Дети должны любить и быть любимыми

Мудрым родителям о детях

В своей книге «Терапия реальности» известный психиатр Доктор Вильям Глассер излагает свое мнение о том, что душевных болезней или чего-то подобного просто не существует. Те отклонения от общепринятых норм, которые мы до сих пор классифицировали как душевную болезнь, утверждает Глассер, являются результатом двух основных недостающих потребностей жизни, а именно: любить и быть любимыми. Если одна из этих потребностей не удовлетворена, человек склонен к тому, чтобы душевно сломаться.

Как выражается Виктор Гюго: «Высшее счастье жизни заключается в уверенности, что мы любимы».

Малютка, растущий ребенок, подросток, неженатый (незамужняя), родители и старики – все хотят расположения и доказательства любви. Любовь же не следует воспринимать как должное.

Доктор Рене Шпиц, Нью-Йоркский психоаналитик, три месяца наблюдал за реакцией малюток в приюте, где каждый ребенок, вследствие большой занятости ухаживающего персонала, имел лишь «одну десятую матери». Др. Шпиц установил, что около 30% малышей умирали, не достигнув одного года.

Душевная болезнь так же опасна, как и телесная. Она действует медленней, но точно так же. Без душевной удовлетворенности дети умирают.

Внутренняя потребность любить и быть любимым глубоко заложена в человеке. Всю жизнь нам бы хотелось приобретать друзей. Способ, которым мы как родители выражаем свою любовь к ребенку, основательно воздействует на его способность успешно воспринимать связь с другими. В какой степени мы вовлекаем своего ребенка в нашу жизнь, в какой мере показываем ему свою любовь и отвечаем на его любовь – в той же мере он способен впустить в свою жизнь других, войти в дружеские связи и проявить свою любовь.

Доктор Джон Маккензи говорит: «Бесспорно, уверенность быть любимым и любить способствует чувству кому-то принадлежать. Это чувство надежности – необходимая основа доверия. Без доверия нельзя смотреть жизни в глаза».

Если спросить родителей, любят ли они своего ребенка, можно услышать от них ответ: «Конечно, любим». Однако, гораздо важней вопрос: «Знают ли ваши дети, что их любят?»

Наблюдения над некоторыми неуравновешенными юношами-студентами одной из высших школ показали, насколько важно, чтобы ребенку объяснили, что его любят.

Прежде всего, исследователи долго работали над тем, чтобы добиться доверия 10 студентов, о которых факультет думал, что они самые запущенные и неорганизованные. Каждого в отдельности спрашивали: «Сколько времени прошло с тех пор, как родители тебе говорили, что любят тебя?» И только один из них ответил, что слышал что-то подобное, но не помнит когда.

В противоположность этому, организаторы теста провели то же самое с другими 10 юношами, которые считались наиболее организованными и собранными и отличались особо выдающимися успехами. Все они без исключения сказали, что неоднократно слышали, что родители говорили им о любви к ним, причем, за последние сутки. («Сегодня утром», «Вчера», «Вчера вечером»).

1. Любовь – испытанный ответ.

Мы учимся любить. Ребенок рождается без знания, как он должен любить, но с врожденной способностью воспринимать любовь. При отсутствии любви некоторые малютки буквально чахнут и умирают. У других детей развиваются ненормальные личные качества. Ребенку требуется ежедневное, постоянное тепло. В трудностях ему нужны утешающие руки любви в той же степени, как еда и чистый воздух. Любовь нужна ему больше всего именно тогда, когда он непослушен или у него возникли какие-либо проблемы.

Точно так же, как малыш принимает любовь, он отвечает на нее и учится ее отдавать. К сожалению, некоторые люди, особенно мужчины, являются жертвами «табу нежности» и считают, что чувства нельзя показывать. Но сила как раз в том и заключается, чтобы быть ласковым, сочувствующим и нежным. Слабые - жестоки, безучастны и лишены любви. • Любовь между родителями влияет на детскую способность любить.

Если ребенок знает, что его родители любят друг друга, он будет вооружен в жизни уверенностью, твердостью и почтением, чего он не достигнет никаким другим способом.

Ребенку, который знает, что его родители любят друг друга, слышит нежные слова, которые они произносят, не нужно объяснения любви Бога и красоты сексуальных отношений.

Это значит, что любовь зрима. Это значит - верность при исполнении маленьких услуг, особая предупредительность и приветливость и, если находишься далеко от дома, поддержание контакта письмами. Это значит – говорить ребенку любящие слова об отсутствующем родителе и хвалить его.

Ребенку нужна любовь, он хочет знать о ней больше, чем о других вещах. Если в доме не показывают настоящей любви, ребенок приобретает неправильное представление о ней и дополняет его наблюдениями из фильмов, романов и журналов. Ребенок должен видеть настоящую любовь родителей. Один старшеклассник писал: «Счастьем моим и моей семьи является то, что отец и мать так любят друг друга».

2. О любви надо высказываться.

Любовь касается всей жизни. Чтобы помочь показать значение любви, следует напомнить о нескольких особенностях.

Как передается любовь? Мы говорим, что ощущаем любовь. Это правда. Люди могут всевозможными многообразными способами проявить ее: обниматься, улыбаться, похлопать по плечу и молча посмотреть в милые глаза. Ребенку важно чувствовать любовь через высказывания.

Самый действенный путь научить любить состоит в том, чтобы быть в этом примером. Как сказал один старый драматург: «Кто не показывает любви, тот не любит».

3. Любовь хочет высказаться.

Некоторые считают, что о любви к детям не следует говорить, это своего рода личная тайна. Обычно эти люди сами себе противоречат и не колеблются произносить ругательные слова. Соответственно следовало бы ожидать, что они не должны говорить детям и о своих разочарованиях. Слова любви необходимы.

В каждой семье самым распространенным вопросом, особенно у детей, является: «Знаешь что?» В одной семье на него принято было тут же ответить: «Да, знаю, я тебя люблю». Разве это не прекрасно? Маленький мальчик из этой семьи лежал в больнице тяжело больной. Он даже не мог говорить. Когда родители пришли навестить его, они прошептали ему: «Знаешь что?» И хотя он не мог ответить, глаза его засветились.

4. Любовь требует поступков.

Бессмысленно говорить о любви, не практикуя ее. Маленький мальчик грустно сказал: «Папа говорит, что любит меня, но у него никогда нет для меня времени».

Другой маленький сын постоянно просил отца помочь ему построить домик во дворе. Отец пообещал ему. Но в конце каждой недели он бывал занят то какой-то деловой встречей, то неотложным домашним делом, то общественной работой.

Однажды мальчика сбила машина. Когда отец пришел в больницу к ребенку, умирающий сын с улыбкой сказал: «Ну, папа, мне кажется, мы никогда уже не построим домик». Мальчик, естественно, больше нуждался в общении с отцом, чем в домике.

Один отец рассказывал о похвале, которой он удостоился от сына, закончившего школу и готовящегося поступить в университет. Юноша пригласил его покататься с ним на лодке. Отцу не хотелось спускаться по стремнине, тащить лодку в обход водопадов и править в водоворотах. «Я плохой пловец», - сказал он. Он чувствовал, что поход будет сложным, поэтому сказал: «Возьми с собой своего друга, а расходы на вас обоих я беру на себя». Но сын возразил: «Папа, я не хочу ехать с другом, я хочу ехать с тобой».

Это было похвалой.

5. Любовь включает в себя доверие.

Руфус Мозели рассказывает о том, как он вырос в джунглях южных гор. Жизнь была трудной. Все жили очень бедно, но, благодаря своим родителям, он получил образование. И в день отъезда отец заключил все свои заботы и ожидания в слова: «Мой сын, я не много знаю о мире, куда ты хочешь идти, но я доверяю тебе». Руфус сказал, что он никогда не забывал этих слов. Если родители мудро любят своих детей, они стараются привить им чувство личной независимости. Следствием этого является доверие. У недоверчивых родителей вырастают коварные дети.

6. Любовь требует готовности выслушать.

Большинству родителей трудно выслушивать. Они обременены своей работой и часто устают. Детскому лепету они не придают значения. Но мы учимся многому именно через выслушивание, а не через разговор – особенно если это ребенок. Внимательно прислушаться к маленьким болям, жалобам и радостям ребенка и есть проявление настоящей любви. Если ребенку уделить все наше внимание и смотреть ему в глаза во время его рассказа – это способствует любви. Видели ли вы когда - нибудь, чтобы ребенок обхватил руками ваше лицо и повернул бы к себе? Как часто родители смотрят именно в другую сторону, когда ребенок говорит.

Как часто он желает высказаться, но родители продолжают читать газету или наказывают его, потому что он перебил их.

Без сомнения, между родителями и ребенком возникают тесные взаимоотношения, если они выслушивают его заботы, а также и с подростком, который говорит родителям о своих проблемах.

Родители, уделяющие время тому, чтобы выслушать и вникнуть в лепет малыша, будут и впоследствии в состоянии понять его. Если родители выслушивают своего ребенка, то и он, став старше, выслушает своих родителей.

7. Любить – значит делиться опытом.

Если ребенок причастен к работе и игре, то он рассказывает, что родители его любят и с ним считаются. • В журнале «Ферма и ранчо» одна мать рассказывает, что ее подрастающая дочь вдруг стала дерзкой и наглой и при малейшем замечании начинала плакать. «Вместо того, чтобы наказывать Бетти и постоянно напоминать ей о возрасте, я решила показать ей свою любовь и больше хвалить. Я перестала требовать от нее выполнения определенных обязанностей и вместо этого попросила ее помочь мне выполнять мою работу. Раньше ей приходилось вечером одной мыть посуду, и делала она это «из-под палки» - теперь мы делали эту работу вместе и при этом беседовали. Я решила иногда нежно обнимать и искренне хвалить ее, если она того заслуживала. Мы с мужем отказались от своих хобби и вечерами играли с ней. Постепенно мы снова обрели свою дочь».

Если родители показывают своим детям, как следует что-то делать, если они вместе играют и работают и создают веселую атмосферу и, таким образом, приятно проводят вместе время, ребенок учится тому, как поступает любовь.

Ощущение согласия, понимания зависит от опыта совместного действия и сплоченности. При отсутствии этого чувствуется одиночество и недостаток любви.

Многим людям задавали вопросы: О каких счастливых времена вашего детства вы помните? Ответ каждый раз свидетельствовал о том, что самыми счастливыми были те, у которых что-то в семье делалось сообща. И хотя какие-то эпизоды тогда и казались малозначительными, слабыми, они имели впоследствии огромное значение, если происходили в рамках семьи. Каждый раз, когда рассказываешь о таком событии, оно вдруг оживает вновь.

Поэтому надо использовать все возможное: время еды, сна, свободное и рабочее время, время игры – все, что совершается в семье сообща, так как все это и есть повод любить и быть любимым.

8. Любовь способствует открытым и приятным взаимоотношениям.

Важнейшим основанием для послушания ребенка является его потребность родительской любви. Когда ее нет, ребенку не интересно быть послушным. Это еще раз подчеркивает, насколько важно поддерживать открытые, приятные отношения. Любовь не должна предъявлять условий. Доктор Давид Гудман советует: «Никогда не говорите ребенку: «Я буду любить тебя, но…» Никогда, также, не говорите: «Я буду любить тебя, если…» Всегда говорите: «Я люблю тебя». Будьте при этом искренними, подтвердите свои слова лаской, объятием, заботой, утешением, дружелюбием и смехом. Все это вселяет в ребенка чувство уверенности в том, что его любят».

За детскими шалостями любовь видит самого человека. Она старается понять поиски ребенком своей идентичности. Любовь прислушивается даже тогда, когда ей больно. Ребенок, убегающий из дома, плохо чувствует себя в нем, потому что ему не хватает любви.

Джеймс Хаймс поощряет родителей к тому, чтобы они каждый день вновь влюблялись в своего ребенка именно потому, что он является их отражением. Да, ребенок живет любовью, а не тем, что получает кров, пищу и одежду.

9. Любовь считает личность важнее, чем вещи.

Родителям бывает трудно понять, что детей можно скорее расположить к себе любовью, а не вещами. Дети могут получать прекрасные подарки – и все же чувствовать себя ненавидимыми. Почему? Потому, что им нужны родители, а не подарки.

В одной семье родители оставили своего маленького сына с товарищами, а сами отправились на прогулку. Вернувшись, они подарили ему красивую дорогую игрушку. Он бросил ее на пол, стал ее топтать ногами и сломал. Родители отругали его.

Не надо быть психологом, чтобы понять, что произошло. Родители этого ребенка часто оставляли его одного с друзьями даже на несколько дней. Каждый раз они возвращались с подарком. Вместо того, чтобы обнять ребенка, они совали ему игрушку. Он чувствовал себя обманутым.

Глубоко в душе ребенка скрывается желание любви. И никакой подарок не может ее удовлетворить. Иногда родители говорят: Я всю жизнь перебивался, пусть ребенку моему будет легче».

Такие родители обычно разрушают то, о чем они мечтают. Они хотят, чтобы ребенок знал об их любви к нему. Но они обкрадывают его, не уделяя ему времени, хотя тяжело работают, дабы добыть ему хорошие вещи, и считают, что этим делают ребенка счастливым. Ребенок чувствует, что вещи стали дороже человека. Добрые намерения таких родителей не подлежат сомнению, но результат трагичен.

Любовь означает уделять друг другу время. Она означает беседу за столом или у костра. Любовь – это когда семья отправляется гулять по лесу или парку. Она означает счастье оказать услугу другим. Любовь означает устроить игры, в которых все могут участвовать и получать радость. Любовь означает посмеяться над самим собой и дать другим чувство принадлежности семье. Она означает сообща обсуждать какие-то проблемы, вместе молиться. Любовь умеет слушать. Любовь – это каждое слово и каждое дело, создающее чувство уверенности: Я люблю и любим!

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.