Что происходит в современном российском обществе и что делать Церкви? (Часть 3)

Что происходит в современном российском обществе и что делать Церкви? (Часть 3)

Статьи

ЧАСТЬ 3. ПОМОЩЬ ИЗВНЕ

Третьим важным трендом 2013 года, продолжающим оказывать влияние на ситуацию в России, будет приток иммигрантов, преимущественно из стран СНГ.

Ситуация имеет двоякую природу. С одной стороны, иммиграция, приток дешевой рабочей силы является не только экономически целесообразным, но и просто необходимым для страны в силу такого демографического фактора как старение населения. (1) Такая тенденция наблюдается не только в России, но и в развитых странах Европы. Потребность российского рынка в дополнительной (т.е. иностранной) рабочей силе в 2008 г. составляла 1 828 245 человек (2). По оценкам Федеральной миграционной службы (ФМС), в России проживают 5 млн. мигрантов, из них 3,5 млн нелегально. Некоторые эксперты полагают, что в России находится около 10 млн. мигрантов (3).

С другой стороны, постоянно изменяющийся демографический и социальный фон не может не остаться незамеченным самими коренными жителям страны: мы видим как внешние отличия (иммигранты, которые приезжают, например, из Узбекистана или Таджикистана выглядят совсем не похоже на русских), так и мировоззренческие отличия: семейные и клановые отношения, а также религия или даже предпочтения в еде у многих мигрантов очень сильно отличаются от тех, которые практикуются в современной России. При этом, согласно опросу «Левада-центра» в октябре 2012 г., 47% россиян негативно относятся к гастарбайтерам и более половины готовы поддержать ограничения на их въезд – это самый высокий показатель отрицательного отношения за всю историю замеров (4).

Непримиримые различия?

Пожалуй, первое отличие, о котором думаем мы в церкви, – это религиозная принадлежность. Большинство иммигрантов исповедуют ислам (даже если они культурные, а не практикующие мусульмане), причем они часто могут воспринимать рассказ о Христе как стремление обратить их от своей, «родной» веры. В этом есть несомненный минус для нас в деле благовестия, если мы воспринимаем его серьезно: рядом с нами есть все быстро растущая группа, противостоящая нашим евангелизационным усилиям. Однако, в большинстве случаев, мы даже и не делаем шагов в этом направлении! Ответим на такой вопрос: когда мы в последний раз благовествовали человеку другой национальности? Очень немногие из нас могут вспомнить хотя бы один такой эпизод за последний год. Но ведь именно эта группа будет обладать все большим влиянием на наше мировоззрение в будущем, особенно если иммиграционная политика останется прежней. Но даже если приток иммигрантов и прекратился бы сегодня, на территории России все равно проживают как минимум около десятка миллионов представителей различных национальностей из стран СНГ (3).

Но существует и более глубокое измерение данного вопроса: закрытость групп иммигрантов к внешнему влиянию в целом. Причина кроется и в разных языках (как известно, очень немногие вновь прибывшие иммигранты из таких стран как Китай или Таджикистан достаточно сносно говорят по-русски), и в культурных отличиях (проживание в больших семьях и кланах, другой жизненный уклад). Справедливости ради стоит отметить, что в некоторых культурных отличиях русские, с их неполными семьями и одним-двумя детьми на семью, проигрывают таджикам или узбекам. Как осуществлять миссионерскую деятельность в такой закрытой группе населения – это вопрос обсуждения, молитв и целенаправленных действий, через которые мы сможем донести весть о Христе каждому человеку в нашей стране.

Миссионерство у себя дома

С этой темой обсуждения связан и более глобальный вопрос – понимание миссионерства в целом. На данный момент миссионерство воспринимается как нечто важное, но немного далекое от нас. Зачастую мы думаем о миссионерах как о людях, которые несут Евангелие в другой стране. В данных же условиях мы видим, как в России есть множество возможностей для миссионерства среди тех групп, к которым мы не смогли бы попасть в другой стране, либо в силу закрытости, либо в силу незнания языка, либо в силу своих культурных отличий – в то время как эти люди сейчас находятся здесь, в России.

Ссылки:
(1) Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и решения (материалы круглого стола). Институт международных экономических и политических исследований (ИМЭПИ) Российской академии наук. 2005. www.imepi-eurasia.ru/baner/sblab.doc
(2) Гастарбайтеры в России: цифры и факты. Би-би-си. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/business/newsid_7629000/7629856.stm
(3) Сергеев, М. Экономический эффект от притока мигрантов весьма сомнителен. НГ. 16.11.2012 http://www.ng.ru/economics/2012-11-16/1_migrants.html
(4) Левада-центр. Пресс-выпуск: 47% россиян негативно относятся к гастарбайтерам. 16.10.2012. http://www.levada.ru/16-10-2012/47-rossiyan-otritsatelno-otnosyatsya-k-gastarbaiteram

И. В. Колмагоров, к.ф.н., руководитель информационно-аналитического отдела РЦ ХВЕ

РЦ ХВЕ

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.