Благожелательное отношение к ребенку: истинный смысл Притчи 22:6

Мудрым родителям о детях

Дорогие родители, нам с вами очень важно понять: Бог не только сотворил каждого из нас по Своему образу, - Он каждому даровал уникальную индивидуальность. Вдумайтесь: нас больше пяти миллиардов, но нет ни одного такого же как вы. И ни одного, подобного вашему ребенку. Если мы не похожи ни на одного из пяти миллиардов людей, то зачем стараться стать на кого-то похожим? Тем не менее, многие стремятся походить на других. Они живут, завидуя другим людям – их внешности, волосам, фигуре, талантам, способностям. Чтобы реально взглянуть на себя, надо понять: Бог создал каждого уникальным.

Перефразируя известную рекламу, скажем: «Бог не производит второсортный товар». Вспомните слова царя Соломона: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Пр. 22:6). К сожалению, многие родители-христиане неправильно истолковывают этот стих. «Читайте Библию в семье, молитесь, водите детей в воскресную школу и церковь, и когда они вырастут, не отойдут от веры», - вот как они его понимают. Но истинный смысл этого стиха нам подсказывают слова «путь его». Автор говорит о пути ребенка, а не о Божьем пути! Речь идет о том, что ребенок стремится следовать за лидером, и задача этого лидера – наставить ребенка на его собственный путь.

В другом месте, в Псалмах, то же самое древнееврейское слово переведено «натянули» - как натягивают лук (Пс. 10:2). В наши дни все стандартизировано, в том числе и луки:почти каждый может приобрести лук и сразу научится попадать в яблочко. Но в библейские времена невозможно было сделать два одинаковых лука. Каждый лучник пользовался своим оружием, привыкая к его размерам и тетиве. Лучники сами делали себе луки, и чтобы поразить цель, им нужно было знать свое оружие. Так и родитель должен понимать, в чем уникальность каждого ребенка в семье. Наставить ребенка «на путь его» не означает предоставить его самому себе или позволить делать все, что заблагорассудится.

В толковой Библии «Рири» стих 22:6 из книги Притчей прокомментирован так: «в начале пути его» на деле означает «соответственно его пути», т.е. в соответствии с привычками и интересами ребенка. Воспитывая ребенка, надо принимать во внимание его характер и наклонности, уровень физического и умственного развития. Как лучник должен был знать, туго ли натянута тетива, так и нам надо понять, в чем самобытность каждого ребенка. Родители инстинктивно чувствуют, что каждый ребенок не похож на других, но все равно допускают ошибку, воспитывая всех детей одинаково. Возможно, это происходит потому, что в представлении родителей дети должны вести себя одинаково хорошо. Да: в каждой семье должны быть свои правила, но дети не могут быть одинаковыми. Каждый ребенок по-своему реагирует на слова родителей.

Фактически: «Стандартизация» - кратчайший путь разрушить личность ребенка.

Почему важно воспитывать ребенка с самого раннего возраста По мнению психолога Эрика Эриксона, признанного авторитета в области изучения человеческой личности, все мы проживаем восемь «возрастов» или восемь этапов развития. Первые два года жизни ребенка – возраст доверия: родители удовлетворяют все его потребности, но именно в это время он учится видеть в себе личность, обретает начатки уверенности в себе. Затем ребенок вступает в возраст самосознания: он твердит «я», «мое». Ребенок учится видеть, что не является частью окружающего мира. На этом этапе родителям надо увидеть в нем личность и начать наставлять его «на пути его». Иными словами развивать его индивидуальность, подпитывать ее.

В дошкольные годы, когда ребенок начинает общаться с другими детьми, он вступает в возраст инициативы. До этого возраста дети играют каждый по себе, не совсем вместе. Но вот в дошкольном возрасте (от трех до пяти лет) они начинают общаться и играть с другими детьми. Начинают действовать сообща, что-то вместе придумывать и планировать. Эти три первых этапа имеют исключительное значение для формирования самооценки ребенка.

Мы часто слышим, что нужно много внимания уделять трех-пятилеткам. В любом возрасте можно показывать детям, что они – личности, что вы любите их просто так, ни за что. Ваш ребенок – единственный. Очень важно понять характер ребенка и воспитывать его соответственно. И наказывать детей надо по-разному. Например, если наказать одного ребенка, заставив его просидеть полчаса на стуле посередине комнаты,- это не даст никакого результата. Такое времяпрепровождение ему даже понравится: он будет сидеть и мечтать. С другой стороны, если заставить другого тихо просидеть хотя бы двадцать минут – это будет для него «ужасным наказанием».

Общительные дети не могут долго быть одни: ни с кем не говорить и ничего не делать – самое страшное для них. Если вы внимательно отнесетесь к своим детям, то убедитесь: каждый из них уникален. Вам надо показать детям их сильные стороны, а не только наказывать. Важно, чтобы каждый увидел свою уникальность и был счастлив. Чтобы каждый был таким, каким его сотворил Бог, и не пытался походить на кого-то еще.

Один студент колледжа написал: Всю жизнь я старался понравиться другим, Всю жизнь я разыгрывал спектакль для других. Больше не буду. Я старался подражать другим. Но кто будет подражать мне?

Чтобы ребенок «привык к самому себе», увидел свою неповторимость, постоянно напоминайте ему: «На свете нет другого такого, как ты. Постарайся быть таким, каким тебя сотворил Бог. Ты – самый лучший».

Бог знает нас лучше всех и любит больше всех Необходимо показать ребенку, что он уникален, и в то же время внушить ему: он – особенный, его очень любят. Именно так говорит Бог через Иеремию: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3).

В Послании к Римлянам 8 Павел уверяет нас в неизменной Божьей любви: какие бы испытания и трудности ни встретились на нашем пути, ничто не может отлучить вас или вашего ребенка от Божьей любви (ст. 38-39). Большинство людей, как старых, так и молодых, не понимают, что Бог любил их и до того, как они стали христианами. Когда мы еще были во тьме, были Его врагами, когда мы были грешниками, Он уже любил нас и умер за нас (см. Еф. 5:8; Рим. 5:8). Он любил нас, когда мы его еще не знали, насколько же больше Он любит нас теперь – когда мы стали Его чадами? Иисус говорил об этом: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (Ин. 15:9).

Бог знает о нас все. В 138 Псалме есть удивительные слова: «Господи! Ты испытал меня и знаешь… Все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (ст. 1, 3-4).

Это относится ко всем. Детям следует объяснить эту истину любыми способами. Бог прекрасно знает нас и никто не любит нас сильнее Бога. К сожалению, слишком многие родители не уверены в себе. Существуют семьи, где родители поощряют детей только за какие-то особые заслуги. Но даже если вы сами выросли в столь далекой от совершенства атмосфере, это не значит, что вы не можете разорвать порочный круг и наладить отношения с собственными детьми. Одна из самых главных мыслей такова: Бог любит вас безо всяких условий, и Он даст вам силы, чтобы столь же бескорыстно любить своих детей.

Нужно стремиться к совершенству. Это не значит, что вы не будете временами сердиться на своих детей. Ни один человек не способен проявлять «божеское» терпение, совершенно ровно относиться к детям.

На это способен только Бог. Но Бог не только великий пример для подражания, но и неиссякаемый источник силы и энергии. Он научит любить детей не за заслуги. Он поможет показать им: не надо пытаться заслужить родительскую любовь. Неуверенный в родителях ребенок живет в страхе Для родителя нет ничего важнее, чем наладить ровные отношения с детьми. Если ребенок не чувствует вашей постоянной любви, он не обретет уверенности в себе. Неуверенный ребенок редко бывает доверчивым. Неуверенный ребенок не бывает откровенным. Например, придя из школы, он не расскажет вам, что происходит, что делают и говорят его друзья. Если ребенок чувствует себя ненужным и неуверенным, он живет в страхе: «Меня все равно не поймут и будут ругать – лучше держать язык за зубами». Вот почему на первом месте в отношениях с детьми должна быть стабильность. Чем чаще вы показываете детям, что любите их просто так, тем откровеннее они будут, тем охотнее будут делиться с вами своими секретами и проблемами. Ровно относиться к детям нелегко.

Только Бог умеет любить «ни за что». Мы же – грешники, и у нас много недостатков. Но нам важно верить, что если мы будем стремиться постоянно расти, приближаясь к Божьему идеалу, то у нас все получится. «Бывает, дети выкидывают такое, что я прикусываю язык, глубоко вздыхаю и отправляюсь проветриться. Я склонен слишком строго наказывать детей, случается и перестараться. Потом я возвращаюсь домой, изменяю им «меру пресечения» и извиняюсь. Я – слаб, но сила Святого Духа дает мне способности, о которых я и не подозревал», - говорит Джош Макдауэлл.

Подытожим ранее сказанное. Законы без взаимопонимания порождают бунт. Но если взаимопонимание достигнуто, и ребенок уверен в чувствах родителей, то бунта не будет. Наоборот, вы почувствуете, что ребенок тянется к вам. Он, возможно, не будет таким послушным и ласковым, как вам бы хотелось, но он будет доверять вам без страха, поскольку поймет: что бы ни случилось, вы его любите. Уверенность в любви родителей позволяет детям быть уверенными в себе. То же можно сказать и о Божьей любви к нам. Многие богословы считают, что важнейшую свою мысль о природе церкви апостол Павел выразил в Послании к Ефесянам. Павел писал о церкви – всеобщем братстве верующих, - но это касается и семьи.

В начале письма к ефесским христианам Павел говорит: Бог «предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5). Бог любит нас по Своей воле, а не потому, что обязан любить. Любовь же человеческая зачастую держится на усилии воли. Тинкер Белл и волшебный порошок Как вести себя, чтобы в период тяжелого кризиса («Мама, я беременна!») не оттолкнуть своего ребенка? Все зависит от того, научились ли вы находить общий язык в более безобидных каждодневных ситуациях. Мать Дотти обладала необычайным даром – умела показать детям, что восхищается ими. Свою радость она выражала не только словами, но и делом. Она умела войти в мир ребенка и взглянуть на жизнь его глазами. Она умела понимать мысли и устремления детей. Например, когда Дотти было около семи лет, любимой ее книгой были рассказы о Питере Пэне. Ей нравилось жить в придуманном мире, играть разные роли, изображая любимых героев. Однажды мать была занята, а Дотти спустилась в подвал и нашла там большой ящик со стиральным порошком. Взяв порошок в руку, она вспомнила о волшебном порошке, которым обсыпала все Тинкер Белл из рассказов о Питере Пэне. « я буду Тинкер Бэлл и разбросаю везде волшебный порошок,» - подумала семилетняя Дотти. Она бродила по подвалу, разбрасывая кристаллики полными пригоршнями. Вскоре пол был покрыт слоем порошка. Какое-то время Дотти пребывала в состоянии экстаза, погруженная в фантастический мир Питера Пэна. Потом огляделась и вдруг поняла, что натворила: «Что же делать?» Через несколько минут появилась мать… Никто не стал бы осуждать занятую женщину, если бы она в этот момент дала волю чувствам.

Но по воспоминаниям Дотти произошло следующее: «Мама отреагировала совершенно иначе. Она вошла в мой мир и поняла, какой восторг и радость я испытывала, играя в Тинкер Бэлл и разбрасывая волшебный порошок. Она села рядом, прижала меня к себе, и мы начали говорить о Питере Пэне и его приключениях. Она поняла мои мечты. Мы смеялись, глядя на разбросанный повсюду волшебный порошок, а потом вместе принялись за уборку». Это удивительная история. Она показывает, что доброе отношение к ребенку можно проявлять всегда и во всем. Разумеется, матери не понравился беспорядок: она дала Дотти понять, что беспорядка быть не должно и надо как можно скорей убраться. Но, в то же время, она не убила те прекрасные чувства, которые дотти испытала вовремя игры. Она не стала ругать Дотти, не стала кричать на нее, а постаралась пережить с дочерью то, что было для ребенка очень важно. Случай с волшебным порошком – лишь один из бесчисленных примеров того, как мать Дотти умела наладить контакт с дочерью. Дотти на всю жизнь запомнила слова матери: «Главное дело моей жизни – быть матерью. Да мне и не хочется быть кем-то другим – только вашей мамой».

Ровное отношение к ребенку означает: «Ты – особенный» Бунт – это один из способов сказать: «Обратите на меня внимание, полюбите меня!» Когда человек чувствует себя ненужным, он бунтует.

Формы бунта бывают самые разные. Чувство собственной ненужности толкает детей на самые серьезные проступки. Например, наблюдая за тем, как ведут себя дети во время школьных перемен, учителя заметили, что 80 – 90% шалостей совершается в непосредственной близости от них. Это кажется странным: было бы логичнее, если б дети хулиганили где-нибудь в дальнем конце двора, где их не видно. На самом деле своим поведением дети как бы говорили им: «Я здесь!

Мне нужна любовь. Если уж меня никто не любит, пусть хотя бы обратят внимание. Я буду делать все, что угодно, лишь бы добиться своего». Эти дети не видели любви в семье, они не видели даже неприязни! Чтобы испытывать неприязнь к человеку, нужно обратить на него внимание. Родители же были совершенно равнодушны к ним.

Дети были им безразличны. Самое страшное оскорбление для любого человека – относиться к нему, как к пустому месту. Явно бунтуют обычно дети младшего и среднего возраста. Но и старшеклассники тоже бунтари. Только они научились проявлять свое недовольство родителям более утонченно. Суть в том, что любой человек, в особенности ребенок, хочет быть понятым. Не получив искомого одним способом, он изобретает другой, пусть даже «неприемлемый» для окружающих. Почему так? Ответ кроется в природе человека и сути его взаимоотношений с Богом. Взаимопонимание имеет такое важное значение потому, что оно – краеугольный камень, который закладывает Бог в развитие человеческой личности. Бог - Небесный Отец – желает изменить поведение Своих чад. Но, прежде чем делать это, Он являет нам Свою благодать.

Что такое благодать? Безоговорочная любовь. Библия ясно учит: чтобы Бог нас принял, не нужно прилагать усилий. Он принимает нас такими, какие мы есть, с грехами и ошибками. Чем лучше родители усвоят этот принцип, тем лучше будут их отношения с детьми. Каждый из нас стремится обрести чувство уверенности – почувствовать, что мы нужны, что мы имеем ценность. Это – первый шаг к самоуважению. Психолог Натаниэл Бранден, много написавший о проблемах самооценки, указывает: потребность человека в самоуважении – одна из его главных потребностей. Но человек не обладает инстинктивным пониманием того, как удовлетворить эту потребность. Ему еще только предстоит открыть это. К сожалению, часто попытка обрести самоуважение ведет к саморазрушению. Ложные представления о мире мешают искать ответы Вам приходилось собирать головоломки? Многие начинают с того, что высыпают все кусочки на пол и рассматривают рисунок на коробке. Головоломку можно начинать с углов и боковых сторон, постепенно продвигаясь к центру.

Рисунок на коробке дает представление о целом, подсказывает, как расположить кусочки головоломки. В каком-то смысле жизнь – тоже головоломка. Но многие пытаются собрать ее, глядя на рисунок с другой коробки. По наблюдениям у людей есть как минимум четыре ложных картинки – внешность человека, его достижения, положение в обществе и богатство. Трудно найти человека, который был бы равнодушен к своей внешности.

В книге д-ра Джеймса Добсона «Прятать или искать» есть глава «Золотая монета человеческой ценности». Он пишет о красоте. Неважно сколько усилий или сколько миллионов долларов тратится в целом по стране для того, чтобы выглядеть привлекательнее. Мы все равно смотрим на картинку с другой коробки. Она не поможет нам найти ключ к секрету человеческой ценности. К тому же, придавая излишнее значение физической привлекательности, мы неизбежно обращаем внимание и на вторую ложную картинку – успехи. Вспомните Дамбо – маленького слоненка с огромными ушами. От него отвернулись из-за его внешности. Что же он сделал? Научился летать!

Придя к выводу, что нельзя рассчитывать на свою внешность, люди компенсируют недостаток красоты своими успехами. Дальше мы увидим, что ребенка нужно хвалить за успехи, но лишь после того, как он поймет: самоуважение не вырастет из успехов. Харакири из-за четверки Студент крупного университета «шел» на медаль. Но вот, впервые за четырнадцать лет учебы, он получил первую «четверку». Многие люди, получая первую четверку, тут же идут ее отпраздновать. Этого же молодого человека первая четверка толкнула на мысль о самоубийстве. Причем он не блефовал. Он был старшим сыном в японской семье. Если вы хоть что-нибудь знаете об азиатской культуре, то поймете, как трудно ему было. Его чувство собственного достоинства полностью основывалось на достигнутых успехах. Теперь он «провалился», получив «четверку», и угрозу самоубийства следовало принимать всерьез. К счастью, его удалось отговорить от этого страшного шага.

Богатство и положение в обществе – тоже ложные цели

Другой ложной картинкой, помимо внешности и успехов, является богатство. С самого раннего детства перед нами стоит ящик с экраном. Он тысячью разных способов нам внушает: «Покупай! Приобретай! Владей!» Согласно одному исследованию, к моменту окончания средней школы перед глазами человека проходит около пятидесяти тысяч трехсот рекламных объявлений. Стефен Эйр в своей прекрасной книге «Убить драконов мира» пишет: «У специалистов по рекламе есть десятки способов, чтобы внушить нам, что чем больше мы имеем, тем лучше себя чувствуем. Надо купить хороший автомобиль, хороший дом, хорошую одежду, хорошую зубную пасту… и все проблемы - решены. Из всех мыслимых и немыслимых источников мы слышим, что все достижимо – успех, покой в душе, счастье, - стоит только покупать и владеть. Средства массовой информации вдалбливают нам, что богатство рождает самоуважение. Нас приучают к мысли: «Чем богаче – тем лучше». Потреблять – вот отныне цель нашей жизни».

Богатство – далеко не все. Еще одна ложная картинка – положение в обществе. Нам нравятся слова: «Человек – хозяин своей судьбы». Иисус три года втолковывал ученикам, что они не должны судить о себе по количеству накопленных благ или положению в обществе. Напротив, Он постоянно говорил им о «собирании сокровищ на небе» (Мф. 6:19-21). В Евангелии от Марка мы видим сцену: Иисус путешествует со своими учениками. После дня пути Иисус спросил: «О чем вы спорили по дороге?» Внезапно установилась тишина. Никто из учеников не захотел признаться, что они спорили, кто из них первый. Тогда Иисус сел среди них и сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой» (Мк. 9:33-35). Так одним точным замечанием Иисус дал ученикам понять: они равны перед Богом. Значимость человека не определяется словом «первый». Напротив, Иисус рисует портрет слуги, который обретает уверенность в себе, становясь последним, а не первым. Вот – образ подлинного вождя и подлинного величия. Преподав урок служения, Иисус взял бывшее там дитя, обнял его и сказал: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но пославшего Меня» (Мк. 9:37).

Почему Иисус использовал пример ребенка? Потому что ученики спорили о первенстве, отталкиваясь от своих успехов. Иисус же решил показать им человека, у которого еще не было успехов. В сущности Иисус говорил им «Надо прийти ко Мне, как приходит малое дитя – без претензий, без хитростей. Не показывайте Мне свои дела, свои успехи. Не надо указывать Мне и Моему небесному Отцу за что вас следует любить. Мы и так любим вас, как любим малое дитя, доверчиво тянущее к Нам руки. Ваша ценность основывается не на успехах и не на положении в обществе. Ваша ценность основывается не на том, что вы делаете или имеете. Ваша ценность основывается на том, кто вы есть, - на личности, созданной по образу Божьему».

Потому что ученики спорили о первенстве, отталкиваясь от своих успехов. Иисус же решил показать им человека, у которого еще не было успехов. В сущности Иисус говорил им «Надо прийти ко Мне, как приходит малое дитя – без претензий, без хитростей. Не показывайте Мне свои дела, свои успехи. Не надо указывать Мне и Моему небесному Отцу за что вас следует любить. Мы и так любим вас, как любим малое дитя, доверчиво тянущее к Нам руки. Ваша ценность основывается не на успехах и не на положении в обществе. Ваша ценность основывается не на том, что вы делаете или имеете. Ваша ценность основывается на том, кто вы есть, - на личности, созданной по образу Божьему».

Потому что ученики спорили о первенстве, отталкиваясь от своих успехов. Иисус же решил показать им человека, у которого еще не было успехов. В сущности Иисус говорил им «Надо прийти ко Мне, как приходит малое дитя – без претензий, без хитростей. Не показывайте Мне свои дела, свои успехи. Не надо указывать Мне и Моему небесному Отцу за что вас следует любить. Мы и так любим вас, как любим малое дитя, доверчиво тянущее к Нам руки. Ваша ценность основывается не на успехах и не на положении в обществе. Ваша ценность основывается не на том, что вы делаете или имеете. Ваша ценность основывается на том, кто вы есть, - на личности, созданной по образу Божьему».

Потому что ученики спорили о первенстве, отталкиваясь от своих успехов. Иисус же решил показать им человека, у которого еще не было успехов. В сущности Иисус говорил им «Надо прийти ко Мне, как приходит малое дитя – без претензий, без хитростей. Не показывайте Мне свои дела, свои успехи. Не надо указывать Мне и Моему небесному Отцу за что вас следует любить. Мы и так любим вас, как любим малое дитя, доверчиво тянущее к Нам руки. Ваша ценность основывается не на успехах и не на положении в обществе. Ваша ценность основывается не на том, что вы делаете или имеете. Ваша ценность основывается на том, кто вы есть, - на личности, созданной по образу Божьему».

Потому что ученики спорили о первенстве, отталкиваясь от своих успехов. Иисус же решил показать им человека, у которого еще не было успехов. В сущности Иисус говорил им «Надо прийти ко Мне, как приходит малое дитя – без претензий, без хитростей. Не показывайте Мне свои дела, свои успехи. Не надо указывать Мне и Моему небесному Отцу за что вас следует любить. Мы и так любим вас, как любим малое дитя, доверчиво тянущее к Нам руки. Ваша ценность основывается не на успехах и не на положении в обществе. Ваша ценность основывается не на том, что вы делаете или имеете. Ваша ценность основывается на том, кто вы есть, - на личности, созданной по образу Божьему».

p

Потому что ученики спорили о первенстве, отталкиваясь от своих успехов. Иисус же решил показать им человека, у которого еще не было успехов. В сущности Иисус говорил им «Надо прийти ко Мне, как приходит малое дитя – без претензий, без хитростей. Не показывайте Мне свои дела, свои успехи. Не надо указывать Мне и Моему небесному Отцу за что вас следует любить. Мы и так любим вас, как любим малое дитя, доверчиво тянущее к Нам руки. Ваша ценность основывается не на успехах и не на положении в обществе. Ваша ценность основывается не на том, что вы делаете или имеете. Ваша ценность основывается на том, кто вы есть, - на личности, созданной по образу Божьему».

Потому что ученики спорили о первенстве, отталкиваясь от своих успехов. Иисус же решил показать им человека, у которого еще не было успехов. В сущности Иисус говорил им «Надо прийти ко Мне, как приходит малое дитя – без претензий, без хитростей. Не показывайте Мне свои дела, свои успехи. Не надо указывать Мне и Моему небесному Отцу за что вас следует любить. Мы и так любим вас, как любим малое дитя, доверчиво тянущее к Нам руки. Ваша ценность основывается не на успехах и не на положении в обществе. Ваша ценность основывается не на том, что вы делаете или имеете. Ваша ценность основывается на том, кто вы есть, - на личности, созданной по образу Божьему».

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.