Что происходит в современном российском обществе и что делать Церкви? (Часть 2)

Что происходит в современном российском обществе и что делать Церкви? (Часть 2)

Статьи

ЧАСТЬ 2. ЭНЕРГИЯ НЬЮ-ЭЙДЖ

Вторым трендом последних десятилетий, который усилится в России в 2013 году, будет влияние философии «Нью-Эйдж».

Духовная пустота в обществе, в котором царит материальное, должна быть чем-то заполнена. Общество потребления смогло коммерциализировать и это! В результате проводятся тренинги по раскрытию своего потенциала, семинары по достижению успеха в бизнесе и жизни, а также существует множество других возможностей придать своей жизни стройность и смысл, организовав ее вокруг определенной системы взглядов, часто имеющих духовную основу и называемую совокупно «Нью-Эйдж».

«Новое» что?
Нью-Эйдж (англ. New Age, «новый век, новая эра») – совокупность разнообразных взглядов, учений и практик, опирающихся на восточный мистицизм, утверждающих, что в настоящее время наступил новый этап в развитии человечества в раскрытии его ранее не использовавшихся способностей разума и души – например, ясновидение, исцеление и пр. По утверждению последователей Нью-Эйдж, мы сами творим свою реальность, именно мы являемся источником своего счастья и успеха. Различные течения этого направления могут разделять не все взгляды друг друга; многих из них объединяют лишь глубинные мистические установки.

Экспортированные с Запада Нью-Эйдж-практики являются по своей сути адаптированной версией восточного мистицизма, поставленного на коммерческие рельсы, учитывающей тенденции современного постмодернистского общества и опирающееся для своей «раскрутки» на силу рекламы. К примеру, кому лет сорок назад (и уж тем более ранее) пришло бы в голову совершенно серьезно говорить о том, что мы сами формируем материальную реальность вокруг нас, и что в нашей власти – представить то, что мы хотим, и затем получить это? Сегодня же стандартные исходные посылки многих бизнес-тренингов звучат именно так. А то, что мы часто видим, считается приемлемым и даже желаемым, особенно если это помогает нам достичь требуемых (в данном случае – материальных) целей.

Современная магия

В определенном смысле, подобные подходы напоминают магию – т.е., систему взглядов и поведения, направленную на достижение желаемого результата при помощи обращения к тайным силам или через действия, отличные от библейского способа их достижения. В таких практиках именно человек и его желания являются отправной точкой, безотносительно Божьих повелений о приемлемых/неприемлемых способах получения желаемого. Кроме того, опасность проникновения в духовный мир, о которой нас предупреждает Божье Слово, не учитывается, причем такие действия фактически выдаются за эффективные альтернативные способы достижения целей, якобы основанные на научных, проверенных данных.

Притягательным в системах Нью-Эйдж является их синкретичность: ты можешь быть верующим человеком, а можешь и не быть им; можешь считать, что Бог – это личность, или верить, что Он сила. Главное – общий, глубинный механизм достижения цели. Зачастую человек увлекается данным мировоззрением именно потому, что не нашел ответа в церкви. А если церковь не оснащена силой Святого Духа, то она не может противостоять таким духовным обольщениям, с которыми люди сталкиваются в этом мире.

Диалог церкви с нью-эйджистами

Во-первых, общаясь с людьми, принадлежащими среднему классу, с людьми бизнеса и людьми образованными, и пытаясь при благовестии обращаться к старым аргументационным схемам, мы часто терпим поражение. Иногда говорить с человеком, не признающим существование Бога, бывает легче, чем с человеком, который говорит примерно следующее: «Хорошо, что ты веришь; если тебе это помогает, значит, верь дальше; у меня свой взгляд на духовное развитие». В других случаях о Христе говорят как об одном из Просветленных. Чаще же всего человеку, по всей видимости, просто все равно – его интересует его личное благосостояние; он нашел свой путь достижения желаемого, и его жизнь вполне благополучна.

Примеры выхода из таких ситуаций можно найти, например, в жизни апостола Павла. Павел, «апостол язычников» активно общался с теми, чьи убеждения отличались от его собственных, причем мы можем найти множество параллелей между современными воззрениями Нью-Эйдж и эллинистической культурой, насаждаемой Римской империей во времена апостола Павла, с ее многобожием, сосредоточенностью на философии, риторике и внешней красоте. Одной из известнейших проповедей Павла является проповедь в ареопаге в Афинах, где он находит точки соприкосновения с официальной культурой тех лет (Деян. 17:16-34). Важно помнить, что мы имеем дело с духовными вещами – следовательно, и победить их можно не столько при помощи убеждения и красивой речи (хотя эти факторы также очень важны для построения правильного диалога), сколько при помощи Божьей истины.

Другим важным компонентом являются дары Святого Духа – особое ударение на которых, собственно, и отличает нас как деноминацию. Мы верим, что такие проявления Духа как пророчества, слово мудрости, слово знания, исцеления, различение духов и др. – чрезвычайно важны в ситуациях нашей духовной битвы. Поэтому особое значение в этих условиях приобретает личная святость и посвященность человека, а также стремление к получению духовных даров, которые послужат для Божьей славы и которые приведут к измененным судьбам людей («…ревнуйте о дарах духовных», 1 Кор. 14:1) .

Во-вторых, нам как церкви необходимо понимать важность образования и знаний. Хотя они не являются необходимыми для нашего личного спасения, они чрезвычайно важны для самоопределения Церкви, для проведения критического анализа окружающей нас культуры, философии, и мировоззрения в целом. Мы традиционно направлены на благовестие, что иногда заставляет нас считать другие сферы – такие как образование, личное развитие, поддержку творческих людей и предпринимателей – вторичными. Однако, как об этом заявлял известный философ и апологет христианства Фрэнсис Шеффер, западное христианство проиграло в 20-м веке битву за центральное место в современном обществе именно потому, что не сумело вовремя разглядеть глубинные процессы общественного мировоззрения и не противопоставило этим процессам здравые библейские ответы (1).

В-третьих, нам, конечно, стоит быть осторожными в копировании современных бизнес-семинаров и моделей бизнес-поведения. Критический подход, анализ и переоценка – вот процессы, которые помогут Церкви оставаться доступной и понятной для этого мира, не уходя в анахронизмы и не становясь излишне консервативной и, в то же время, сохранить неповрежденное Божье Слово, продолжая быть стабильным маяком в мире, захлестываемом различными штормами.

Ссылки:
(1) Шеффер, Фрэнсис. Бог Сущий. / Он здесь, и Он не молчит. Избранное. М.: Мирт, 2002.

Дополнительно о мировоззрении Нью-Эйдж можно почитать здесь:
Сайр, Дж. Парад миров: типология мировоззрений. М.: Мирт, 1997.
Григорьева Л. И. Религии «нового века» в современной России: социально-философский анализ. Автореферат дис. … д. филос. наук: 09.00.06 / Рос. академия гос. службы. — Москва, 2000. — 47 с.
Мартин У. Царство культов. М.: Логос, 1992
Mears D. P., Ellison C. G. Who Buys New Age Materials? Exploring Sociodemographic, Religious, Network, and Contextual Correlates Of New Age Consumption (англ.) // Sociology of Religion 2000, 61:3289 – 313/ http://socrel.oxfordjournals.org/content/61/3/289.full.pdf


И. В. Колмагоров, к.ф.н., руководитель информационно-аналитического отдела РЦ ХВЕ

РЦ ХВЕ

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.