Индивидуальность ребенка

Индивидуальность ребенка

Личность ребёнка

Способности дарованы ребенку при рождении, их развитие проходит по своим четким законам. Нельзя ускорить процесс развития, если способности спят и не востребованы. Нет неспособных детей (принимаются во внимание интеллектуально полноценные дети), есть нераскрытые способности и нетерпение взрослых. Одни способности развиты более, другие менее. Отсюда и деление детей и взрослых людей на гуманитариев и аналитиков. Деление условное, просто в определенный момент у ребенка были замечены способности к анализу, и они в большей степени развивались и поощрялись, а склонность к художественному восприятию не принималась во внимание, акценты были расставлены в пользу математических возможностей.

Возможности включают в себя способность самостоятельно решать собственные проблемы, ранний опыт и успехи, приносящие ребенку активность и заинтересованность, уверенность и осознание себя как человека уверенного и компетентного.

Однако детский характер может претерпевать некоторые изменения под благоприятным или неблагоприятным воздействием окружающего мира. Индивидуальные черты характера в силу определенных условий могут быть ослаблены, но не изжиты вовсе. Поэтому, как правило, стремление изменить характер ребенка терпит неудачи. А если попробовать найти другой подход? Не переделывать и искоренять, а понять и пойти на компромисс. Поиск и выработка решений способствуют укреплению взаимопонимания, устраняют изнурительные трения, способствуют развитию способностей и активизируют процесс познания. Родители и дети могут обладать разными характерами, но это не должно мешать их общению.

Постарайтесь стать ребенку разумным помощником, совместно находите оптимальные решения, поощряйте его интересы и стремления, способствуйте развитию заложенных природой способностей, будьте терпимы, внимательны, радуйтесь любому его успеху, поддерживайте его уверенность в себе.

 УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ

  • Если мы учим ребенка на уровне его восприятия, он становится способным к усвоению того, чему мы его учим.
  • Мудрый учитель будет пользоваться разнообразием своих методов, чтобы каждый ученик получал знания на всех его уроках.
  • Молитесь, чтобы Бог дал вам способность и помог так перестроить учебный процесс, чтобы он стал доходчивым для всех детей.

1. ЗРИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Лучше всего воспринимают, когда видят перед собой то, что изучают (диаграммы, рисунки, карты, средства наглядности).

2. СЛУХОВОЙ УРОВЕНЬ Слышат о том, чем они занимаются, а также имеют возможность сами говорить об этом.

3. ОСЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Ученикам с восприятием этого типа больше всего нравится, когда они могут во время изучения чего-либо трогать учебный материал.

4. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Лучше всего усваивают материал, когда находится в движении.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА УЧЕНИКОВ

1. СЧИТАЮЩИЙСЯ С ФАКТАМИ.

  • Лучше всего учится, когда учитель представляет факты.
  • Любит программированное обучение, соревнования, тематические игры и тесты.
  • Предпочитает на уроках иметь дело с фактами, с достоверной информацией.

2. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ УЧЕНИК (ЛЮБИТЕЛЬ РАЗВЛЕЧЕНИЙ).

  • Лучше всего учится, когда что-либо делает.
  • Любит принимать в учебном процессе активное участие.
  • Лучше всего учится, когда находится в движении.
  • Предпочитает ориентированное на деятельность учебное окружение.

3. ЛЮБИТЕЛЬ ПОТРОГАТЬ.

  • Лучше всего учится, когда может потрогать то, что изучает.
  • Любит манипуляционное обучение.
  • Любит осязательное обучение.

4. НАБЛЮДАТЕЛЬ.

  • Лучше всего учится, когда воспринимает учебный материал через зрение.
  • Любит визуальные вспомогательные средства, диаграммы, рисунки, написанные слова.
  • Предпочитает спокойное учебное окружение.

5. ЛЮБИТЕЛЬ ПОГОВОРИТЬ (ГОВОРУН).

  • Лучше всего учится, когда воспринимает учебный материал через слух.
  • Любит и слушать, и говорить; для полноценного обучения ему необходимо и то, и другое.
  • Предпочитает учебное окружение, изобилующее звуками.

ПОНИМАТЬ СВОЙ СТИЛЬ

  • Мы по-разному учимся, по-разному воспринимаем окружающий мир.
  • Если вы проанализируете стили, которым сами отдаете предпочтение, то ощутите необходимость планировать свои уроки таким образом, чтобы включать виды работы, не соответствующие вашему собственному стилю.
  • Выбирать методы, которые помогут детям учится.
  • Ученики должны иметь возможность все время использовать стили обучения, которым они отдают предпочтение.
  • Предоставляя виды деятельности для всех стилей обучения, вы даете возможность каждому ученику хорошо проявить себя в чем-то и помочь другим.

КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ. КОНКРЕТНОЕ.

НОВАТОРЫ А что, если? Что из этого получится? Учатся в действии Экспериментаторы Активны, конкретны Легче учатся, если выйдут вперед и сделают 100 ошибок. * Давайте сделаем часы и будем продавать их.

ИНТУИТИВИСТЫ Почему есть? Почему нет? Учатся через общение. Принимают жизнь, как она есть Предпочитают учится на вашем опыте Любят, когда вы рассказываете о себе Наблюдают за кем-то. * Кто изобрел часы?

ПРАКТИКИ Как это действует? Шаг за шагом, проверяют теории, используют идеи в практических ситуациях Изучают детали, все воспринимают, все совмещают, чтобы возникла большая картина. *Как работают часы?

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ Что? Аналитики, мыслители, наблюдатели. Смотрят на вещи глубоко, но не первые в числе желающих испытать что новое. Хотят сделать все правильно. Очень исполнительны. Углубляются и изучают детали. *Узнать все о часах, все факты, все детали.

ИНТУИТИВИСТЫ. Активно вовлечены в процесс познания. Рассматривают конкретную ситуацию с различных точек зрения, размышляя над собственным опытом, чтобы найти смысл и сделать выводы.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ. Воспринимают информацию абстрактно и усваивают её, размышляя над ней. Их интересуют понятия и идеи, сбор и анализ информации. Ключевой вопрос - ЧТО? - и чтобы ответить на него, необходимо предоставлять факты и понятия.

ПРАКТИКИ. Абстрактно воспринимают информацию. Усваивают её при непосредственном применении. Хотят знать, как устроены вещи и как они могут применять познаваемое в повседневной жизни.

НОВАТОРЫ. Воспринимают информацию конкретно и усваивают её, активно используя. Им нравится приводить все в движение, обязательно проверять на практике полученные опыт и знания.

  • 35% учеников – интуитивисты.
  • 22% - Интеллектуалы.
  • 18% - Практики.
  • 25% - Новаторы.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

ТЕМПЕРАМЕНТ - индивидуальные особенности человека, определяющие динамику (подвижность) его психической деятельности и поведения. Темперамент человека зависит от типа его нервной системы.

«КОНТРОЛИРУЮЩИЙ КОСТЯ». Он лидер. Ему нравится быть во главе, хочет за все отвечать. Смелый, сильный, требовательный. Энергичен, все контролирует. Принимает решение, видит цель и следует за ней. Сильная воля, зависит от себя. Склонен высказать свою точку зрения. Открытый, дела ему доставляют радость. Побуждает других своими планами и целями. Быстро принимает мудрое решение, все хочет изменить, сделать по-своему. Там, где другие терпят поражения, одерживает успех, преодолевает трудности. Очень выдержан, упорный. Врожденный руководитель. Люди для него - средства для достижения цели. Может задеть человеческие чувства, т.к. сторона чувств у него очень слабая Принимает решение, не выслушав. Часто проявляет гнев. Вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях. Молиться ,чтобы не быть слепыми с другими людьми, чтобы с любовью смотреть на других.

***Если не дать ответственность ребенок сам будет руководить классом. - Ему не нравится, когда дают задания - готов сражаться. - Любит соревноваться и побеждать. - Необходимо дать возможность развить нужную черту характера. - Научить видеть истинный авторитет - уметь следовать за кем-то.

«СЧАСТЛИВАЯ ВЕРА». Очень творческая, очень гибкая. Много говорит, создает много шума. Дает идеи, двигает все вперед, нравится разнообразие. Бурно отвечает на все, необыкновенное умение быть счастливой. Быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Хороший рассказчик в больших группах. Тепла в чувствах, сама все переживает. Имеет много друзей, любит людей, разделяет горе и радость. Бегает туда, где повеселей. Очень энергична, выполняя одну идею, переходит к другой. Боится быть отвергнутой, способна лицемерить, лишь бы защитить мнение о себе. Легко отвлекается на помощь сфокусироваться на каком-то задании. Не организованна, слабовольна, не дисциплинированна, особенно в речи. Активная, но не сфокусирована на цели. Слаба в вопросах морали - привлекает противоположный пол. Часто забывает, что обещает, Любит говорить, но не слушает других. ***Учить упражнять себя, уметь вести себя в группе людей. - Уметь чувствовать нужды других, учить выслушивать других. - Научить работать с карандашом и блокнотом.

«ПЕРФЕКЦИОНИСТКА ПОЛИНА». Идеальное дополнение счастливой веры – у нее все под контролем, все в порядке. Очень серьезная, не радуется жизни. Очень чувствительна, по природе замкнута. Иногда угнетена, насуплена, но очень верный друг. Не всегда легко подружиться, редко выходит сама на контакт, ждет чьего-то предложения, Занята деталями, аналитична. Не меняет планов, не гибкая, доводит дело до конца. Любит читать, задает много вопросов. Учится на основании ошибок. Строга, практична, терпелива. Боится что-то делать без подготовки, не может рисковать, боится ошибиться. Живет по расписанию, “ропотник”, возмущается. ***Необходимо помочь понять, что ничего страшного, если сделает ошибку. - Помочь полюбить себя, прощать себя, она больше всех нуждается в похвале. - Дай возможность быть наедине, она постоянно исследует свой дух и жизнь. - Дух Святой приспосабливает нашу жизнь к Божьим планам! Учите доверять свои планы Богу!

«МИРНЫЙ МИША». Спокойный, уравновешенный, не раздражительный. Всегда ровный, “уровень кипения высокий”. Много способностей, хорошее чувство юмора. Ему трудно отстоять себя, т.к. на него давят другие. Хороший рассказчик, но когда находится в малых группах. Не любит перемены и разнообразия. Неактивный, нет проблем с дисциплиной. Сфокусирован не на цели, не на задачи, а на людях. Очень заботлив, любит помогать. Приспосабливается, может изменить манеру разговора, лишь бы угодить кому-то. Трудно принимает решения, т.к. хочет, чтобы все были довольны. “Золотой миротворец” чувствителен, любящий, но не любит конфликты (“наушник”), Обидчив - не позволять обиде накопится. Эгоистичен, не чувствителен к нуждам других. ***Божьей помощью задействовать в труд. - Не заставляйте изменяться, не давите - будет сопротивляться. - Давайте задания, четко указав время (ты должен справиться за 15 мин.). Изучать учеников и их темперамент важно для того, чтобы знать: - Какого типа вопросы задавать, - Какое дать им задание, чтобы они удобно чувствовали себя.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕНТРОВ

Центры - это способ организации учебного процесса так, чтобы ребенок мог сам выбрать из всего разнообразия действий и учиться в наилучшем для себя режиме.

  • Обучение с использованием центров способно укрепить качества лидеров, особенно у энергичных детей.
  • Дети учатся терпению, порядку, упорству, умению делиться.
  • Центры должны быть ориентированы на Библию.
  • Преподавание в группах должно основываться на следующих теологических принципах:
  1. Бог сделал каждого человека неповторимым.
  2. Бог создал нас со свободной волей.
  3. Бог хочет, чтобы мы отвечали Ему.
  4. Бог создал нас, чтобы мы имели общение с Ним и другими.

Для чего применяют центры? В центрах поощряется метод исследования, где ребенок, принимая активное участие, и через свой личный опыт “учит” сам.

Для кого они? Все дети могут извлечь пользу, потому что там удовлетворяются личные запросы учеников, и каждый ребенок прогрессирует в нормальном для себя режиме. Обучение в центрах представляет собой “обучение в игре” с различными действиями, организованными вокруг учебной цели. Центры обеспечивают независимые, самоориентированные способы, что позволяет учителям уделять больше времени детям индивидуально. Учебные центры подчеркивают цель с помощью книг, через рассматривание рисунков или через участие в спектакле.

Учебный центр представляет собой:

  • метод преподавания
  • учебный процесс, призванный выполнять определенные цели, которые может осуществлять
  • способ постановки задач, при которых ученики могут выполнять различные задания, одновременно выбирая задания в соответствии с уровнем способности и заинтересованности ученика
  • действие, призванное научить достичь определенной цели
  • способ использования материалов и задач так, чтобы дети сами могли делать выбор и направлять свое обучение

Под редакцией В.И.Федоровой.

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.