Контроль за уставной деятельностью религиозной организации

Инна Загребина
адвокат, главный редактор журнала
«Юридическое религиоведение»

Контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей ее деятельности подразумевает проверку со стороны регистрирующего органа соответствия фактической деятельности религиозной организации заявленным в ее уставе целям и задачам.

Следует особо обратить внимание, что согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" (статья 6) основной целью религиозного объединения является совместное исповедание и распространение веры, а соответствующей этой цели признаками являются: вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (пункт1 статьи 6).

Неправильное понимание руководителями религиозных организаций этого, казалось бы, простого вопроса, зачастую приводит к нарушениям законодательства. Так, например, юридическая неграмотность сотрудников одной из централизованных религиозных организаций спровоцировала подачу иска Минюстом России о ликвидации организации. Причина - неправильное заполнение форм ежегодной отчетности. Так, в своих отчетах религиозная организация в разделе «виды деятельности в отчетном периоде в соответствии с уставом», в котором, по сути, перечисляются признаки религиозной организации, везде поставила прочерки. Таким образом, получилось, что организация в течение года занималась чем угодно, но только не уставной деятельностью. Повод ничтожный и формальный, но он был дан.

Кроме своей основной цели (исповедание и распространение веры) религиозные организации в установленном законом порядке вправе заниматься и иной не запрещенной законом деятельностью, соответствующей ее цели. При этом предмет и цели деятельности религиозной организации, как некоммерческой организации, должны быть определены в ее уставе.

Что же подразумевается под деятельностью религиозной организации, противоречащей ее уставным целям?

1. Утрата религиозной организацией при осуществлении своей деятельности характера и признаков религиозной организации (совместное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии, религиозное воспитание и др.).

Например, на практике приходиться сталкиваться с тем, что руководители религиозных организаций, помимо религиозной деятельности занимаются и другими видами деятельности, например, оказанием помощи лицам, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. При этом забывая об основных целях создания религиозной организации, деятельность по реабилитации ставят на первый план. При проведении проверки выявляется, что протоколы данной организации отражают исключительно деятельность по профилактике и реабилитации лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью, и в протоколах практически отсутствует деятельность, ради которой и создана религиозная организация - совместное исповедание и распространение веры. Что и может послужить доказательством утраты признаков и характера религиозной организации и повлечь за собой ликвидацию.

Однако стоит обратить внимание и на другую сторону «медали», когда органы юстиции незаконно пытаются препятствовать благотворительной деятельности религиозных организаций. Видимо срабатывает синдром советской эпохи, когда согласно Постановлению ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» религиозным общинам запрещалась всякая социальная и благотворительная деятельность.

Так, например, в адрес религиозной организации в г. Новосибирске Управлением Министерства юстиции по Новосибирской области было направлено Предупреждение о недопустимости нарушения законодательства РФ, в котором было указано, что Церковь не имеет права содействовать профилактике и реабилитации лиц, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью.

Между тем, в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Более того, государство должно оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 11 августа 1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее Закон № 135) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность не только граждан, но и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В соответствии со статьи 4 данного закона юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей. Юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных Законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

Однако, еще раз обратим внимание читателя, что благотворительная деятельность религиозной организации не должна становится на первый план и подменять собой основные цели деятельности религиозного объединения.

2. Осуществление запрещенных для религиозных организаций видов деятельности.

В качестве примера можно привести участие религиозных организаций в деятельности политических партий и политических движений, оказание им материальной и иной помощи, предвыборная агитация, создание структурных подразделений в государственных и муниципальных учреждениях и в иных, не предусмотренных законом местах, осуществление предпринимательской деятельности, не соответствующей уставным целям, продажа получаемой гуманитарной помощи и т.д.

3. Осуществление деятельности, в том числе медицинской, образовательной и иной, без надлежаще оформленного разрешения (лицензии).

Руководителям религиозных организаций стоит особо обратить внимание на данный пункт. Если Вы хотите при религиозной организации создать образовательное учреждение с последующей выдачей дипломов, не забудьте получить лицензию на образовательную деятельность. В противном случае за грубое нарушение закона религиозная организация как юридическое лицо может быть ликвидирована по решению суда. Тем более не стоит создавать на базе местной религиозной организации «высшие духовные учебные заведения», так называемые «институты», «университеты» и т.п., создание которых является компетенцией централизованной религиозной организации и требует получения лицензии. Помните, что не знание закона не освобождает от ответственности.

Между тем, следует особо подчеркнуть, что в силу действия пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью. В качестве примера можно привести деятельность воскресных школ, курсов катехизации и различных духовных программ не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов о духовном образовании.

4. Осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации.

5. Осуществление деятельности с сокрытием наименования и вероисповедной принадлежности религиозной организации (конфессиональная анонимность).

Последнее, пожалуй, это наиболее часто нарушаемое требование закона. Напомним, что в силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

В частности, под полным наименованием следует понимать наименование организации, указанное на титульном листе устава религиозной организации. При этом сокращенная аббревиатура не допускается. Несмотря на то, что данная тема неоднократно поднималась на страницах печати и в различных методических рекомендациях, но, к сожалению, приходится констатировать факт, что отдельные религиозные организации продолжают нарушать это требование закона.

Данный перечень нарушений не является исчерпывающим и может включать в себя и другие правонарушения.

Контроль за соблюдением устава религиозной организацией относительно порядка ее деятельности.

Согласно Письму Министерства юстиции РФ от 24 декабря 1997 г. № 08-18-257-97 при осуществлении данного вида контроля регистрирующим органам следует обращать особое внимание на:

  • соблюдение уставных положений, касающихся структуры и управления религиозной организации;
  • деятельности ее руководящих органов;
  • правомочности принимаемых решений и иных положений, не относящихся к внутренним (каноническим) установлениям религиозной организации;
  • соблюдение установленного порядка и процедуры внесения изменений и дополнений в устав, реорганизации и ликвидации религиозной организации и иных действий, имеющих правовые последствия;
  • своевременное информирование религиозной организацией регистрирующего органа об изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с пункт 9 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозная организация обязана информировать орган принявший решение о ее государственной регистрации об изменении сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в течение трех дней с момента таких изменений.

При перепечатке материалов ссылка на сайт http://hve.ru/ обязательна.

В категории нет материалов.

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.