Возрастные характеристики учеников

Личность ребёнка

I. ЦЕЛЬ

Изучив возрастные особенности, уметь планировать программу. Думать о ребенке: куда я приведу его? Что я хочу, чтобы ребенок умел, знал? Как он должен вести себя с другими детьми? Как он должен выглядеть через год? Конкретные цели: куда мы идем?

Не только духовное обучение: мы хотим вырастить сбалансированного взрослого!

ВОЗРАСТ – это категория в психологии, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ возраст - выражает длительность существования индивида с момента рождения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ возраст – обозначает определенную качественную своеобразную ступень развития (условия, в которых формировался - происхождение, среда, экологическое составляемое…) Как некая качественная ступень…

БИОЛОГИЧЕСКИЙ возраст

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ.

КРИТЕРИИ:

  1. Ведущий тип деятельности – как движущая сила развития - это деятельность, внутри которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы, изменяется личность.
  2. Возрастной кризис – переломный момент, точка перехода от одного периода к другому (смена одной ведущей деятельности на другую). Все зависит от того, как взрослые реагируют на этот кризис. Чем правильней поставлены взаимоотношения взрослого с ребенком, какие взаимоотношения мира взрослого с миром ребенка, чем быстрее поймет взрослый, - тем быстрее пройдет!
  3. Социальная ситуация развития – это система отношений, в которые ребенок вступает, допускается взрослым; почему к данной ситуации ребенок пришел в этом возрасте.
  4. Синзетивные периоды - чувствительный, что он чувствует (каждый период особенно чувствителен к формированию особых функций)

*** Для формирования речи – 2-3 года: от 300 до 1,5 тыс.слов за год. Упущенный синзетивный период не восстанавливается никогда!

***формирование моральных нравственных основ и суждений - 5-6 лет: хочу - не хочу; собрал - не собрал; обиделся – не обиделся… сюжетно-ролевая игра.

ЗАКОНЫ.

  1. Закон неравномерности детского развития - каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития (новообразования возраста, а потом – стоит усилия)
  2. Закон метаморфозы детского развития – это цепь качественных изменений: ребенок - это не недоделанный взрослый, на каждом этапе он полностью сформирован.
  3. Закон циклического развития – детское развитие имеет сложную организацию во времени (ритм меняется от года к году… время в детстве имеет особое измерение, течение).

Взаимодействия с ребенком.

3 процесса обучения:

  1. Обучение.
  2. Воспитание.
  3. Образование.

1. ОБУЧЕНИЕ – процесс передачи знания умения, навыков – это процесс взаимодействия учителя и ученика.

Процесс - постоянно изменяющаяся система, никогда в одинаковом состоянии не бывает!

Взаимодействия – это не одна сторона, но и со стороны взрослого и ребенка. Когда говорит взрослый - это процесс преподавания, не обучения.

***Обучение

Преподавание ------------------Учение

Обучение происходит, когда между мной и ребенком происходит взаимодействие, выстраиваются отношения.

*** S -------------O S--------------S - хочется учиться, делать, происходит обучение.

2. ВОСПИТАНИЕ – это процесс формирования личности ребенка.

Личность - внутренняя структура, индивидуальные особенности, умение взаимодействовать с другими, дает информацию о всем человеке.

Структура личности:

1) Когнитивная – ум, интеллект, знания

2) Эмоциональная часть внутренней структуры

3) Оценочно-волевая (поведенческая) - как я себя проявляю, поступаю, веду, делаю, не делаю…

***Деформация личности.

3. ОБРАЗОВАНИЕ – результат обучения (не набор умений, знаний, навыков, а умение их правильно использовать). Это то, что остается, когда выученное забылось; умение применить собственные знания, иметь собственное мнение.

*** «Гроза» Островского, читать критику, чтоб написать правильное сочинение - люди не умеют сделать собственный вывод: надо прочитать критику, чтоб узнать, этот герой положительный или отрицательный…

Системное мышление - применяя знания, иметь собственное мнение.

Отрефлексировать - сделать собственные убеждения, соответственно ситуации.

Возрастные периоды развития

8 СТАДИЙ РАЗВИТИЯ (по Эриксону)

Эриксон постулирует (принимает в качестве исходного положения без доказательств, высказывает) 8 возрастных стадий, фокусирующие в себе общие для всех людей условия развития, в которые попадает каждый человек на протяжении всей жизни.

  • Каждая стадия характеризуется психосоциальным конфликтом, который должен быть разрешен.
  • Психологическое развитие происходит в результате взаимодействия между биологическими потребностями индивида и требованиями общества.
  • Ядро, вокруг которого строится личность, является приобретение эго-идентичности.
  • Несмотря на то, что Фрейд и Эриксон разработали теории в русле психоаналитической традиции, теорию Фрейда можно назвать психосексуальной, а теорию Эриксона – психосоциальной.

Все люди в своем развитии проходят через 8 кризисов или конфликтов.

  1. Доверие или недоверие. По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. Если их мир противоречив, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научатся ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.
  2. Автономия или стыд и сомнение. Начиная ходить, дети открывают для себя возможность своего тела и способы управления им. Они учатся есть и деваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачу, его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, не способным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.
  3. Инициатива или чувство вины. В возрасте 4-5 лет дети переносят свою исследовательскую активность за пределы своего тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научатся обращаться с людьми и вещами конструктивным (такой, который можно положить в основу чего-то, плодотворный) способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако, если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виновными за многие свои поступки.
  4. Трудолюбие или чувство неполноценности. В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном (действительном) росте компетенции (круг вопросов, в которых данное лицо обладает познанием) ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.
  5. Идентичность или смешение ролей. До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей – ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы… В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целую идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать (объединение в целом каких-либо частей) стержневую идентичность (тождественный, одинаковый) или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией (распространение, растекание) идентичности (тождественности).
  6. Близость или изоляция. В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. Близость – это способность отдать себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех или установление такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены 5 предыдущих конфликтов.
  7. Генеративность (порождать, производить) или стагнация (застой). Во взрослости, после того, как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделять больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерному поглощению собой: излишней озабоченностью своим здоровьем, стремлением непременно удовлетворить свои психологические потребности, уберечь покой…
  8. Целостность или отчаяние. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря, и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком такой, какая она есть. Но если жизнь кажется пустой тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. То или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупности опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

5 ОБЛАСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Лк.10:27

“...Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим" - духовная

"и всею душою твоею," - эмоциональная

"и всею крепостью твоею," - физическая

"и всем разумением твоим," - умственная (интеллектуальная)

"и ближнего твоего, как самого себя"социальная.

Чтобы быть хорошим родителем и наставником, нужно внимательно и пытливо наблюдать за ребенком и МНОГО МОЛИТЬСЯ. Люди, которые не позволяют прошлому сгореть и стать горячим для будущего, обречены ходить по замкнутому кругу. Прошлое – это барометр, который позволяет нам понять, что происходит в нашей жизни, и помогает произвести определенные изменения в будущем. Это компас, а не магнит. Воспитание детей – это временный труд с долгосрочными результатами.

ОСНОВЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Знание и понимание следующих принципов развития детей поможет учителям и родителям в их воспитании:

  • Любое поведение имеет свою причину.
  • Все дети проходят одни и те же ступени развития, на которых изменения происходят от простого к сложному.
  • Каждый ребенок развивается по общей схеме, но с индивидуальными особенностями.
  • Развитие ребенка не прекращается, но может меняться.
  • Развитие ребенка – результат созревания (проявления потенциальных возможностей) и обучения ( связанного с приложением усилий и тренировок). - Чтобы понимать ребенка, нужно знать, как происходит его физическое, духовное, социальное и эмоциональное развитие.
  • Ребенок не может начать учиться в школе, пока его общее развитие не достигло определенного уровня. Учителя и родители должны не пропустить это время, когда ребенок готов и хочет воспринять определенную идею или выполнить ту или иную задачу.

РАЗЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.

В течение своего развития каждый ребенок проявляет индивидуальные черты характера, свойственные только ему одному. Они определяются тремя факторами:

  1. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬЮ – врожденными признаками, унаследованными от родителей.
  2. СРЕДОЙ – тем окружением, в котором растет ребенок, подросток.
  3. СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАКЦИЕЙ на события жизни, ибо каждый ребенок интерпретирует и реагирует на то, что с ним происходит, по-своему.

Потенциальные возможности всех детей различны. Значительное влияние оказывает на них та эмоциональная обстановка, которая окружает ребенка. Если она характеризуется чувством безопасности, родительской любовью и наличием определенных ограничений, то ребенок имеет все предпосылки к тому, чтобы полностью осуществить свой потенциал.

Другим важным фактором может стать христианское воспитание в церкви и дома.

Помня об общей характеристике каждой возрастной группы, учителя и родители не должны забывать об уникальности человека, которого воспитывают с любовью и пониманием, растет здоровой и цельной личностью.

Библия учит, что каждая человеческая жизнь – священна. Она рассматривает человека как единство тела и духа, выделяя, прежде всего, его бессмертную душу. Христианское воспитание в школе и дома должно следовать библейской мудрости и ориентироваться на целостное развитие ребенка.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВОЗРАСТНЫХ КОНФЛИКТОВ.

По мере роста и развития детей, все они испытывают стресс, беспокойство, сталкиваются с конфликтными ситуациями. К основным видам конфликтов, через которые проходят дети в своем развитии, можно отнести следующие:

  • Зависимость – независимость
  • Спокойствие – беспокойство
  • Агрессивность – сотрудничество
  • Любовь – ненависть
  • Интерес – скука.

Чтобы ребенок стал независимым, он должен отказаться от заботы взрослых. Чтобы не потерять интереса к жизни, ему необходимо пожертвовать спокойствием, которое возникает при общении с привычным окружением. Дети жаждут любви и восхищения, однако, их эгоцентричность и агрессивность могут вызвать неодобрение и даже потерю любви окружающих. Для развития самосознания необходимо, чтобы ребенок имел положительный пример или родителей или человека, имеющего большой авторитет и отождествляющего себя с ними. Нужно, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят и любят. Если же при этом существует контроль за его поведением и разумные ограничения его поступков и желаний, то у ребенка вырабатывается объективная оценка самого себя. От взрослых дети ждут поддержки, любви, совета, помощи в самоутверждении и создании атмосферы спокойствия и уверенности. Им также необходима независимость, возможность испытать собственные силы, развить в себе чувство ответственности, ощутить свой интеллект. Дети нуждаются в общении со взрослыми, которые обладают твердыми христианскими принципами и способны вести детей за собой.

Проявляя ВНИМАНИЕ к детям, вы помогаете им убедиться в их собственной ценности:

  • Проводите больше времени с ребенком дома и в церкви.
  • Научитесь открыто выражать вашу заинтересованность: сядьте рядом с ребенком, так, чтобы можно было смотреть ему в глаза, возьмите его за руку, обнимите.
  • Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, слушайте его, о чем он говорит, старайтесь понять, что он имеет в виду.
  • Постарайтесь определить, какие чувства отражают данное поведение.
  • Ваша цель состоит в том, чтобы, по возможности, полнее понять мир ребенка, его мысли и чувства. Тогда вы сможете с большей уверенностью руководить его развитием и учебой.

Под редакцией В.И.Федоровой

 

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.