Христианская Педагогика

Организация детсткого служения

ВСТУПЛЕНИЕ

Видели ли вы когда-нибудь человека, по которому можно безошибочно сказать, что он - педагог…. Что это подразумевает под собой, как выглядит педагог в наших глазах, что в нем такого необычного, что отличает его от других людей?

Наша задача в эти дни обучения, видеть во всем, что нас окружает педагогическое воздействие, различные возможности его осуществления. Затем это входит в привычку, но сейчас этому надо учиться. Например, когда мы идем по улице и видим маму с сыном. Она воспитывает его, мы наблюдаем и внутри себя делаем оценку ее педагогическому воздействию на ребенка.

Определение

Педагогика (греч) пайдос – дитя, аго – вести. В древности педагог, это раб, который сопровождал ребенка в школу. В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой. Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

3 ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИКИ

  1. Для передачи знаний. Это современная педагогика, основу которой составляет именно процесс передачи знаний. Достаточно вспомнить наше школьное время и тем более обучение в институтах, университетах и пр. Все, что дают педагоги – это знание. К сожалению, в воскресных школах это тоже встречается, когда учитель думает, что все, что от него требуется это только рассказать урок – передать знания, а усвоение зависит либо только от самих учеников, либо от их родителей, или это дело Господа. Он должен обеспечить ученикам усвоение и применение в жизни.
  2. Изменения мышления. Если вспомнить историю, а в частности историю педагогики, то можно заметить, что не всегда обучение происходило так, как принято сейчас у нас. Во время древней Греции в Спарте и Афинах были свои школы, которые очень отличались от привычного для нас педагогического процесса. Также в это время были философы, которые осуществляли основной педагогический процесс. Они считались учителями. У них были свои ученики. Например, Демокрит (460 – 370 до н.э.). Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, а процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта, или умения мыслить. Также другие философы - учителя: Сократ (469 – 399 до н.э.), Платон (427 – 347 до н.э.), Аристотель (384 – 322 до н.э.) и др.. Особенностью обучения, была не передача знаний, а изменение мышления. Ученики не сидели в классах, не записывали материала. Они слушали и начинали думать так, как учитель, при условии их уважения и почитания учителя. Даже сейчас можно заметить, что ученик, который любит своего учителя, становится очень похожим на него. Очень сильно это заметно у музыкантов, когда ученик повторяет даже движения тела учителя. Это очень эффективное обучение, но очень затратное по времени. Это напоминает репетиторство, только времени для обучения уделяется не один час в неделю, а гораздо больше, или постоянно на протяжении нескольких лет. И обучение длится до тех пор, пока ученик не станет независимым от учителя и сможет сам решать сложные жизненные задачи. В истории ученики становились последователями учителя, так как приняли его учение и продвигали его в массы. Т.е. они мыслили точно так же как мыслил их учитель. Меняются времена, изменяются жизненные вопросы, но принципы решения остаются, потому что мышление руководствуется принципами, которыми руководствовался учитель.
  3. Развития взаимоотношений. Был также еще один подход, который не получил широко распространения из-за того, что требовал еще больше времени, чем необходимо для изменения мышления. Это взаимоотношения. Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г). В основе педагогических воззрений Руссо предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Этот подход можно заметить и у Л.Н. Толстого (1828 – 1910 г.г) в Яснополянской школе, а также частично у А. С. Макаренко (1888 – 1939 г.г) в его трудовой школе, деятельность которой описана в «Педагогической поэме». Он проявлялся в том, что учитель вставал на один уровень с учениками. Например, когда в школе Макаренко украли картошку, то и учителя и ученики вместе голодали. Они не имели больше привилегий, чем ученики. И такое положение дают учителю больше авторитета, а также доступность учителя дает ученикам возможность лучше познавать и копировать их поведение. Так было и в школе Иисуса Христа. Он был с ними на одном уровне, он спал с ними, ел с ними и был всегда доступен их взгляду, и они учились от Него, и это было учение не только знаниями. Знаниями за 3 года трудно убедить человека пожертвовать своей жизнью ради учителя. Иисус учил через взаимоотношения, изменяя мышления и передавая знания.

Мы принимаем во внимание все эти подходы - чтоб формировать наших учеников как гармонично развитую личность

Особенность христианской педагогики.

Христианская педагогика отличается от общей педагогики преподаваемой в светских учебных заведениях только тем, что мы рассматриваем не только человеческий фактор в педагогическом процессе, но также и Божье участие. И считаем, что основную роль в обучении детей духовным истинам выполняет именно Бог посредством Святого Духа.

Для того, чтобы определить роль Господа в обучении детей, рассмотрим стандартную схему педагогического процесса.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Педагогический процесс – организованное в специальных условиях взаимодействие педагога и учащегося по поводу содержания образования с использованием методов, форм и средств воспитания, направленное на развитие личности.

Таким образом, педагогический процесс содержит следующие компоненты: учитель, ученик, деятельность педагога, обратная связь, цель, результат и содержание.

Учитель - осуществляет связь с учеником через средства воспитания, формы и методы для достижения цели.

Деятельность педагога - Методы разнообразные и эффективные (зависят от цели урока, размера группы и помещения, возраста учеников, имеющихся материалов), формы (коллективная, групповая, индивидуальная – постоянное их чередование) все это деятельность педагога, которая должна быть активной. «Скажи мне и я забуду, покажи мне – и я не запомню, вовлеки меня – и я пойму».

Ученик - Имеет характерные возрастные особенности (дети – игра, взрослые – дискуссия), мотивируем (он не думает, что нуждается в том, чтобы исполнять Божьи заповеди) и имеет нужды (лишь удовлетворяя их, мы будем иметь успех: подросток хочет знать о дружбе и конце времени, ребенок о том, как устроен мир – возвышенное и прекрасное, жизненные примеры, взрослый – о семье и воспитании детей…).

Обратная связь- Люди знают гораздо больше, чем делают. Часто они уходят с урока с хорошими намерениями, изменить свою жизнь, но из-за отсутствия плана, так ничего и не меняется. Как привести людей к решению взять ответственность что-то начать менять сразу после урока и не забыть на протяжении всей недели; как проверить то, что они это сделали.

Содержание - Необходимый материал для достижения цели.

Результат - Показывает эффективность методов, правильный выбор содержания.

Цель - То, ради чего мы и совершаем свой педагогический труд.

Если рассмотреть, каким образом и в какой последовательности происходит передача содержания от учителя к ученики, то мы придем к следующей схеме: Цель - Содержание - Деятельность - Обратная связь - Результат, где последовательность имеет значение.

Очень часто в воскресных школах нам удобно исходить из готового материала. Когда неделя подходит к концу, и мы понимаем, что осталось совсем мало времени для подготовки библейского урока, тогда мы просто берем тот урок, который есть у нас. Может быть, это готовый урок из книги, или урок, который проводили наши знакомые. Таким образом, блок «Содержание» мы ставим на первую позицию, а «цель» урока определяем из содержания того пособия, которое нам попалось под руку. Чем плох такой подход? Мы достигаем цели только тогда, когда движемся к ней. Если постоянно менять цель в зависимости от попутного ветра, приплывет ли корабль в пункт назначения? Скорее всего, у него закончатся припасы, и команда погибнет с голоду. Также и в педагогическом процессе. Обучая детей духовным истинам, мы ставим перед собой цель и надеемся достичь ее. Если мы проводим библейские уроки, какие попадутся, мы чему-то научим детей, но мы не достигнем цели. Конечно, неверно будет утверждать, что, проводя уроки без определенной последовательности, мы не будем иметь никакого положительного результата. Результат будет. Но максимального результата мы сможем добиться только в том случае, если изначально поставим цель и будем идти по пути достижения этой цели.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

Цель – изложение того, что преподаватель хочет достигнуть в данном уроке.

Без цели:

  • Слишком много материала, не известно, что можно опустить.
  • Учитель отвлекается и тратит время впустую.
  • Не решаются проблемы учащихся и не касаются их реальных нужд.  Нет результатов обучения – у учителя опускаются руки.

Типы людей в подготовке библейского урока

  1. Есть пособия и готовый урок – надо пользоваться удачной возможностью.
  2. Расскажу интересную историю – вдруг на них подействует.
  3. Следующий урок в моем плане №5. Его и проведу.
  4. У моих детей есть проблема с конформизмом. Надо об этом поговорить.

Тот, у кого нет цели, скорее всего никуда не попадет. Если ты не знаешь, куда идешь, то, в итоге, сам того не подозревая, попадешь не туда.

Требования к цели

  1. Краткая
  2. Ясная
  3. Конкретная
  4. Относится к достижениям ученика (знать, делать, чувствовать)
  5. Одна на один урок (подразумевает 3 аспекта: умственный, эмоциональный, практический)

Почему необходимо постановка цели в образовании

  • Теологическое обоснование: у Бога есть цель как для всего человечества и народов, так и для каждого отдельного человека.
  • Педагогическое обоснование: четко сформулированные цели помогают оценивать результаты и подбирать необходимые пути достижения.
  • Социальное обоснование: общество не дает определенных ценностей в лучшем случае, а в действительности, оно влияет на человека пагубным образом призывая его совершать аморальные поступки бесконечно и начиная с самого раннего возраста. Таким образом, развитие человека происходит хаотично под влиянием СМИ.

Поэтому, отсутствие четких описаний цели библейского урока можно понимать как видимое снятие ответственности с учителя. Четкие цели, как план для строительства. Насколько важен план при строительстве? Но насколько важнее формирование человека постройки дома?

Итак, какие цели мы можем ставить при проведении библейских уроков. Конечно, основное значение имеют не знания наших учеников. Знания они получают в общеобразовательных школах. Наибольшего, что мы можем достигнуть во время наших библейских уроков, это изменение мышления. Но как его достичь без определенных знаний и без взаимоотношений?! И как построить взаимоотношения? Отсюда сразу видно, что для достижения результатов недостаточно проведения только библейских уроков. Необходимо также иметь неформальное общение. Это может быть время до и после воскресной школы, а также совместные выездные мероприятия, чаепития, посещение на дому. И только тогда, когда мы имеем хорошие взаимоотношения с нашими учениками, мы можем влиять на них. И даже в этом случае, всё, чему мы учим их, должно быть согласовано с их интересами, с их потребностями и основано на их жизненных примерах. Поэтому, для того, чтобы поставить цель и достичь результатов, необходимо знать, чем живет ребенок. А для этого необходимо иметь с ним взаимоотношения.

БОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Вступление

Фокус с двумя шариками на линейке. Есть ли место Богу в нашей преподавательской деятельности?

Библия о педагогической деятельности

  • Бог призывает Мф.28:18-20 (19 Итак идите, научите все народы…)
  • Человек нуждается в воспитании Еф.6:4 (И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем), Быт.18:19 (ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем)
  • Бог Сам является педагогом (Авраам, Иисус и ученики)

Рассмотрим схему педагогического процесса, в котором участвует Бог.

В этой схеме: треугольником обозначен Бог, большой круг – учитель, маленький – ученик, в середине схемы – содержание урока, а стрелками – связи.

Обратим внимание на то, что для успешного педагогического процесса необходимо, чтобы учитель имел с Богом двухстороннюю связь. Бог всегда оказывает влияние на человека, даже если он не верит в Него (что видно в отношении Бога и ученика), но для преподавателя библейской истины необходимо не только владеть предметом, но и иметь взаимные отношения с Богом.

Также процесс только передачи информации от учителя к ученику нельзя назвать педагогическим. Педагогический процесс, как мы упоминали выше, обязательно содержит и обратную связь от ученика к учителю. Если учитель не знает, какое влияние оказано на ученика, у него нет основы для подачи следующего материала. Это все - равно, что пытаться попасть мусором в корзину с закрытыми глазами, не имея представления, где она находится.

От ученика к Богу идет пунктирная линия, также как от материала к ученику. Мы не можем утверждать, что материал будет усвоен и применен учеником на 100%, так же мы не можем утверждать, что ученик будет иметь взаимоотношения с Богом. Мы надеемся на это, мы молимся об этом, но это не находится в нашей власти. Поэтому здесь проведены пунктирные линии.

Педагогический процесс в Библии

Ни для кого не секрет, что Бог был педагогом и до сих пор учит нас, также и Иисус, быв на земле, обучал и воспитывал Своих последователей. Рассмотрим следующее место Писания: Исх. 32:7-11, 32.

7 И сказал Господь Моисею: поспеши сойти, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; 8 скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! 9И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; 10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. 11Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою 32 прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.

Моисей постоянно приходил к Богу с жалобами на народ, а Бог хотел, чтоб Моисей любил этот народ, ведь он был их руководителем. Бог предлагает Моисею дать ему такой народ, который он точно сможет назвать своим. И тогда Моисей понимает, и дает обратную связь Господу – они дороги для меня больше, чем моя жизнь.

Из этой истории можно выделить следующие аспекты педагогического процесса: Учитель: Бог. Ученик: Моисей. Прямая связь: воздействие на чувства – это твой народ, возьми за него ответственность. Обратная связь: это мой народ, он дорог для меня, я собой отвечаю за него.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Под деятельностью педагога обычно понимают различные методы и формы с помощью которых он пытается донести до ученика содержание урока. Но как мы говорили выше, передача знаний не является основной и единственной задачей педагога. Педагог занимается воспитанием и обучением ребенка. Рассмотрим эти два понятия.

Воспитание: попытка воспитателя через осознанные действия влиять на личность воспитанника с целью добиться устойчивых изменений в положительную сторону, сохранить хорошее и защитить от отрицательных изменений.

Не случайно в определении я выделила эти 5 пунктов. Они показывают основу воспитания. Что значит, что воспитание, это попытка? Значит, что если мы пытались, но не достигли – это не конец нашей педагогической деятельности. Не всему мы можем научить ребенка, не всегда он поддается изменениям. И главное, эти изменения совершаем не мы, мы только призываем и направляем. Но в сердце ребенка работает Бог, и Он изменяет наших детей. Мы совершаем лишь попытки.

Так же очень важно отметить, что воспитание имеет цель добиться устойчивых изменений. Очень часто, когда мы учим детей, каким либо духовным вещам мы не делаем попытки воспитать их таким образом, чтобы этот опыт остался у них больше чем на один день. Мы говорим о том, что хорошо не врать, даем эмоциональное подкрепление своим словам различными историями из Библии и из жизни. Но как надолго это сохранится в сердце ребенка? Даже взрослые, решая во время проповеди изменить свою жизнь, выходят и вскоре забывают о своем решении еще до наступления понедельника. И тем более дети. Что же сделать, чтобы изменения были устойчивыми? Надо продумать библейский урок таким образом, чтобы в течение недели дети постоянно возвращались к библейской истине. Например, можно дать такое задание. Пусть ребенок на следующей неделе, после призыва к честности возьмет два сердечка, одно белое, другое черное. И каждый раз, когда он захочет обмануть, но вспомнит, что это плохо и скажет правду – он делает дырку в черном сердечке. А если он все-таки поступил нечестно, делает дырку в белом сердечке. Тогда на следующее воскресенье он сам будет видеть, какого цвета в его сердце больше: белого или черного. Конечно, дети могут обманывать нас в этом случае, ведь мы никак не можем проследить, правдиво он выполнял домашнее задание или нет. Но Бог видит, и это необходимо сказать детям. Я не могу проследить за вами, но Бог все видит. И если вы говорите неправду, вы не мне причиняете боль, вы причиняете боль, во-первых, Богу, а во-вторых, вы вредите себе.

Еще хотелось бы обратить внимание на то, что воспитание призвано также сохранить хорошее и защитить от отрицательного. Важно понимать, какую информацию, в какой ситуации следует говорить детям. Однажды я зашла в общеобразовательную школу и обратила внимание на стенд «Скажи наркотикам нет». Это была школа, которая заняла первое место в городе по количеству наркоманов. На этом стенде была размещена информация о том, как наркотик действует на молодой организм и что чувствует человек, когда получает дозу. А также о том, где можно достать в городе какой наркотик, и где первая доза бесплатно. Это было предостережение, но выглядело как реклама. Очень важно понимать, чему необходимо учить наших детей и в какой степени освещать вопрос. Если ваши дети никогда не курили, говорить об этом стоит, но что говорить?! Не стоит говорить о том, какое количество людей курит и в каком возрасте, какого вида табак существует и что ощущает человек после принятия дозы – это, скорее всего, будет воспринято как реклама.

Обучение: целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на усвоение знаний, умений и навыков.

В этом определении я хотела бы обратить внимание на то, что не все то чему мы учим, должно достигнуть уровня навыков. Поскольку навык это действия, доведенные до автоматизма, есть мнение, что это всегда лучше, чем умение. Но так ли это? Например, молитва. Если человек начинает молиться, не задумываясь о том, что он говорит – хорошо ли это? Или если ребенок поет песни о Боге не вдумываясь в их смысл, прославляет ли он тогда Бога? Это больше похоже на формализм, чем на духовный опыт. А есть ли место навыку в духовной жизни? Да! Например, помогать бабушкам на улице. Хорошо если я это делаю не задумываясь. Если это действие доведено до автоматизма: увидела бабушку с сумками, предложила помощь.

ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В повседневной практике нам постоянно приходится корректировать поведение учащихся, развивать лучшие качества и изживать недостатки. В этих случаях воспитатель использует приемы педагогического действия. Некоторые приемы способствуют улучшению поведения преимущественно на основе положительных чувств, воодушевляющих воспитанника: радости, благодарности, уважения к учителю, веры в свои силы. Эту группу приемов называют созидающими. Другие приемы помогают исправить поведение, побуждая преимущественно отрицательные чувства: стыд, неловкость, разочарование, сожаление, раскаяние. Эту группу приемов называют тормозящими приемами.

1. Созидающие приемы

Приемы, содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателями и воспитанником. Проявление доброты, внимания и заботы.

Просьба - просьба со стороны учителя предполагает уважение к его личности. Просьба вызывает у ученика готовность в выполнении того или иного полезного дела, служит нравственным упражнением. Особенно важно, что просьба помогает сблизиться с учеником, создать более сердечные, взаимоотношения. Просьба предполагает добровольное оказание помощи, поэтому она несовместима с нажимом. Для этого необходимо убедить ученика в том, что его участие совершенно необходимо.

Поощрение - один из методов воспитания, а также прием, содействующий корректированию поведения. Поощрение имеет большое значение: во-первых, оно способствует закреплению положительных форм поведения у человека, совершившего хороший поступок, во-вторых, поощряемые поступки служат эталоном поведения для окружающих. Когда речь идет об учащихся, роль поощрения особенно велика. Поскольку самосознание детей только развивается, для них особенно важно осмыслить, какие поступки поощряются обществом, какие осуждаются. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, счастья, воодушевления, желания вести себя лучше. Поощрение, как и другие приемы педагогического воздействия, требуют соблюдения определенных условий. Поощрение должно быть справедливым. Для этого необходимо учитывать характер поступка и степень прилагаемых волевых усилий.

Проявление огорчения - проявление огорчения характеризуется тем, что воспи-татель, обнаружив тот или иной поступок, нарушение дисциплины, выражает свое искреннее огорчение, переданное содержанием слов, обращенных к воспитаннику, мимикой, интонацией голоса. Проявление огорчения можно применить, к отдельному ученику, группе учащихся и к классу в целом. Учащиеся, совершая неблаговидный поступок, зачастую упускают из виду впечатление, которое их поведение окажет на учителя.

Проявление умений учителя - для использования этого приема педагогического воз-действия, учитель должен не только глубоко знать свой предмет, но быть мастером и в какой-то другой области. Впечатление усилится, когда мастерство учителя проявляется для учащихся неожиданно.

Приемы, вовлекающие воспитанника в совершение морально ценных поступков, ведущие к накоплению опыта правильного поведения.

Убеждение - положительный эффект воздействия данного приема объясняется авторитетом воспитателя в глазах воспитанников, правильными взаимоотношениями между ним и учениками.

Доверие - его сущность — поручение воспитаннику определенного ответственного дела. Доверие радует и воодушевляет ученика, развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину. При реализации данного приема важное значение имеет правильный выбор поручения. Оно должно быть для ученика интересным, соответствовать его способностям. Непосильное поручение вскоре приводит к охлаждению, к утрате к нему интереса. Иногда лучше дать такое поручение, которые выполняется в сравнительно короткий срок, чтобы ученик сразу увидел результаты своего труда.

Моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность - используя прием моральной поддержки и укрепления веры в собственные силы, учитель относится к ученику доброжелательно, терпеливо, мобилизует и активизирует его творческие силы. Сущность приема состоит в том, что воспитатель создает такую педагогическую ситуацию, в которой ученик может проявить себя наилучшим образом.

2. Тормозящие приемы

Приемы, в которых открыто проявляется власть воспитателя

Осуждение – когда учитель использует этот прием, он надеется, что ученику станет стыдно и он приложит максимум усилий доказать, что он не такой. Но таких детей, да и взрослых, меньшинство. Это скорее исключение из правил. Зачастую, дети смиряются со своей оценкой и ведут себя соответствующим образом. Недаром есть у нас поговорка, назови его свиньей 100 раз и он захрюкает.

Приказание – во-первых, это всегда унижает, показывая иерархию во взаимоотношениях. И ребенок должен в этом случае слушать учителя, не потому что он согласен с ним, или уважает его, а потому что боится ослушаться. Этот прием может быть использован для того, чтобы предотвратить нежелательное событие, когда нет времени для объяснений, но педагогически он не несет с собой результатов.

Возмущение – это прием, который показывает слабость учителя. Обычно это выражается в повышенном тоне, в угрозах и иногда в крике. Если вспомнить школу, то меньше всего пользовались уважением учителя, которые позволяли себе повышать голос, и именно на их уроках отсутствовала дисциплина. Это прямая связь. Если я позволяю себе повышать голос и возмущаться, значит я позволяю ученикам делать все что им вздумается, пока я не начну выходить из себя, а они будут делать ставки: кто первый выведет меня из себя, или сколько времени от начала урока им понадобиться, чтоб я начала кричать. Приемы со скрытым воздействием

Запугивание – это больше похоже на манипуляцию. Тем более, что мы обычно не собираемся воплощать в жизнь то, чем мы пугаем учеников ради их хорошего поведения. И они догадываются, что это пустые слова. Достаточно один раз сказать и не сделать, чтоб потом долго доказывать, что то, что Вы говорите, не является простым ничего не стоящим запугиванием. Запугивание не решает проблемы, оно только накаляет отношения и противопоставляет учителя ученикам.

Безразличие – почти всегда наблюдается в общеобразовательных школах, и недопустимо в воскресной школе. Оно проявляется в том, что мы общаемся с детьми только на уроке, и может быть до и после не более 5 минут и только с любимчиками. Как этого избежать. Необходимо быть готовым к уроку, чтоб перед уроком не пришлось отталкивать детей, пытаясь сообразить, чем же сегодня заняться. Так же, желательно знать всех детей по именам, и если они что-то рассказывают из своей жизни, запомнить, чтоб на следующей неделе спросить, как разрешилась ситуация с сестрой Светой, или с другом Женей, или с учительницей по математике Марией Михайловной. Это действует очень благоприятно на детей, потому что показывает им, что Вы заинтересованы не только в своем служении как таковом, но также Вы любите детей, и именно его, потому что помните то, что ему важно.

Ирония или сарказм. Очень часто шутки бывают наполнены иронией. И не только шутки. Взрослые привыкают к таким речевым оборотам и стараются не обращать внимания, или ответить тем же. Но это гнилая речь и она разрушительно действует на отношения, особенно на ребенка. Обычно такими приемами люди пользуются для того, чтобы выразить свое неудовольствие тем или иным поступком, или же словами. Лучше говорить прямо и мягко. Дети не понимают сарказма и иронии, они воспринимают это как жесткое отношение к ним.

Развитие независимости составляет один из существенных моментов взросления. Сходство с другими снижает напряжение, нетерпимость к тем, кто исповедует другие ценности (белые вороны), облегчает возникновение контакта. Чем больше «недополучает» ребенок эмоциональной поддержки в детстве, тем больше вероятность его зависимости от мнения отношения окружающих в будущем, тем больше его потребность в эмоциональном подкреплении, тем медленнее взросление, труднее обретение зрелости. «Мама, посмотри на меня!» - говорит ребенок, забираясь на лестницу. «Зачем?». «Чтобы я не упал». Не достигнув зрелости, взрослый «падает с лестницы», если на него никто не смотрит, не одобряет, не поддерживает. Поговорка взрослого «Я не гривенник, чтобы всем нравится». Зрелый человек понимает, что не обязательно быть первым, достаточно быть самим собой.

Педагогика поддержки – так назвал Олег Семенович Газман деятельность педагога принципиально отличную от обучения времен Советского Союза. Необходимость исследовать и детально описать эту деятельность возникла в начале 90-х годов прошлого столетия. Эта деятельность направлена на развитие уникальности ребёнка, на становление его авторской позиции в жизни, поддержку его самостоятельности и взросления. В деятельности многих талантливых педагогов всегда незримо присутствует эта составляющая. У педагогической поддержки есть целостная стратегическая задача - помочь ребёнку стать хозяином своей жизни.

Ниже представлены различия между педагогикой воздействия (принятой во всех массовых школах) и педагогикой поддержки.

Поддержка

  • Цель – Счастливый ребенок
  • Совместное определение проблемы и путей ее решения.
  • Ребенок многое может сделать сам для себя, если будет активен в решении своей проблемы. Испытание свободой и ответственностью.
  • Нет иерархии. Есть взрослый человек и маленький человек. Поведение учителя и ученика зависят друг от друга.
  • Как результат - Развитая личность которая выбирает движение вперед и преодоление препятствий.

Воздействие

  • Цель – Послушный ребенок
  • Индивидуальное определение проблемы и пути решения
  • Ребенок не осознает действительности и не умеет думать о будущем сегодня
  • Строгая иерархия: учитель и ученик. Поведение ученика зависит от учителя
  • Как результат - Личность, которая нуждается в помощи, и решает проблемы методом бегства

Пути поддержки в режиме воздействия

  • Не сравнивать с эталоном, но с самим собой.
  • Найти успешную сферу и придать ценность в его глазах и глазах окружающих.
  • Хвалить не за результат, а за достижение.
  • В основе послушания требованиям должно быть доверие, убежденность в правоте воспитателя.

ПОЗНАНИЕ

Игра: фокус на 3 веревочках – отгадка в конце урока. Фокус, это то, что нам кажется, но это всегда обман. Часто мы встречаемся в жизни с различными ситуациями и временами мы даже не задумываемся, как было бы правильно поступить с точки зрения педагогики.

Наше отношение к педагогическим ситуациям: кажется, так поступить верно…, я делаю так, потому что так делали мои учителя…, однажды это сработало, буду так делать всегда…. Не только мы так мыслим, наши ученики таким же образом поступают.

Важно понимать, что прежде чем человек начнет что-либо делать, он должен иметь представление об этом и желание (мотивацию).

Способы познания:

1. Влияние окружающих. Мы считаем, что некоторые знания верны, только потому, что их придерживается большинство. Люди редко ставят под сомнение истинность того, что известно всем. Коперник и земля плоская. Эйнштейн – открытия происходят тогда, когда все вокруг думают одно, а один этого не знает. Педагогическое значение – учитывать то, что мнение большинства влияет на наших воспитанников. Все думают, что Бог не справедливый потому, что люди страдаю – так же думают и дети.

2. Авторитет. Некритическое принятие мнения другого человека: за кого голосовать? Во многих вопросах мы не имеем возможности быть компетентными, и мы пользуемся советами компетентных людей. Важно, при этом, спросить несколько человек и сделать свои выводы. Девушка купила сотовый телефон и спрашивает продавца: к какому тарифу мне подключиться? Если человек добрый он ей расскажет достоинства и недостатки каждого, а если нет, то скажет самый дорогой и опишет только его достоинства.

3. Интуиция. Способный ум может естественным образом интуитивно уловить истину. Русский язык: напишешь и смотришь, красиво или нет, также с ударением. Прежде, чем дети попали к вам они уже очень много интуитивно чувствуют, но часто это совершенно неверно. Некоторые думают, что Бог занят своим делом и Ему нет дела до нас, другие думают, что Бог смотрит с небес и держит палку – может быть именно поэтому они и пришли в воскресную школу – чтоб меньше получать ударов. Необходимо выяснить, что дети по интуиции думают неверно – часто это выражение проблем с родителями или окружающими.

4. Опыт. Путем проб и ошибок. Попробуйте молиться каждый день, что из этого выйдет; попробуйте избавиться самостоятельно от курения…. Опыт не всегда является истинным знанием: очень важно, повториться ли он с тем же результатом при других условиях. Если это получилось в соседней воскресной школе, не обязательно, что получится в вашей.

5. Научные исследования. Обычно это самый верный способ познания, но не в духовной жизни. Не все можно исследовать и объяснить. Это важно помнить при передаче информации детям и также отслеживать у них проблемы вызванные таким ходом размышлений. Например, если Бог любит всех людей, это значит, что Он любит и меня, а это значит, то, что Он любит меня, что Он любит меня также как любит меня самый влюбленный человек – Божья любовь самая сильная. Значит, если Он любит меня так, то каждый день мой должен быть праздником. А это не так, значит, Бог меня не любит и не любит никакого. Библия обманывает. Бога нет.

Фрагментирование познания

Наша жизнь в семье, школе, на работе, в церкви разграничена и не взаимосвязана. Люди, которые ходят в церковь, в церкви говорят о ценности крепкой семьи, но семьи страдают и количество раздоров в них не сокращается. Скауты приносят клятву говорить всегда только правду, но исследования показали, что их искренность ничем не отличается от искренности других мальчишек и девчонок. У подростков есть множество друзей – друзья из церкви, друзья их школы, друзья со двора. И все эти группы могут обладать совершенно разными ценностями и верованиями. В худшем случае, люди испытывают сильный стресс, потому что ведение нескольких жизней требует колоссальной энергии. Такая расчлененность может объяснить, почему христианка может петь «Я все отдам» на богослужении, а потом ругать пастора за то, что он сделал что-то не так, как ей хотелось. Подобная фрагментированность создает проблемы, как для учащихся, так и для преподавателей. Учащиеся хранят то, что узнают в школе в школьном отделении своей памяти, а то, что в церкви, в церковном. Поэтому наши познания не состыкуются и не оказывают влияния друг на друга. Необходимо вызывать информацию из всех областей и вносить ее туда, чтоб сделать ассорти. Очень важно на уроке воскресной школы обращаться к знаниям детей, полученным в школе, дома, на улице. Использовать их жизненный опыт во всех сферах их жизни: развлечения, учеба, дом, церковь...

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

Дискуссия – метод преподавания, где учащиеся принимают активное участие выражая свое мнение и задавая волнующие вопросы, а преподаватель стимулирует, направляет и контролирует ход разговора.

Дискуссия – один метод из многих. Она не используется без других методов преподавания; т.е. мы не можем ожидать положительных результатов от преподавания, если каждый раз используем только дискуссию. Дискуссия сама по себе не дает эффективного развития. Дискуссии помогают упорядочить и закрепить ранее пройденный материал. Во время дискуссии происходит обмен взглядами по конкретной проблеме. Дискуссии проводятся как в постоянных группах (Воскресная школа, молодежный или подростковый клуб, учебная группа), так и в одноразовых группах (родительское собрание, лагерная команда, встреча лидеров, студенческая встреча…). Хорошая дискуссия как костер – чтобы не потух, задача руководителя вовремя подкладывать дрова – вопросы чтобы вовлечь каждого в дискуссию. В центре дискуссии обмен идеями и переживаниями, для того чтобы развиваться вместе, а не победить одному за счет другого.

Причины, почему мы проводим дискуссию

  • развивает мыслительную деятельность и активность участников;
  • стимулирует познавательный интерес участников;
  • отвечает на желание учащихся: не всегда только слушать, но и иметь возможность высказаться самим. Для этого необходимо чувствовать, когда следует провести дискуссионный урок, чтоб это было наше предложение, а не необходимость вызванная конфликтной ситуацией;
  • дает возможность руководителю узнать мнение учащихся и ответить на их вопросы;
  • дает возможность развитию крепких отношений между участниками дискуссии и между руководителем и отдельным участником;
  • дает возможность руководителю корректировать позиции участников.

С кем можно проводить дискуссию

  • возраст не менее 12 лет (т.к. до этого возраста дети не умеют конкретно выражать свое мнение и аргументировать его);
  • количество участников не должно превышать 15 человек (наилучшее количество – 8; минимум - 5), т. к. иначе невозможно будет осуществить уютную доверительную обстановку и дать возможность каждому высказаться;
  • участники должны быть готовы к мыслительной деятельности;
  • участники должны подписать правила участников дискуссии (или хотя бы быть ознакомлены с ними, если это одноразовая встреча);
  • участники должны быть знакомы друг с другом; если они видят друг друга в первый раз, проведите несколько игр на знакомство и игры ледоколы.

Где мы проводим дискуссию

  • помещение должно удовлетворять всем педагогическим требованиям (освещение, воздух, посторонний шум, количество квадратных метров на одного человека…);
  • лучшее месторасположение группы – в круге, так чтобы каждый мог видеть всех;
  • если большой зал, необходимо сесть так, чтобы большая часть группы смотрела в стену (полукругом вокруг стены);
  • в центр круга можно поставить либо цветок, либо свечку, чтоб не смотреть в пол, в случае ситуации, когда не удобно смотреть в глаза другим людям.

Опасности

  • выбрать тему, которая не вызовет интерес у участников;
  • проводить дискуссию, вместо урока;
  • отвечать на собственные вопросы (если вы начали это делать, участники не будут больше отвечать на ваши вопросы, так как вы дали им понять, что все равно ответите сами);
  • в конце дискуссии учащиеся придут к мнению противоречащему Библии;
  • давить своим мнением на мнение участников;
  • не иметь достаточно материала (включая вопросы). Важно: заранее думать о результатах – есть темы, в которых мы не можем предоставить выбор (необходимость брака для половых отношений);

Начало дискуссии

  • Для разрядки обстановки можно провести несколько игр ледоколов.
  • Введение в дискуссию длится около 10 минут. Сама же дискуссия не может длиться более 50 минут.
  • С самого начала дискуссии необходимо дать вводный материал. Дискуссия не начинается с нуля (сегодняшняя тема оккультизм. Давайте говорить об этом). Материал может быть представлен в виде рассказа, сценки, ситуации из жизни, теории: пункты и подпункты, видео материалы, анкетирование, статистика. Также в течение дискуссии необходимо давать дополнительный материал для поддержания мотивации.

Направление

Необходимо контролировать:

  • чтобы разговор не ушел от темы;
  • не были нарушены правила;
  • не было принято неверных решений.

Возможности направления:

  • в течение дискуссии периодически подводить итоги – систематизировать то, к чему пришли и о чем согласились;
  • отмечать все высказывания, тогда участники будут видеть, что их мысли имеют значение;
  • если есть трудности с выражением мнения участников по какому-то вопросу, то можно провести мозговой штурм – каждый быстро говорит по одному слову, что думает об этой теме (подобно игре в ассоциации).

Закрепление

В конце встречи необходимо создать теплую атмосферу. Дать такой материал, который является нейтральным, не вызывает споров, радует слушателей. Закрепление возможно в виде библейского текста, псалма, песни, пантомимы, иллюстрации («Возвращение блудного сына» Рембрандт, «Предательство Иуды» Ге), фильма, жизненного рассказа…. В случае необходимости руководитель должен рассказать о своем мнении на обсуждаемый вопрос и дать аргументацию. Также необходимо в конце обсуждения перечислить основные пункты к которым пришла группа.

Правила для участника дискуссии

Ниже представлены правила, которые вы можете взять для своей группы, но важнее и гораздо лучше, если группа сама составит правила, которых она будет придерживаться. Стоит напоминать правила группы, каждый раз, когда появляется новый член в группе, либо кто-то нарушает правила. В первые два три занятия желательно чтоб группа вспоминала установленные ею правила.

  • Дискуссия является методом решения проблемы, а не способом выяснения отношений.
  • Не говори дольше 2 минут, чтобы дать возможность высказаться другим.
  • Не перебивай, чтобы когда будешь говорить ты, тебя тоже выслушали до конца.
  • Взвешивай слова, произноси их обдумано, контролируй эмоции, чтобы твои разумные слова достигли цели.
  • Мнение каждого имеет значение для каждого.
  • У каждого участника встречи есть право высказаться.
  • Каждый высказанный вопрос имеет право на ответ.
  • Каждый человек ценен и поэтому мы никого не унижаем и ни про кого не говорим плохо.

Искусство задавать вопросы

Хорошие вопросы:

  • Ясны. Не содержат союзов и, а, но, же (как мы можем прославлять Бога, а как не можем); запоминаемы (пожалуйста, скажите мне как однажды, когда вы еще были не совсем взрослыми, и уже не совсем детьми, когда у вас тогда была трудная ситуация, как вы тогда поступали по отношению к Богу); не вызывают посторонних вопросов (в чем разница поклонения Богу альтруиста и альпиниста).
  • Относятся к делу.
  • Стимулируют ход дискуссии. Т.е. привлекают внимание, приводят к индивидуальным высказываниям. Дают возможность ответить всем участникам (не требуют дополнительных специфических знаний). Избегают смущения.

Открытые вопросы

  • Разрешает много ответов
  • Провоцирует процесс разрешения
  • Существует для беседы
  • Нет принципиально правильных или неправильных ответов

Закрытые вопросы

  • Разрешает один или мало ответов
  • Спрашивает знания
  • Существует для тестов
  • Существует один правильный ответ

Информативные вопросы (закрытые): кто, сколько, когда, где, что, как…. Помогают выяснить ситуацию, объяснить что-либо.

Центральные вопросы: почему, зачем, как вы думаете, что вы чувствуете, как вы оцениваете…. Помогают глубже понять ситуацию, тему. Очень близко стоят к применению.

Импульсы: описывают деятельность, которая побуждает учащихся к мыслительной деятельности (давайте посмотрим, что этот стих нам повествует о Боге). Назовите, обсудите, объясните, сравните, дайте другие примеры, найдите…

Советы

  • направляйте вопросы на чувства;
  • не будьте довольны только одним ответом на вопрос;
  • отвечайте вопросом на вопрос (а что вы можете сказать на это);
  • не переходите к практическому применению не потратив достаточно времени для понимания проблемы;
  • не используйте закрытые вопросы для дискуссии;
  • риторические вопросы должны оставаться без ответов (Не правда ли, что Бог любит всех людей?);
  • сосредотачивайте внимание на конкретной проблеме.

Легкие в разрезе (дискуссия о курении с подростками)

Вступление: статистика разрушающая их идеалы (о том, как страдают знаменитые люди от курения)

Основная часть 1. Почему люди начинают курить? 2. Что дает курение? 3. Сколько стоит курение? 4. Что дороже сигареты? 5. К чему ведет курение? 6. Если будут курить твои дети? 7. Можно ли бросить курить? 8. Кто может помочь?

Заключение: интервью на улице.

ДИСЦИПЛИНА

Вступление

  • Кого дети среди своих обычно слушают? (их неформального лидера, потому что он берет в свои руки командование).
  • Как ведет себя ребенок, который желает видеть дисциплину в классе (мешает). Урок без дисциплины – как класс без стен – нет чувства уюта и защищенности.

Определение

Дисциплина – действие учителя направленное на создание необходимой формы поведения учащихся.

Дети, когда приходят на наши занятия, вовсе не желают, чтобы мы их ругали, читали им нотации, держали их в ежовых рукавицах – они хотят хорошо провести время. Поэтому многие учителя думают, что эти ожидания детей, лишают их средств поддерживать дисциплину, и вообще дети меньше всего хотят подчиняться каким-то требованиям на библейских уроках.

Причины отсутствия дисциплины у детей:

  • Воспитание – две крайности: родители слишком мягки к своим детям или же им нет дела до них.
  • Учитель не умеет устанавливать дисциплину.
  • Общее попустительство: никому нет дела, никто не имеет желания устанавливать дисциплину.
  • Дети не имеют положительного опыта – как вести себя дисциплинированно.
  • В воскресных школах нет стимула у учащихся вести себя хорошо.

Зачем нужна дисциплина

Дисциплина нужна ребенку:

  • Улучшает процесс восприятия
  • Дает возможность развития крепких межличностных отношений
  • Развивает чувство ответственности, лидерские способности и умение слушать других
  • Дает чувство защиты
  • Из-за своего плохого поведения ребенок теряет друзей

Как поддерживать дисциплину

Внешние условия Помещение должно удовлетворять гигиеническим требованиям (посторонние шумы, отвлекающие моменты, раскраска стен, освящение, воздух, отопление)

Учитель

  • Жертвенная любовь!
  • Четко следить за выполнением данных правил
  • Всякое нарушение должно быть сразу откорректировано
  • Темп урока не должен быть слишком низким и слишком быстрым
  • Возьмите ситуацию в свои руки – будьте руководителем
  • Добивайтесь доверия
  • Сохраняйте дистанцию – вы с ними, но не один из них

Ребенок

  • Должен знать о требованиях учителя (их должно быть минимально, но достаточно) – с самого начала дать правила поведения и периодически их повторять. Все требования должны быть четкими и понятными
  • Должен знать последствия непослушания – предупредить о возможном наказании
  • Не требовать от ребенка того, что в силу своего возраста он не может выполнить

Использование вербальных и невербальных средств

  • Пауза.
  • Взгляд.
  • Подойти к нарушителю.
  • Физический контакт (тронуть за плечо).
  • Спросить о причине такого поведения.
  • «Спасибо, что сейчас вы успокоитесь» - опережая события.
  • Вовлечь в урок, дать индивидуальное задание.
  • Убрать то, что вызвало плохое поведение.
  • Расскажите о своих ожиданиях относительно их поведения.
  • Если постоянно повторяется одно и тоже – «мужской разговор».

То, что не нужно использовать.

  • Пользоваться сарказмом, насмешками и позорить ребенка – это направленно против личности, а не против поведения – не достигает результата и сильно подрывает отношения между учителем и учеником.
  • Наказание должно соответствовать проступку – не использовать жестокости.
  • Показать, кто здесь самый сильный – очень непродолжительное действие и лишает ребенка любви к Вам.
  • Угроза – то, что не приводится в исполнение никогда не имеет действия, и то, что приводится в исполнение не после первого раза, тоже не действует с первого раза.
  • Крик – в следующий раз, пока Вы не крикните, никто не обратит на Вас внимания – лишает ребенка чувства уважения к Вам.

Составитель Ольга Лейкина

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.