Служение подросткам

Организация детсткого служения

ЦЕЛИ В СЛУЖЕНИИ

  • Познали Иисуса Христа, как личного Спасителя.
  • Имели личное общение с Богом.
  • Самостоятельно изучали Слово Божие, посещали различные семинары и группы по изучению Писания.
  • Научить подростков применять Слово Божие в личной жизни.
  • Руководствовались Духом Святым, были водимы Духом Святым.
  • Свидетельствовали другим о Боге.
  • Были честными, непорочными, справедливыми, добрыми.
  • Подражали Иисусу в отношении с другими (проявляли любовь, уважение к людям).
  • Занимались благотворительностью.
  • Участвовали в работе церкви, умели организовать других.
  • Заключили Завет с Богом.
  • Умели пользоваться обетованиями Иисуса.

ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ

1. ФИЗИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ.

  • Возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы - временные функциональные расстройства кровообращения.
  • Организм перестраивается из детского во взрослый. Он уподобляется кораблю, который отплыл от одного берега, а к другому еще не пристал.
  • Быстрый рост - подростки неуклюжи, часто роняют посуду, спотыкаются о стулья. Девочки растут быстрее в возрасте 12-14 лет, мальчики 14-16 лет.

2. ВНУТРЕННИЕ ДЕПРЕССИИ.

  • Причина - неравномерное созревание (рост, голос, женственность, ранняя любовь...)
  • Те, у которых раннее развитие тела, стесняются быть среди меньших.
  • Те, кто отстает в развитии, обычно подавлены, им кажется, что они хуже других.

Не требуйте от них, как от взрослых, отношения ко всему, это утомляет их, потому что они не могут поступать, как взрослые.

3. ГЛУБОКОЕ ЧУВСТВО ЧЕСТИ.

  • Подростки желают, чтобы их признавали, как личность в семье, в кругу друзей.
  • Подростки предпочитают получить незаслуженное наказание, но не выдать своего товарища.

Не требуйте, чтобы подростки выдавали друг друга.

Не делайте им замечаний при всех - потеряете доверие.

Не говорите с ними свысока!

4. ПОДРОСТКИ ИЩУТ СЕБЕ АВТОРИТЕТ.

  • Обычно в подростковом возрасте имеется идеальный герой, которому они хотят подражать (герои-кумиры).
  • К своему другу предъявляют очень большие требования, он должен быть идеальным. Они тратят много времени на поиск друга, лишь бы не оставаться в одиночестве.
  • Мотивы дружбы с возрастом становятся глубже (общие увлечения, интересы, совместная деятельность, взаимное уважение, доверие, понимание и т.п.).
  • Прекращение дружеских отношений воспринимается очень болезненно.
  • Желание быть признанным в кругу друзей.
  • Дружба не всегда носит положительный характер, очень часто подростки подражают негативным проявлениям друг друга.

Помогите им разобраться в людях и их отношениях.

Объясните, что есть только один идеал - Иисус Христос, и Ему нужно подражать.

5. ВЛИЯНИЕ ЧУЖИХ МНЕНИЙ.

  • Испытывают давление со стороны сверстников, которые заставляют их поступать по определенному шаблону: “Если все, то все”.
  • Если нет хорошей поддержки и опоры в семье, у него появляется страх: “Я не такой, как все”.
  • Быстро разочаровываются в своем внешнем виде, одежде.

Научить духовным ценностям!

Научить ценить, что важнее то, что и как думает о мне Христос, а не сверстники!

6. ИНСТИНКТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

Вначале поверхностный, а потом все более глубокий. Они всегда замечают, кто кому симпатизирует.

Не унижать и своевременно направлять в правильное русло.

Учить хранить себя непорочными.

Делать замечания и наставления наедине.

Некоторые церкви считают нужным разделять в этом возрасте на классы девочек и мальчиков.

Тогда они могут лучше усваивать и сосредотачиваться на уроке.

7. СОМНЕНИЯ, СИЛЬНЫЙ РАЗУМ, ИССЛЕДОВАНИЕ.

  • Он уже не верит слепо, как ребенок. Они исследуют, желая найти истину.
  • Они даже сомневаются в любви родителей к ним, не уверенны, любят ли родители их или их хорошее поведение.

Научите их задавать откровенные вопросы и обращаться за ответом к Богу.

Подросткам нужны доказательства, и только в Духе Святом они будут действительно убедительны.

Покажите им свою безграничную любовь - это вселит в них чувство безопасности, и они смогут свободно задавать вопросы.

Будьте откровенны в своих собственных сомнениях.

У Бога есть ответы даже на самые тяжелые вопросы.

Уверьте, что вера в Бога является достаточно прочным основанием, чтобы разрешить любые сомнения.

8. КРИЗИС САМООЦЕНКИ.

Противоречия в мыслях и действиях. Кто? Где? Почему?

9. Желают САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, не терпят авторитетов.

10. САМОКРИТИЧНЫ и КРИТИЧНЫ к окружающим.

• Невозможно от них ничего утаить. Поэтому, если вы этого не делаете, то лучше не учить об этом.

11. НЕ ОБДУМЫВАЮТ ФРАЗЫ РЕЧИ, могут нагородить кучу обидных слов.

12. ГРУППИРУЮТСЯ В ГРУППЫ ПО ИНТЕРЕСАМ и горды этим, а других, не похожих на них, не принимают.

13. ИНТЕРЕСУЮТСЯ ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ.

Очень часто не по собственной воле, а под чьим-то влиянием начинают заниматься сексом. Очень важно объяснить им на основании Библии, что необходимо сохранить себя до брака.

14. ПЛАНИРУЮТ БУДУЩЕЕ, страшатся его, иногда не хотят жить дальше.

15. СЛЕДЯТ ЗА СОБЫТИЯМИ, т.к. хотят быть популярными.

Работа с современными подростками и молодежью требует особой подготовки, которой зачастую недостает педагогическим кадрам. Как отмечают исследователи, “к сожалению, пока очень часто в своей воспитательной работе педагоги ограничиваются лишь доводами типа "Пить, курить и т.п. — здоровью вредить", явно проигрывая по уровню осведомленности своим более просвещенным подопечным" И НЕЗНАНИЯ Бога и Божьего Слова.

В советское время в исследованиях молодежи преобладали идеи подчеркнуто "мажорного" характера. Конструировался образ «строителей светлого будущего», совершенных по своей человеческой природе.

Всё чаще и чаще и сильнее молодежь изолирует себя от внешней среды, показывая этим свой протест и свой индивидум.

Предметом исследования при таком подходе может выступить субкультура мормонов в США или субкультура старообрядцев в России, субкультура китайской диаспоры в Великобритании или субкультура криминального сообщества (мафии) в Италии. В таком подходе решаются проблема отношений и взаимодействий субкультуры с обществом, проблема сосуществования субкультур.

Субкультура – это некоторая особая (особенная) культура в рамках общей культуры общества. «Особость» субкультуры определяется отличием образующих ее ценностей, норм, культурных форм, от принятых в общей культуре.

Субкультуры предлагают осмысленный, значимый путь жизни в рамках "свободного" времени - в течение досуга, который вынесен за рамки инструментального и скучного мира работы.

Маргинальная позиция (т.е. протест) складывается, когда подростки начинают чувствовать свою незначительность, поскольку у них отсутствуют возможности для реализации своих потребностей в самоуважении и самоидентификации. Таким образом, подростки не специально выбирают девиантный путь, (т.е. группа лиц со своими идеями и культурой) они просто выбирают некий путь, позволяющий им самореализоваться, добиться хотя бы какого-то признания и этим путем часто оказывается девиантная ассоциация.

Молодежная идентичность, соответствующая определенной субкультуре, предполагает обязательность соблюдения "правильного" вида (стиля) - "прикида" (одежда, обувь, стиль прически, аксессуары). Также разделения общих групповых вкусов (музыкальных, литературных, кинематографических).

Жаргон – неотъемлемый элемент субкультуры. Формирование в рамках субкультур собственного жаргона обусловлено как собственно культурными механизмами (свойство и стремление любой культуры говорить «своим языком»), так и особенностями юношеского возраста. Открывая мир и себя в нём, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так как это принято. Этому как раз и служат жаргонные слова и выражения. Помимо этого, они позволяют компенсировать характерную для данного возраста ограниченную эмоциональную и «словарную» возможность выразить свои чувства и переживания.

Основными компонентами стиля считаются:

Имидж - внешнее проявление некоего смысла, состоящее из костюма и его значимых аксессуаров, таких как: прическа, украшения (драгоценности) и художественные поделки.

Манеры - походка, осанка, жесты.

Арго (слэнг, жаргон) - словарь данной соцкультурной группы, способ артикуляции и коммуникации посредством употребления специфических слов (М.Брейк).

Молодежная идентичность, соответствующая определенной субкультуре, предполагает обязательность соблюдения "правильного" вида (стиля) - "прикида" (одежда, обувь, стиль прически, аксессуары). Также разделения общих групповых вкусов (музыкальных, литературных, кинематографических).

Посредством музыки молодежь сохраняет свое пространство, которое по своей сути есть сочувствование, сопереживание со своей музыкой. Стены из звуков используются молодыми людьми для блокирования себя от семьи и от квартиры; они защищают и охраняют частное пространство молодежи в их личной спальне и даже "пространство своей головы" они изолируют от окружающих с помощью плеера. Плеер помогает поддерживать и ощущать автономию и независимость посредством "вырезания" своих ушей из не желаемого общения, и дистанцироваться от того, что окружает»

Подростки ищут куда себя деть и как отличиться от других, указывая на свою особенность, на самовыражение. Этим они как бы бросают вызов взрослым, показывая свою значимость в этом мире. Почему часто взрослые не понимают своих детей, они не готовы принять такой вызов и, поэтому, занимают самую подходящую позицию «противление». Этим они теряют близость с ребёнком, общение с ним. И чем больше они пытаются со всей родительской или педагогической строгостью и властью воздействовать на такой вызов и поведение подростка, тем больше они теряют его.

Подросток замыкается, ограждая себя от сторон непонимающих и не оценивающих его. Он ищет группу понимающих его людей, где бы он мог реализовать себя, показать, на что он способен выделить этим свою значимость.

Это самое прекрасное время отрочества и в тоже время самое ответственное и самое хрупкое. В это время формируется личность, утверждается характер и принадлежность. Как важно взрослым принять правильную позицию и быть готовыми принять вызов подростка, верно среагировать на его поведение. Как важно в этот момент сохранять спокойствие, мир, Божью любовь внутри себя. В этот период взрослые часто ошибаются лишь только по одной причине: ни думают, что, что-то упустили в процессе воспитания и в это период усиливают меры своего воздействия не понимая, что время воспитания ушло. Да, ушло. И это очень трудно осознавать особенно родителям, которые думают, глядя на такой вызов подростка, что это непокорность, непослушание, неуважение.

Важно понять, что возраст подростка 13, 14, 15 максимум 16 лет, это не период юношества, это отроки.

Юношу можно уже и наказать, там сформированная личность, и если привязалась к нему глупость, то здесь ни понимание и сочувствие нужны, а исправительная розга (Пр.22:15). Юноше уже нужно давать знания и рассудительность (Пр.1:4)

Здесь как бы опять восстанавливается процесс воспитания, но уже в другой форме «дать знания и рассудительность» т.к. разумный найдёт мудрые советы (Пр.1:5). Но, часто у родителей и у педагогов всё наоборот. Они думают, что юношу наказывать уже поздно и учить чему-либо тем более. Обратите внимание на правильную постановку в Евангелии «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам юноши, потому что вы сильны, победили лукавого. Пишу вам отроки, потому что вы познали Отца» (1Ин.2:13).

Из этого мы видим, что отроки только познали Отца, и находятся в стадии браней и различных искушений. А вот юноши уже победили лукавого и глупость им уже не присуща. И дальше в следующем стихе « Я написал вам отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие прибывает в вас, и вы победили лукавого». И далее пошли уже наставление «Не любите мира, не того что в мире и т. д.» (1Ин.2:14,15) Мы видим, что здесь нет отроков, наставление дано юношам и отцам.

Если рассматривать с научной, психологической и врачебной точки зрения мы видим, что дети находятся в стадии нервного возбуждения и напряжения: они всем недовольны, не рады тому чему когда то по-детски радовались и т.д. В этот период в их организме происходит физиологическое перестроение. Так называемая мочевина (это яд) в этот период превышает норму, поэтому нервные окончания очень возбуждены. Такое состояние испытывают старцы. Дети в таком состоянии близки к депрессиям, к стрессам, нервным срывам. Сами подумайте, какое здесь может быть наказание, да ещё и применение розги. Разве если только вы преследуете цель безоговорочного подчинение вам, требуете считаться только с вашим мнением. То я скажу прямо эгоист в этом случае вы. А это и есть гордость. Которая хочет сломать, подчинить. Может быть, вам и удастся таким методом сломать волю подростка, но думать как вы он всё равно никогда не будет. Внутренне он будет сломлен, подавлен, уничтожен.

Мы должны запомнить, что воспитательный процесс идёт от рождения и до 12лет. Это период сеяния. А потом когда взойдут всходы, то мы видим, что сеяли. И здесь вырывать посеянное уже неуместно. С терниями мы можем вырвать и хорошие злаки.

Давайте подробнее рассмотрим характеристику, сложного для нас всех подросткового периода. И из этого извлечем положительные и отрицательные стороны.

1. Первое качество отроческого возраста это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

***В это время подросток особенно выражает своё чувство ответственности, что бы завоевать доверие авторитетных лиц. Если правильно целенаправленно изложить перед ним его задачу он справиться с этим заданием даже лучше чем взрослый.

Посмотрим, что нам говорит Библейское писание. 1Цар. 3:3-8. Давид хорошо был знаком с переходным возрастом. Он не побоялся доверить эту важную часть служение царю и народу. И он не ошибся. Исследуя дальше эту историю, мы видим добрые отзывы слуг Навала, которые говорили об отроках Авигее его жене. И это помогло избежать пролитию крови. А Авигея изрекла замечательные пророческие слова Давиду.

2. Второе качество мы извлекаем из Библии – в этом возрасте отроки ИСПОЛНИТЕЛЬНЫ.

Видя их повседневное поведения и борясь с их личным «Я», кроме непокорности и непослушание, мы ничего не находим. Это наш взгляд. И наше неверное стояния в позе «Я требую».

***Читая 2Цар.13:28,29, мы видим исполнение отроком страшного приказа Авессалома. Сам Авессалом побоялся поднять свой меч на царского сына (своего брата). И зрелый муж навряд ли отважится исполнить такой безумный приказ. Авессалом знал, кто исполнит его поручение. Он правильно наставил отрока «…будь смел и мужествен» И отрок понял, что это не по плечу взрослому.

И Авессалом то же не ошибся избрав отрока. Из этого мы видим, что в этом возрасте отроки не только исполнительны, они смелые. И способны на всё, да же на убийство. Лишь бы доказать свою значимость, свою силу, свою принадлежность.

3. Ещё одно из лучших качеств характера подростка это ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ НАРАВНЕ СО ВЗРОСЛЫМИ. Вникая в Слово Божье мы видим, что в этом возрасте отроки трудились и им давали не менее важные и ответственные задания, чем взрослым.

***Например, отроков ставили на стражу 2Цар.13:34. Это очень ответственное поручение. Также отроки были оруженосцами Суд.9:54. Отроки служили при царе Есф.6:3.

4. В этом отроческом возрасте есть лучшее качество ТВЕРДОСТЬ и УПОРСТВО В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ. Мы взрослые часто это видим в детях, только рассматриваем эту черту характера как упрямство. И из-за этого сердимся. Но давайте посмотрим на это со стороны Слово Божьего. И мы увидим, что это особый период отрока, где легко (если, конечно, мудро) можно направить его к цели, указывая на значимость подростка и двинуть его на подвиги. (Много простых жизненных примеров ВОв)

В этом возрасте, достигая цели отрок упрям, твёрд в решениях (если что задумал - не отступится).

***Читая книгу Даниила 1:8, мы узнаём как отличились отроки Даниил и его друзья.

Они положили в сердце своём, не оскверняться яствами от стола царского и вином. Это пришло к Даниилу не просто от фантазии ума. Этому была положена цель «неоскверняться». Обратите внимание, царь приказал привести к нему отроков (не сформировавшуюся личность), но всё же понятливых и разумных, годных служить в чертогах царских, на три года как раз в переходный период их возраста. И как мы видим, назначил им пищу с царского стола и вино, которое сам пил и только под этим воспитывать их и учить. Царь обозначил в первую очередь их особенность. И завоевал свой авторитет в их глазах. Он как бы сказал им этим « Я считаюсь с вашим пониманием, вы достойные из достойных, вы достигли уважения». Царь знал, что в их возрасте это очень важно для них.

Подросткам нужна личность, достойная подражанию.

Слава Богу, что у Даниила и его друзей уже была цель и их «личностью» был Бог.

К подростковому возрасту не готовятся за день или за два к нему готовятся от самого рождения ребёнка. Этот период очень важный.

Ребёнок подошел к избранию, он на распутье нескольких дорог. Да, как в сказке, «направо пойдёшь…, налево и т.д.». Отрок ищет, что избрать, и мы не забываем, что он ищет сильное, авторитетное общество. И он далеко не глуп, как часто кажется родителям и педагогам. Отрок не отдаст себя тем, кто слаб, глуп в его глазах. Часто бывает, что один неверный шаг отца, матери или педагога одна ошибка и мы теряем доверие своего ребёнка.

Особенно когда родители и педагоги начинают применять усиленное воспитание, доказывать подростку свою правоту, а его выставлять глупым и отвергать при этом его рассуждения. Думая, что этим они изменят его взгляды. И это всё напрасно, этим только усугубляются отношения между взрослыми и детьми.

Здесь лучше вернуться назад, пересмотреть своё отношение с Богом. Может быть, когда-то вы не явили святости своей и авторитет Божий не был явлен вами в глазах подростка. Своим поведением и не должной христианской жизнью, сами этого не понимая разрушили веру своего ребёнка, который ещё недавно ходил с вами в собрание, с удовольствием посещал воскресную школу. А сегодня он говорит «не хочу идти, я все равно ничего не понимаю». И начинается конфликт.

Как важно детским служителям, наставникам, родителям знать, что у отрока зоркий глаз он видит вас насквозь. И вы опоздали, что-то исправлять, здесь уместно заняться собой, воспитанием самого себя. Если надо попросить прощение у ребёнка, не бояться открыть перед ним свои ошибки, быть искренним, это самое главное.

Что же делать? Запастись терпением, умением обладать своими негативными эмоциями.

И ещё одна важная деталь. Свою власть надо применять с мудростью. Отрок никогда не пойдёт под ваш жезл, если в его глазах ваш авторитет не имеет веса. В этом возрасте отрок не умеет здраво рассуждать и чаще всего делает ошибки из своего тщеславия, которое присуще этому возрасту. 2Цар.1:6-10

Их инициатива часто бывает наказуема. Так желание выделить себя, самоутвердиться не даёт правильно и трезво решать.

Нельзя ставить отрока на руководящую должность. В этом возрасте он хорош как исполнитель, а не как руководитель. Из пророческого слова Исаии 3гл. 4,5, 6.… Такие слова «…И дам им отроков в начальники…» это звучит как проклятие, а дальше итог всему этому. «…И в народе один будет угнетаем другим, и каждый ближним своим…» И т.д.

В этом возрасте ребёнок должен быть под постоянным наблюдением взрослых. Из практики мы видим, как раз в этот период малого отроческого возраста случаются различные физические травмы и несчастные случаи.

Стройки, гаражи, огромные деревья, вышки, скалы, тонкий лёд и т.д. любимые места их игр. Они уже не ограничиваются детской площадкой, их влекут опасные для жизни места. Поэтому работая в детских учреждениях, мы должны особо наблюдать за детьми этого возраста. Организовывать больше развлекательных игр: соревнования, походы и т.д. где дети смогут выплёскивать накопившуюся энергию. Этот возраст самый подвижный.

ВЗРОСЛЫЕ ДУМАЮТ, ЧТО ДЕТИ УЖЕ ЗНАЮТ ЛЕВУЮ И ПРАВУЮ РУКУ, УМЕЮТ ОТЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО. ВИЗУАЛЬНО, ДА. А НА САМОМ ДЕЛЕ ОТРОКИ В РАННЕМ ПЕРИОДЕ ДАЖЕ НЕ ДУМАЮТ ОБ ЭТОМ. ИХ КАК РАЗ ИНТЕРЕСУЕТ ВСЁ ЗАПРЕТНОЕ: СПИЧКИ, ВЗРЫВЧАТКИ, ХИМИКАТЫ, НОЖИ, КАРТЫ И Т.Д.

Вот это как раз и есть порог в переходный, вот здесь уместно наставить, обличить, наказать, чтобы предостеречь. • Обратите внимание в это время , дети бросают читать книги их больше влечет улица.

Родители часто ошибаются, думая что дети подросли и их уже можно оставить без присмотра. Каким бы ни был послушным ребёнок, это опасный период его возраста. Лучше всего если он будет постоянно чем-нибудь занят; музыкой, спортом, кружком «умелые руки»

В школе или дома, в лагере или санатории, он должен быть под присмотром.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ

12-15 ЛЕТ

  • Работа по темам: Дух Святой, оккультизм, секс, первая любовь...
  • Рассказ на 20-30 мин.
  • Научить проводить тихое время с Богом (чтение Библии, молитва, слушание Бога). Учиться делать это ежедневно.
  • Истории с продолжением; в уроке может быть несколько историй из Библии, анализ поведения того или иного героя.
  • Спортивные игры.
  • Иногда для занятий мальчиков и девочек стоит разделить.
  • Несомненно, нужны отдельные программы без маленьких детей, со своими песнями, темами, людьми.
  • Важно, чтобы семьи поддерживали учителей; • - Давать конкретные задания, ставить вопросы так, чтобы уметь сосредоточить внимание подростка; • - Учитель - друг, а не проповедник.
  • Дайте возможность высказывать свое мнение.
  • Не скрывайте своих недостатков.
  • Учите хранить непорочность.
  • ПОМНИТЕ: подросток учится не так, как взрослый.

ВЗРОСЛЫЕ:

  • Принятие абсолютных истин на основании предыдущего опыта.
  • Упорядочение своего отношения ценностей и поступков с точки зрения этих истин.
  • Желание применять вновь приобретенные истины в повседневной жизни.

ПОДРОСТКИ:

  • Начинают с оценки пережитого на опыте.
  • Далее, обнаруживают отношения, ценности и поступки, подтверждающие приобретенный опыт, потом оценивают истинность в сравнении с жизненным опытом; думают, как эту истину смогут применить на практике.
  • Уместно ли то, что вы преподаете?
  • Начните с рассмотрения жизненных ситуаций, а не с объяснения абсолютных истин.
  • Используйте способы, которые наиболее продуктивны и уместны.

16-17 ЛЕТ

Программа для молодежи должна включать такие направления:

  1. Создание примера - “Не говори, а покажи мне” - занятия должны проходить как в стенах церкви или школы, так и за ее пределами

***Позвать учеников на обед, принять участие в спортивных мероприятиях, пригласить к себе домой, пойти в поход

  1. Обучение должно быть активным. Практические занятия с молодежью помогут перейти от знания Слова Божьего к послушанию тому, чему оно учит. Молодежь назовет своего лидера лицемером, если он не будет расти вместе с ними.
  2. Библейское учение должно стать личным переживанием наших учеников-подростков. Поэтому, когда вы учите, приведите примеры дел Господа в жизни людей нашего времени.
  3. Евангелизм ЛИЧНЫМ примером. Научить подростков использовать каждую возможность поделиться благой вестью.
  4. Преумножение. Конечный результат молодежного служения - ученики, которые привели ко Христу других, наставляя их в вере и посылая идти и делать то же.
  5. Подросткам необходимо чувствовать себя частью больших и малых групп. В больших группах - прославление, пение; в малых группах - изучение Библии.
  6. Устанавливать хорошие взаимоотношения с нашими учениками - они очень важны для развития мышления подростков.

ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ:

  1. Знать возрастные особенности.
  2. Проводить время с ними.
  3. Знать потребности.
  4. Уделять время для подготовки.
  5. Любить подростков.
  6. Помнить, что значит быть подростком.
  • Если не учитывать особенности характера, возраста и нужды именно этой группы - мы потеряем подростков, как для Господа, так и для этой жизни.
  • Пусть подростки поймут, что они важны другим.
  • Подростковой группе необходимо дать возможность приобрести опыт служения в мире. Они должны быть вовлечены в какое-либо служение.
  • Важно научить подростков больше смотреть в мир, а не на самих себя!
  • Не делайте все сами! Учите подростков служить Богу!
  • Дайте им почувствовать себя важными! Будьте больше консультантом, чем лидером!
  • Умейте выйти за пределы церкви и начните делать что-то (посещение других церквей, помощь престарелым, инвалидам, участие в строительстве, уборка.
  • Перемены в стране прибавляют проблемы в подростковом возрасте. Приходит свобода, но со свободой приходит и ответственность. Вы сможете успешно учить подростков только с помощью Господа! Готовьте подростков к годам перемены в стране как можно лучше!
  • В нашей стране детей не учат принимать решение, и наша задача научить подростков принимать решения и быть ответственными!

ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ ДОЛЖНЫ ОСНОВЫВАТЬСЯ НА ТОМ, ЧТО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТ БИБЛИЯ.

 

  1. Мф. 28:19-20 Указание Бога учить все народы.
  2. Ефес.4:11-16 Чтоб они стали служителями Бога в церкви. Учить на основании Библии, чтоб их вера возрастала, и они сами шли за Богом, а не под чьим-то влиянием (СТОЯЛИ ТВЕРДО ВО ХРИСТЕ!).
  3. Втор.6:49 Не для информации, а для жизни в Боге.
  4. Деян.2:41-47 Они должны иметь общение друг с другом, должны уметь служить друг другу, молиться и поддерживать друг друга.
  5. 1Кор.12 Учить о том, что они составляют одно тело во Христе, и как жить христианской жизнью.
  6. Римл.12 Учитель сам должен жить жизнью благоугодной Богу и учить детей жить так, чтоб их решение на это было твердым и самостоятельным.
  7. 1Кор.13 Учить о любви, без которой наши знания и таланты ничего не значат.
  8. Пр.22:6 Важно с детства познавать Бога и Его Слово.
  9. 2Тим.2:2 Учить детей так, чтоб они могли научить других!

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА И НУЖД ПОДРОСТКА

НЕОБХОДИМО УДОВЛЕТВОРИТЬ ВСЕ 7 ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОДРОСТКА.

  1. Любовь.
  2. Надежность.
  3. Одобрение.
  4. Внимание.
  5. Благодарность.
  6. Дисциплина.
  7. Личный пример.
  1. Если подростку не оказать внимания, он начинает кричать, что-то бросает или кривляется для того, чтобы его заметили. Нужно заметить в нем что-то хорошее, пока он не начал проявлять себя с плохой стороны.
  2. Если учитель позволяет себе посмеяться над неправильным ответом, унижает кого-то при всех, - он не удовлетворит потребности в надежности. В этом возрасте у детей сильная стеснительность, они не знают, как поступать в той или иной ситуации. Не давите на подростка, и в случае неудачи, ободрите их, указав на Иисуса Христа!
  3. Принимайте всех подростков одинаково, - удовлетворяйте их потребность в одобрении, этим вы покажете, что Иисус Христос любит всех одинаково.
  4. Любите подростков и Бога всей своей жизнью, этим вы учите их любить Бога и понимать Его любовь!
  5. Благодарите подростков за их хорошие поступки, этим вы окрыляете их для дальнейшего труда и поселяете в их сердца радость, а дома они часто лишены этого.
  6. Наказание или дисциплина важны, но они действуют при строгом их выполнении самим учителем.
  7. Учитель должен своим личным примером показать Бога!
  • Подростки очень подвижны, поэтому необходимо считаться с их потребностью в этом! После серьезного и долгого занятия можно сделать элементарную зарядку.
  • На каждом занятии устраивайте легкий завтрак.
  • Если душно - проветрите помещение.
  • С ними трудно разговаривать, т.к. свое мнение они считают исключительно правильным.
  • Меняется и их поведение: их выросший организм взывает к серьезности, а разум еще остается на детском уровне.
  • Они желают решать для себя все сами, не принимают советы старших.
  • Преувеличивают недостатки своей внешности, им кажется, что все обращают внимание только на них.
  • Они думают, что их никто не понимает.
  • Ради своей популярности идут за своими друзьями и подражают взрослым.

*Учителю необходимо построить хорошие отношения с подростками.
*Быть друзьями, но не забывать о своей власти.
*Уметь выслушивать мнение каждого подростка и дать правильную оценку с помощью Библии или на жизненном примере.
*Хранить доверие к себе - беречь тайны подростков.
Пс. 118:9; 2 Тим .2:22.

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОДРОСТКАМ

Самый неудачный метод - это однообразный метод, который вы используете постоянно!

1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД.

Сосредоточенный на учителе, информативный, объясняет, подчеркивает суть, что-то проясняет.

*Объяснения, лекции, демонстрация, заранее подготовленный материал, рассказы, иллюстрации.

2. ИССЛЕДОВАНИЯ И ОТКРЫТИЯ

Ученику отводится преобладающая активная роль. Старайтесь, чтобы ученики решали проблему сами! * Выяснение задания путем вопросов, решение проблемы, используя игры.

3. АКТИВНЫЙ МЕТОД.

Помогает ученикам улучшить навыки мышления и общения. Учит работать в группах.

*Групповые задания, пресс-конференции, обсуждения.

4. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД.

Полезен в начале урока для привлечения внимания молодежи. Помогает развитию урока. Применяется для завершения урока.

*Составление письменных планов на предстоящую неделю, творческое мышление, письменные работы, постановки, обыгрывание возможных жизненных ситуаций, использование музыки, изобразительное искусство, согласие /несогласие, обязательства.

Творческий метод является неоценимым подспорьем в обучении. Он помогает ребенку понимать и принимать Слово Божье. Библейские игры направляют ребенка на изучение материала и запоминание конкретных истин. Очень важно, чтобы учителя были обучены эффективному использованию разнообразных методов и материалов.

ВЫБОР МЕТОДА

  • От эффективности метода зависит достижение цели.
  • Учителя часто останавливаются на тех методах, которыми учились сами.
  • Если вы учите детей так, как учились сами, - то вы ленивы и не хотите выучить новые методы.

ПЕРЕД ТЕМ, КАК ПРИСТУПИТЬ К ОБУЧЕНИЮ И ВЫБРАТЬ МЕТОД, НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ 10 ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ.

  1. Цели и задачи урока. Что ученики должны знать, уметь и делать? Урок должен быть сбалансирован между знаниями учениками Слова Божьего, правильным отношением к тому, чему оно учит, и желанием применять Слово в своей жизни.
  2. Количество учеников. Большой класс должен быть поделен на небольшие группы.
  3. Размер классной комнаты. Удобно ли будет заниматься в этом классе вашей группе? • Отведенное время. Сколько времени имеется в вашем распоряжении для проведения урока
  4. Есть ли у вас время для нескольких видов деятельности на уроке? Остается ли у вас время для разбора и исследования Писания?
  5. Снаряжения и пособия. Оцените имеющиеся в вашем распоряжении снаряжения и пособия. Проверьте видео и аудио материал. Возможно, маленькие столы будут способствовать созданию более теплой и дружеской атмосферы во время урока.
  6. Ресурсы и программа. Еще раз оцените ваши учительские ресурсы и программу. Применима ли она к возрасту учеников? Старайтесь вовлечь всех учеников в процесс обучения. Подготовьте множество творческих методов, чтобы вдохновить их к послушанию Господу.
  7. Расположение комнат. Как расположена ваша комната, в тихом или шумном месте? Возможно, утреннее солнце не позволяет ученикам смотреть в проектор? Классы следует размещать в приспособленных для обучения помещениях.
  8. Возраст учеников. Не забывайте о возрастных характеристиках и нуждах ваших учеников. Концентрация внимания, абстрактное и буквальное мышление, речевые и моторные навыки - все это играет огромную роль при выборе методов.
  9. Климат в группе. Сколько времени учащиеся группы обучаются совместно. Если давно, то скорее всего, что они смогут делиться друг с другом своими мыслями на более глубоком уровне.
  10. Учитель. Собираться раз в неделю с другими учителями, чтобы молиться вместе с ними и обдумывать планы на грядущий месяц или четверть. Объединение учителей - метод сам по себе замечательный. Учителя могут показывать своим ученикам пример взаимоотношений. (1Кор.11:1).

ПОЗВОЛЬТЕ БОГУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВАС! НЕ УЧИТЕ ПО-СТАРОМУ, ПО-СВОЕМУ! УЧИТЕСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НОВЫЕ МЕТОДЫ! НЕ БОЙТЕСЬ ПРИМЕНЯТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ!

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Какому учебному процессу должен следовать учитель?

ПРИБЛИЗИТЬСЯ - ИССЛЕДОВАТЬ - ДЕЛАТЬ ОТКРЫТИЯ - ПРИНИМАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

  1. ПРИБЛИЗИТЬСЯ. Процесс сближения задуман с целью вовлечения ученика в тему урока и размышления о ней. В отношении маленьких детей это подразумевает виды деятельности, помогающие каждому ребенку испытать соприкосновение со Словом Божьим. Дети, прежде всего, выполняют задания, настроенные на подготовку к Библейскому разбору. Молодежь и взрослые обычно выполняют задания, заставляющие думать и высказывать вслух свои мысли по какой-то конкретной теме. Процесс сближения начинается с того момента, когда первый ученик входит в класс и продолжается до конца урока.
  2. ИССЛЕДОВАТЬ. Предоставьте ученикам исследовать Слово Божие и вы увидите плоды вашего метода обучения. Исследовательские задания требуют особой подготовки. Однако они оправдывают себя. Предоставьте детям возможность принимать участие в изучении Библии, и вы увидите их живой интерес, восхищение процессом нахождения нового. Молодежи и взрослым поиск и исследование необходимы для того, чтобы увидеть Слово Божие в новом свете.
  3. ДЕЛАТЬ ОТКРЫТИЯ. Ученикам необходимо не только изучать Слово Божие, но и наблюдать, делать открытие.
  4. ПРИНИМАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Иисус учил Своих учеников продвигаться к зрелости, Он вновь и вновь призывал Своих учеников к послушанию.

Мк.10:21 “Пойди, все, что имеешь, продай, раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест”.

Иак.1:22 “Будьте же исполнители Слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя”.

На уроке уделите время тому, чтобы помочь ученику применить Слово Божие в жизни и это утвердит их в движении к зрелости.

Настоящий учитель работает для изменения жизни своих учеников!

“КОСТЕР” УРОКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

  • Необходимо, чтобы ребенок лично откликнулся на Библейский урок, и начал применять его в своей жизни!
  • Необходимо, руководство Духа Святого, чтобы научиться получить отклик от ребенка и добиться применения урока в его жизни!
  • Настоящий учитель видит каждого ребенка, как неповторимое творение Божие, созданное Им с определенным замыслом.
  • Каждый ученик важен для Бога и достоин самого лучшего обучения Его Слову.
  • Мы должны пробовать новые идеи, чтобы понять наших учеников.

1. ПОГРУЖЕНИЕ.

Задача учителя: мягко направлять детей на этом этапе и сосредоточить их внимание на теме урока.

Начните урок таким образом, чтобы направить их внимание на какую-то нужду, пробудите интерес собеседования через этот вопрос.

Завладейте вниманием учеников и удерживайте его.

Урок должен быть интересным и уместным для подростка (провокационные вопросы, интересные предметы, остроумные пословицы, интересные истории, приключения, события, происходящие с подростками).

2. ОБНАРУЖЕНИЕ. РАСКРЫТИЕ СОДЕРЖАНИЯ.

Самая важная часть урока. Вы подводите учащегося к Слову Божьему, где он сам сможет обнаружить, что Господь говорит о его нужде!

Каждый ребенок обнаружит это быстрее, если урок будет представлен в стиле обучения, наиболее подходящим для него.

Учащиеся обнаруживают и обсуждают то, что говорит Слово Божие, и начинают размышлять о применении сказанного в своей жизни.

Создайте атмосферу для обучения. Заставьте учеников думать.

Обратите особое внимание на ключевые истины урока, применение их в повседневной жизни!!!

3. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ.

Задайте вопросы - Как применить эту Библейскую истину в моей жизни?

Для подростков не столь важны фактические вопросы, важнее всего - практические.

Пусть Слово Божие изменяет жизнь и желания!

4. ПРИМЕНЕНИЕ (ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ)

Конкретное применение урока в повседневной жизни с последующим применением результатов.

Следовать истине в течение будущей недели.

Отвечать повиновением Богу.

Мы не только готовим людей с неограниченным знанием библейских фактов, а людей, которые преобразились интеллектуально, духовно, эмоционально, благодаря общению с Иисусом.

ПРОГРАММА ДЛЯ МОЛОДЕЖНОГО СЛУЖЕНИЯ, ПОМОГАЮЩАЯ СТАТЬ ЛИДЕРОМ.

1. ДОСТИЧЬ НЕВЕРУЮЩИХ.

Это не глубокое изучение Библии - это общение верующих с неверующими. Можно устроить пикник, лагерь, поход, чтобы подростки могли пригласить своих неверующих друзей.

Что можно делать на таких встречах?

*Представления, викторины, музыкальная программа.

ЦЕЛЬ: ПРИВЛЕЧЬ И ДАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР.

ДЕВИЗ: “ПРИДИ И ПОСЛУШАЙ”!

2.ПРИДИ И ВОЗРАСТАЙ!

Направляйте учеников на пути духовного роста. Изучение Библии, пение, молитва.

Неверующие становятся заинтересованными, а верующие духовно возрастают.

*Это, например, может быть встреча на всю ночь у кого-то дома, в спортзале или в молитвенном доме.

ЦЕЛЬ: ВОЗРАСТАНИЕ В СЛОВЕ БОЖЬЕМ.

ДЕВИЗ: “ПРИДИ И ВОЗРАСТАЙ”!

3. УРОВЕНЬ СЛУЖЕНИЯ.

Готовьте подростков к служению. Помогите им найти их сильные стороны.

*Они могут выпускать свою собственную газету и раздавать ее людям (в газете говорить о том, чем они занимаются, что делают, что знают и что планируют).

*Они могут подготовить свою программу, с которой могут выступить в другой церкви или в другом месте.

ЦЕЛЬ: ВОСПИТАТЬ ЛИДЕРОВ ИЗ УЧЕНИКОВ.

ДЕВИЗ: “ПРИДИ И СЛУЖИ ДРУГИМ”.

4. УРОВЕНЬ ЛИДЕРСТВА.

Вырастить лидеров в группе.

Выбрать лидера в группе, чтобы он мог поделиться своими личными переживаниями (покаяние, освящение, молитвенная жизнь).

*Готовить воспитателей для детских лагерей на неделю. Это можно делать через их служение, а учитель только “ГИД”.

ЦЕЛЬ: ВОСПИТАТЬ, РАЗВИТЬ ЛИДЕРСТВО.

ДЕВИЗ: “ПРИДИ И ВЕДИ ДРУГИХ”.

5. УРОВЕНЬ УМНОЖЕНИЯ - ВЕСТИ ЛИДЕРОВ.

Это как копирование самого себя. Учить тому, что делаете вы! Делать это, как это делал Христос Подготовка старшеклассников, студентов для руководящего служения.

ЦЕЛЬ: БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ ЛИДЕРОВ.

ДЕВИЗ: “ПРИДИ И УЧИ ЛИДЕРОВ!”.

РАБОТАЯ С ПОДРОСТКАМИ, УЧИТЕ ИХ:

  • Что всеми быть невозможно. 1Тим.4:16а
  • Что Богу они нужны такие, какие они есть. Пс.138:14
  • Чтобы они думали о себе так, как думает о них Бог. Рим.12:3
  • Что глубоко раскаянные грехи из-за Божьего хребта может достать только лукавый и они сами, т.е. мы согрешаем тогда, когда поддаемся лукавому.
  • Что все доброе, что есть в них, все это дар Божий! Ин. 3:30
  • Возносить себя в своих мыслях, чувствах, оценке себя по сравнению с другими людьми, но при этом всех остальных почитать выше себя. Фил. 2:3

Кроме этого есть ПРАВИЛА:

  • “Все мне позволительно, но не все полезно”. 1Кор.6:12а
  • “Все мне позволительно, но не все должно обладать мною”. 1 Кор. 6:12б
  • “Все мне позволительно, но не все назидает”. 1Кор.10:23
  • “Все мне позволительно, но я не должен делать ничего, что бы соблазнило брата моего”. 1Кор. 9:19-22
  • Какое общество можно посещать? - Если ты не уверен, что возвратишься таким, каким пошел туда, не иди!

Под редакцией В.И.Федоровой

 

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.