Загребина И.В. Публичные богослужения: правовое регулирование

Инна Загребина
адвокат, главный редактор журнала
«Юридическое религиоведение»

Проблема неправомерного привлечения к ответственности руководителей религиозных организаций за проведение воскресных богослужений вне культовых зданий стояла довольно остро в последние годы. Так, за последние годы пострадали евангельские христиане в г. Красноярске, г. Томске, в г. Краснодаре.

Справедливости ради, стоит отметить, что больше всего досталось религиозной организации «Свидетели Иеговы», которые на протяжении длительного периода многократно в различных регионах нашей страны привлекались к административной ответственности за проведение богослужений. 

Но, как говориться: «нет худа без добра», многочисленные жалобы по данным фактам побудили Уполномоченного обратиться в Конституционный суд РФ. Который 5 декабря 2012 г. поставил жирную точку в данном вопросе, пояснив следующее: «Федеральному законодателю – исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления – надлежит внести необходимые изменения в регулирование порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, в иных, помимо указанных в пунктах 1–4 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», местах, которые позволили бы учитывать содержательные характеристики конкретных видов таких публичных религиозных мероприятий, исходя из того, что не все они требуют от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников публичного религиозного мероприятия, так и других граждан».

Далее, Конституционный суд РФ разъясняет:  «Впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, правоприменителям, включая суды, при рассмотрении спорных вопросов относительно необходимости уведомления органов публичной власти о проведении публичных религиозных мероприятий в иных, помимо указанных в пунктах 1–4 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», местах, в том числе при решении вопроса о применении административной ответственности за несоблюдение данного требования, следует руководствоваться Конституцией Российской Федерации и настоящим Постановлением». 

Более того, Суд обязал пересмотреть судебные решения по делам заявителей, основанные на законоположениях, признанных неконституционными. Таким образом, Конституционный суд РФ вступился за права верующих.

На основании данного Постановления 22 октября был принят Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2014 г. N 316-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" четко устанавливающий места проведения богослужений четко устанавливающего места проведения публичных богослужений, не попадающих под действие Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". К ним относятся: 

  • в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
  • в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения (например, по договору аренды или безвозмездного пользования тем или иным помещением);
  • в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
  • в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
  • на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в местах паломничества;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в жилых помещениях.

Таким образом, с момента принятия данного закона больше невозможно будет привлечь к ответственности религиозное объединение по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении) в случае если богослужения и другие религиозные обряды и церемонии проводились в арендованных религиозной организацией под богослужения или другие обряды и церемонии зданиях, помещениях, стадионах, земельных участках (на которых, например, установили шатер для проведения богослужения) и.т.п. Также нельзя будет привлечь к ответственности за публичные богослужения и богослужебные действия на кладбище, в местах паломничества (при этом в законе нет указания, что следует понимать под «местами паломничества») и в жилых помещениях. 

Между тем, следует обратить внимание, что, например, обряд крещения проводимый в открытом водоеме при массовом скоплении людей под действие «льгот» не попадает, также не попадает под действие ст. 16 и евангелизации проводимые во дворах жилых домов, парках и на открытых площадках. В этих случаях необходимо будет подавать уведомления.

При перепечатке материалов ссылка на сайт http://hve.ru/ обязательна.

 

В категории нет материалов.

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.