуме огромное «Почему?» Я далек от одичавшего состояния духа, критикующего и обвиняющего. Но может быть причина не в том, что в церквях мало святых людей, а в том, что для многих христиан так и не решен вопрос света в государстве. Может, старые обиды не дают созреть здоровому пониманию? Я призываю вас и настаиваю на серьёзной молитве о том, чтоб нам осознать своё место не только в церкви, но и в государстве.

Библия говорит: «Вы — свет этому миру». А мир — это не церковь. Речь идёт не о какой-то церковной группе, не о храмовых или церковных границах, речь идёт об обществе, в котором мы живём.

Почему было сильно государство Израиль, времен описанной истории? Потому что был Божий человек, который не позволял коварным замыслам врагов осуществиться среди Израиля. Но кто-то может возразить: «Возможно, теракты в Америке или нашей стране — это наказание Божье». В какой-то мере соглашусь. Но почитайте историю Израиля. После смерти Соломона, во дни царствования его сына, государство разделилось на 2 царства: Северное и Южное, Иудейское и Израильское.

Так вот, Израильское царство совершенно не отличалось благочестием. Они безудержно грешили. Тем не менее, Бог, через пророка Елисея, помогал Израилю, предупреждая его царя о планах враждующей стороны. Хотя Израиль был в недолжном состоянии, Бог помогал ему, и это помогло избегнуть многих серьёзных трудностей этому государству.

Утверждать, что наша страна движется какими-то своими неправильными путями,— и это так и надо, значит, оскорбить Бога, Который высказался весьма доброжелательно о нашей стране.

Дорогие друзья, у Церкви есть задача быть солью этой земли, то есть, сделать так, чтобы мораль, нравственность и добродетель, присущие верующему человеку, оказали сильное влияние на окружающих людей посредством реальной жизни.

Церковь есть свет этого мира. Так почему же большинство христиан во всём мире живут только сегодняшним днём? Им сложно думать о процветании организации или компании, в которой они работают, если у неё есть какие-то трудности. Но если он, христианин, — свет, то почему бы этому свету ни высветить возможности для политики, экономики, бизнеса, нужд города, которые послужили бы положительному развитию?

Предназначение света — освещать всё вокруг. «Зажегши свечу, не ставят её под стол, но на стол, да светит всем в доме».

Бог настаивает на том, чтобы внутренняя и любая другая образованность верующего человека становилась достоянием не только узкого круга воцерковленных людей, но и всего общества.

Церковь дорогая, Бог настаивает на том, чтобы границы нашего служения в этом мире расширялись. Речь не идёт о том, что Церковь должна диктовать условие государству, нет. Бог не позволил Церкви делать это. Но Он настаивает на том, чтобы свет высвечивал все. Чтобы в этом свете люди воистину видели свет. Как сказал святой писатель: «Во свете Твоём мы видим свет».

Христос утверждал: «Тот, кто ходит днём,— то есть, во свете,— не спотыкается».

Сегодня достаточно людей «спотыкаются« в отношении многих вопросов: городских, республиканских, российских, мировых, потому что мир не считает для себя нужным прислушаться к мнению Церкви.

Правда, нередко у мира есть основания не прислушиваться. Ему надо дать основание прислушиваться к мнению церкви. У нас есть подобная привилегия.

Дорогие, у церкви есть задача быть солью этой земли, чтобы не позволить процессам загнивания поразить окончательно нашу страну, землю, на которой мы живём и трудимся.

В то же время Церковь есть свет для этого мира, чтобы люди не бродили во мраке. Чтобы многие вопросы, касающиеся не только христианской жизни, но и образования, экономики, нравственности и многого другого решались самым лучшим образом, пережив мощное влияние ясного Божьего света и Его созидающей любви. Свет есть свет. И да поможет нам Господь!

Епископ РЦ ХВЕ Павел Желноваков

РЦ ХВЕ по материалам filadelfia.ru

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.