Период позднего младенчества

Период позднего младенчества

Личность ребёнка

2-3 года. ПЕРИОД ПОЗДНЕГО МЛАДЕНЧЕСТВА.

Я ТО, ЧТО Я ХОЧУ.

  • Он что-то особенное, он одно без мамы!
  • Ребенок очень уязвим, переживает свое “Я” отличное от чьих-то мнений и желаний.
  • Он переживает свое “Я”.
  • Он что-то хочет , и при чем что-то другое, не то, что хочет мама, папа, бабушка.
  • Все, что он делает, делает все ненамеренно, он просто становится своим собственным “Я”.
  • Взрослым придется кое-что выдержать, дать возможность осознать, что “ОН” есть “Я”.
  • Он говорит “НЕТ”, и здесь надо дать возможность проявить ему свою волю.
  • У ребенка должна быть возможность проявления своего “Я”, право выбора.
  • Помочь делать вещи самостоятельно, воодушевлять делать самим! “Научи меня исполнять волю Твою” (Пс.142:10).
  • Очень часто ребенок идет на конфликты, стараясь доказать, что он личность.
  • Мама должна дать ребенку осознать, что он что-то отличное от мамы; ему нужно действовать в противовес с мамой - дать ребенку определить волю не в важных вещах.
  • Рамки для ребенка нужны, а внутри - самостоятельные действия.
  • Учителю ВШ - применять игру. ***Смотри, кто быстрей оденется.
  • *** Хочет одеть шапку другую, не ту, которую вы ему одеваете, предложите 2 и пусть он выбирает. Если нет другой, нужно отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое, и в это время одеть шапку.  У него есть право выбора, но взрослый определяет границы выбора.

    • Ребенок имеет свою волю, но не всегда он должен ее исполнять, Мы должны управлять ею разумно! Воспитывать чистоплотность (переодеваться, убирать...)

    КРИЗИС 3-х лет и центральное новообразование раннего возраста.

    Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки.

    Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми.

    1. НЕГАТИВИЗМ – все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Эта реакция не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых. Ребенок что-либо отказывается делать только потому, что его об этом попросили. Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию.

    2. УПРЯМСТВО В ПОВЕДЕНИИ – ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним, как с личностью.

    3. СТРОПТИВОСТЬ направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против его, сложившегося ранее образа жизни. Здесь сказывается строптивое отношение ко всему образу жизни, который сложился до этого.

    4. СВОЕВОЛИЕ в поведении ребенка заключается в тенденции к самостоятельности. Он хочет все сделать сам, и подавить эту тенденцию, значит, обречь его на вечную зависимость – сначала от папы с мамой, затем от сверстников и всех других. Подавить эту тенденцию, значит, породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.

    5. ПРОТЕСТ (БУНТ) - его поведение приобретает черты протеста, словно он воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями становятся обычным делом.

    6. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ - ребенок из хорошей, воспитанной семьи начинает ругаться («дура»). Он обесценивает все буквально: от игрушек, с которыми он играет, до родителей, которые его воспитывают.

    7. СТРЕМЛЕНИЕ К ДЕСПОТИЗМУ - ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. Он все время стремиться к тому, чтобы каждое его желание исполнялось (м.б. ревность по отношению к младшим или старшим). Ребенку должны достать все, что он требует, есть он будет то, что он хочет.

    Наиболее остро переживают кризис слишком опекаемые дети или те, кто живет в условиях авторитарного воспитания, сопровождаемого строгими мерами наказания. Одной из причин кризиса является угнетение (деправация) потребности ребенка действовать самому.

    Развитие детей этого возраста завершается формированием такого центрального психологического новообразования личности, как система «Я», в которую входят не только обобщенное знание о себе, но и отношение к себе в виде самооценки.

    ФИЗИЧЕСКИ - активен

    • в постоянном движении
    • любит исследовать вещи и окружающий мир
    • взрывы энергии, а затем усталости
    • начинает развивать координацию малых моторных мышц
    • начинает одеваться сам
    • строит определенные строения из кубиков, конструктора
    • сидеть - труд

    Предлагаем:

    • Находиться рядом и помогать ребёнку познавать мир. Игра простыми игрушками и играми.
    • Использовать яркие простые игрушки, пособия. Деятельность: игры, музыка, кормление, сон.

    УМСТВЕННО – исследователь ЧТО? Период начального развития мышления, дети имеют склонность судить о вещах по их внешнему виду. Все воспринимают относительно их собственного маленького мира.

    • не говорите с ними свысока, снизойдите до их уровня!
    • мир сжат, запас слов ограничен (300 слов)
    • короткий период концентрации внимания
    • воспринимает только одно задание за один раз
    • узнает свое имя в написанном виде
    • может различать цвета, начинает считать
    • может учить и повторять песни и стихи
    • реагирует на развлечения, но не обращает внимания на рассуждения
    • не имеет представления о времени и пространстве
    • у ребенка возникают речь, смысловое обозначение вещей
    • обобщенное восприятие предметного мира и наглядно-действенное мышление

    Предлагаем:

    • Обучение от простых слов к более сложным.
    • Обучать лицом к лицу, показывать картинку и рассказывать простые сказки, истории.
    • Рассказывать доступным для детей языком, не долго. Улыбаться, хвалить, любить.
    • Давать возможность подумать, попробовать руками, рассмотреть послушать.
    • Обучать, используя 5 органов чувств.

    СОЦИАЛЬНО - эгоцентричен

    • предпочитает играть один
    • начинает общаться и играть с другими
    • появляется желание сделать приятное тем, кого он любит и уважает
    • трудно делиться, разговаривать по очереди
    • живет в мире “я, мне, мое”
    • тяжело научить делиться, разговаривать по очереди
    • “улыбается ли мама или расстраивается ”- так он думает о правильном и неправильном

    Предлагаем:

    • Обучение через общение, переход от звуков к словам и названию предметов.
    • Использовать игры для обучения ребёнка и его развития, развивать чувство коллективизма.
    • Уделять больше внимания, хвалить ободрять, любить.
    • Учить делиться.
    • Объяснять, что плохо, а что хорошо. Поощрять к добрым делам. Поощрять самостоятельность.

    ДУХОВНО - он подражатель

    • Божью любовь ассоциирует с родительской
    • понимает неформальную молитву, может разговаривать с Богом
    • Бога ассоциирует с взаимоотношениями людей
    • слушает короткие рассказы
    • нравятся короткие несложные песни

    ЭМОЦИОНАЛЬНО - он боязлив

    • испытывает много сильных эмоций
    • у него много страха, поскольку развито очень воображение
    • на его чувства легко повлиять - часто злится, хочет, чтоб его любили
    • не умеет контролировать свои эмоции
    • не понимает чувств другого В период раннего детства из неудовольствия выделяются эмоции страха, гнева и страдания, равно как из удовольствия выделяются радость, привязанность-любовь и собственное удовольствие.

    Предлагаем:

    • Обучать молитве, поощрять к простым молитвам за папу и маму.
    • Учить благодарить.
    • Проявлять больше любви к ним в этом возрасте.
    • Находиться рядом с ними и молиться с ними и за них.
    • Объяснять характер Бога, показывать мир, который Бог сотворил, показывать картинки, театр, раскраски на Библейские темы.

    Под редакцией В.И.Федоровой

    Публикации по рубрикам

    Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.