ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
1. Целесообразность. Работает ли это на цель; как подобрано задание, приемы и методы, что этот урок дал детям.
2. Научность. Важно опираться на научно обоснованные требования к уроку:
- физиологические (сан. режим, проветривание, температура...)
- психологические
- педагогические
3. Степень достижения цели. Что дал этот урок детям?
Самоанализ нужен, чтобы учитель пояснил свои замыслы, умел себя защитить. Анализ разумно начать с самоанализа.
Самоанализ - уровень профессионализма.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА
• Тема урока. Место данного урока в системе других уроков.
• Особенности класса.
• Спланированные цели и задачи на уроке.
• Отвечает ли тема на данном этапе обучения потребностям детей.
• Обоснование избранного типа урока и его структура.
• Мотивировка методов, приемов, средств обучения и отбор учебного материала для данного урока.
• Организация мыслительной и познавательной деятельности учащихся в ходе урока. ЗУД на всех этапах урока: заинтересуй; Библейский рассказ; вопросы, применение.
• Взаимосвязаны ли все части урока между собой и “Золотым” стихом и работают ли на цель?
• Соблюдение ведущих принципов обучения:
- подача материала на языке ребенка;
- проведение словарной работы;
- наглядный материал (заранее подготовленная, последовательная, эффективная, хорошо подходящая содержанию материала);
- использование Библии на всех этапах урока;
- эмоциональность;
- положительная атмосфера в классе;
- налаженный контакт учителя и ученика.
• Отклонение от плана урока. Виды и причины.
• Удалось ли решить задачу урока, избежать перегрузки учащихся.
• Выяснение причин затруднения, возникших у учеников в процессе усвоения материала.
• Объем домашнего задания и пояснение.
• Оценка результатов урока, обратная связь.
1. ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕЛИ
- Ясность цели.
- Разумность.
- Конкретность, четкость цели.
- Цель должна быть грамотно выражена и понятна детям.
- Ясность цели создает четкость действий, гарантирует практический успех.
* Должна быть вера в богатый потенциал возможностей ребенка. Это является показатель уровня профессионализма.
* Все, что делается с любовью и верой, обрекается на успех.
* Ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание.
* Успех ученика в огромной степени зависит от его веры в свои возможности. Вера проясняет ум, помогает преодолеть все препятствия, барьеры.
* “Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понято” (Каменский).
2. УЧИТЕЛЬ В КЛАССЕ
- Чувствует ли себя свободно.
- Правильно ли реагирует на неожиданную ситуацию.
- Приносят ли ему радость занятия в воскресной школе (в изложении материала).
- Владеет ли учитель своими эмоциями. - Как дети воспринимают поведение учителя (реагируют на его замечания).
- Голос учителя (добрые нотки, требовательность, жесткие нотки).
- Речь учителя. Темп (120-130 слов в минуту, обычно 150 слов в мин., чтобы дети поняли нужно время).
- Степень готовности к уроку (спокойный, уверенный, готов к уроку).
3. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ДИСЦИПЛИНА
1. Не было ли посторонних занятий в классе.
2. Реакция учителя:
- решительно действовал;
- оставил незамеченным;
- поступил мудро;
- предотвратил неприятные моменты.
3. Владеет ли вниманием детей.
4. Контролирует ли поведение учеников (методы).
4. УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА
- Убедился ли учитель, что ученики усвоили материал.
- Сделали ли они какие-то выводы для себя.
- Поощрял ли учитель активность учащихся.
- Учитывал ли личные особенности каждого.
Под редакцией В.И.Федоровой