Письмо начальствующего епископа РЦХВЕ Президенту РФ в связи с внесением поправок к закону «О свободе совести», касающихся миссионерской деятельности

Пресс-релизы

22 июня начальствующий епископ РЦХВЕ Э.А. Грабовенко обратился с письмом к Президенту РФ В.В. Путину в связи с внесением поправок к закону «О свободе совести», касающихся миссионерской деятельности. Письма были также направлены председателю Комитета Государственной думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Я.Е. Нилову, председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ В.И. Матвиенко и председателю Государственной думы Федерального собрания РФ С.Е. Нарышкину. 

В письме Президенту РФ, в частности, говорится:

Многоуважаемый Владимир Владимирович! 

Обращаемся к Вам как гаранту защиты конституционных прав. 

7 апреля 2016 г. депутатами Государственной Думы Яровой И.А., Пушковым А.К., Герасимовым Н.В. и членом Совета Федерации Озеровым В.А. на рассмотрение Государственной Думой был внесен Законопроект № 1039149-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»1

20 июня 2016 г. законопроект был уже успешно рассмотрен и принят во втором чтении, увеличившись с первоначальных 8 до 37 страниц, затронув  больше десятка законов, далеко не все из которых относятся непосредственно к профилю Комитета по безопасности. Из содержания законопроекта очевидно, что при подготовке поправок главы других профильных комитетов не привлекались. Несмотря на то, что в данном законопроекте предлагается прямо регулировать вопросы, связанные с религией, законопроект на  обсуждение и согласование с комитетом Государственной Думы Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций не выносился. Общественное обсуждение законопроекта также не проводилось, тем самым субъекты, на регулирование деятельности которых направлен законопроект – религиозные организации, были лишены возможности высказать свое мнение.

С данным законопроектом мы категорически не согласны по следующим причинам:

Законопроект  является антиконституционным, так как нарушает фундаментальные права ее граждан и не соответствует действующей Конституции Российской Федерации. Так, например:

Предлагается дополнить Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ  «О свободе совести и о религиозных объединениях»3 Главой III1. «Миссионерская деятельность». Под миссионерской деятельностью предполагается признать распространение веры и религиозных убеждений везде (кроме культовых зданий), в том числе через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Между тем, исповедание и распространение веры являются основными целями религиозного объединения, установленными ст. 6 действующего Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Несоблюдение данных целей создания религиозного объединения влечет за собой ликвидацию религиозного объединения как потерявшего характер и признаки, для которых оно было создано.

Кроме того, введение понятия «миссионерской деятельности» является по сути избыточным и синонимичным имеющемуся  в действующем законе понятию «распространение  веры», а предлагаемые запреты при осуществлении миссионерской деятельности дублируют положения пункта 2 статьи 14 Закона о свободе совести.

Более того, статьей 242 предполагается установить порядок осуществления миссионерской  деятельности, который  предусматривает, что граждане могут осуществлять ее (а по сути распространять свою  веру  и убеждения) только от имени религиозной группы или организации. 

Вышеуказанные нормы грубо противоречат статье 28 Конституции Российской  Федерации3  и всей логике профильного закона 125-ФЗ «О свободе  совести и религиозных объединениях», которыми гарантируются каждому свобода совести и свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. 

Кто и как  будет определять, в какой момент участник религиозной организации действовал  по заданию своей организации, а где реализовывал свое собственное право и свою свободу, так как его взгляды не вполне (хотя и в общем) соответствуют религиозной  организации, богослужения которой он посещает? 

Таким образом, данный законопроект нарушает право граждан на свободу совести. Может ли при этом религиозная организация отвечать за все действия граждан, которые в той или иной мере связывают свою веру с верой, исповедуемой религиозной организацией? Очевидно, что нет. В уставе каждой религиозной организации говорится, что организация не отвечает по обязательствам своих участников, а участники – по обязательствам организации. Иначе пришлось бы декларировать, что участники религиозной организации суть одно, но этого не может быть. 

Желание столь стремительного принятия недоработанного закона, затрагивающего права и интересы миллионов граждан, более чем удивительно, особенно учитывая то обстоятельство, что накануне Правительством Российской Федерации был рассмотрен аналогичный проект федерального закона № 1051971-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»4 , внесенный членом Совета Федерации Чернышенко И.К.

Правительство, обоснованно отвергнув вышеуказанную поправку, указало, что согласно статье 3 Закона о свободе совести, в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со статьей 6 Закона о свободе совести, религиозные объединения образуются в целях совместного исповедания и распространения веры.

Таким образом, Правительство отметило, что законодательством Российской Федерации в достаточной мере урегулирован вопрос деятельности религиозных объединений в целях распространения веры. Несмотря на такое мнение, появился еще один, третий вышеуказанный законопроект, прошедший два чтения.

Предусмотренный же пунктом 3 статьи 18 Закона о свободе совести в редакции законопроекта уведомительный порядок деятельности представителей религиозных организаций при осуществлении своей деятельности на территории Российской Федерации может привести к необоснованным ограничениям свободы вероисповедания и связанных с нею в данном случае иных свобод (свободы собраний, свободы слова, свободы передвижения и так далее).

Нельзя не обратить внимание и на предлагаемые санкции:

Предполагается внесение изменений в ст.5.26 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 года N 195-ФЗ5 , дополнив ее  частями 3 – 5 следующего содержания:

     «3. Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной, либо заведомо ложной маркировкой, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

     4. Осуществление миссионерской или проповеднической деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

     5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового».

В данной редакции заложена необоснованно широкая трактовка предлагаемой нормы. С учетом низкого уровня подготовки сотрудников правоохранительных органов, особенно в  сфере законодательства о свободе совести, а также незнание основ государственно-конфессиональных отношений, такие нормы будут неминуемой причиной ущемления прав верующих и злоупотреблений. Предлагаемая поправка  не расшифровывает, каким образом и где именно религиозная организация обязана  указывать свое полное официальное наименование. И столь недоработанный, не прошедший общественную оценку законопроект предлагается уже к третьему (!) чтению.

В случае принятия этого законопроекта в части ограничений свободы совести, больше всего пострадают не экстремисты, а законопослушные граждане России. К огромному сожалению, пострадают верующие разных конфессий, для которых вера в Бога – это не просто следование моде времени, но неотъемлемая составляющая часть повседневной жизни.

Практика применения новых норм нарушит стабильность религиозного мира в нашей стране. Изменения, предусмотренные рассматриваемым законопроектом, затронут базовые  конституционные права и свободы миллионов верующих российских граждан, а также фактически упразднят одно из неотъемлемых прав  и свобод – свободу  вероисповедания. 

В связи с этим просим не допустить принятие ограничительных и репрессивных мер в отношении свободы совести в России.

_____________________________________________________________________________________________________________

 1. Законопроект № 1039149-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности // Официальный интернет-портал Государственной  Думы  РФ  http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=1039149-6&02 , (дат. обр. 22.06.2016 г)  

 2. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях // СЗ РФ.1997. – № 39. – Ст. 4465.// Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ)  http://www.pravo.gov.ru, (дат. обр. 22.06.2016г)  

 3. Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, (дата обращ.- 22.06.2016 г)

 4. Законопроект № 1051971-6 О внесении изменения в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части определения понятия миссионерская деятельность) // Официальный интернет-портал Государственной  Думы  РФ  http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1051971-6 , (дат. обр. 22.06.2016 г)  

 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016) // СЗ РФ.2002. – № 1 (Ч. 1). – Ст. 1. // Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ)  http://www.pravo.gov.ru, (дат. обр. 22.06.2016 г)  

С уважением,

начальствующий епископ РЦХВЕ        

Э.А.  Грабовенко 

РЦХВЕ

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.
ПОДРОБНЕЕ Ok