Эдуард Грабовенко: У пастора не бывает лёгких путей

Интервью

– Хочется начать беседу с поздравления – 10 декабря вас избрали начальствующим епископом Российской Церкви Христиан Веры Евангельской. Какие будут ваши первые шаги в связи с новым назначением?

– Первый шаг – вступление в должность. Сейчас проходит процесс передачи юридической полноты власти, передача духовной власти уже произошла в момент избрания и молитвы благословения. В марте состоится съезд, на котором будет представлено видение Российской Церкви, вся команда служителей. Будет совершена молитва благословения и моё рукоположение.

Какой солдат не мечтает стать генералом? Библия говорит, что «кто епископства желает, доброго дела желает». Я мог бы успокоить себя тем, что уже достиг максимума в том, чего может желать солдат. Я говорю с точки зрения иерархии, устройства церкви. Но я не вижу повода успокаиваться, но лишь большую ответственность. Раньше люди в возрасте 40 лет могли становиться кандидатами в дьяконы, в пятьдесят рукополагались на служение – это было большим праздником в церквях. Сегодня другое время, и мы сталкиваемся с новыми вызовами нашей вере. Поэтому требуется иное отношение к жизни, нужны более молодые посвящённые люди, которые могли бы служить Телу Христову. Не те, которые будут сидеть в кабинетах, но которые будут посещать церкви, служить другим, вдохновляя и ободряя их.


– В вашей предвыборной программе были и совсем новые идеи. Так, вы выразили необходимость создания системы духовной реабилитации служителей, пасторов. Расскажите об этом.

– Пока это ещё проект, который будет осуществляться в течение четырёх лет. Речь идёт о духовной поддержке пасторов, пасторское душепопечение, которое у нас как таковое ещё не работает. Пасторы в индивидуальном порядке обращаются к кому-то за помощью, но это не систематизировано на уровне Российской церкви. Мы хотим, чтобы все пасторы могли получить практическую психологическую и духовную помощь, в каком бы регионе они ни находились.


– Каким запомнился вам уходящий год?

– Для всего нашего региона последнее время было очень непростым: на фоне всеобщего мирового кризиса ещё крушение самолёта и недавнее трагическое событие 5 декабря. Всё это заставляет задуматься. Мы видим дефицит проявления духовно-нравственных ценностей. В погоне за деньгами люди переступают через предписания закона и нормативные акты, идут на любые ухищрения. Отсюда проблемы с техническим паспортом, пожарной безопасностью, организацией мероприятий. Всё это вскрывает поверхностное отношение к жизни, за которым идут очень серьёзные последствия. Но проблема даже не в административном регулировании, а в пренебрежении нравственностью. В погоне за материальными ценностями люди переступают все возможные моральные и этические нормы.

Есть пословица: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Когда по-настоящему грянуло, все начали думать о безопасности, появились очереди в магазинах, реализующих противопожарную продукцию. Неужели для того, чтобы мы начали задумываться об элементарных вещах, кому-то нужно было погибнуть? Происходящее показывает наше отношение к жизни: горит хата – гори и сарай. Но это неправильно! К величайшему сожалению, подобное отношение прослеживается во всём: в воспитании детей, в отношениях друг с другом, в работе и в жизни в целом. И в этом я вижу большой пробел в духовно-нравственном воспитании. Церковь – институт, созданный Богом для того, чтобы призывать людей к сознательности, правильному отношению к жизни. Вера в Бога требует от человека правильного отношения к себе и к ближним. В произошедшей трагедии налицо нарушение Божьих заповедей, например такой, как: возлюби ближнего своего. Плохо, когда мы не любим ни себя, ни Бога, ни людей. Так что есть над чем работать.


– А церковь уже что-то сделала для того, чтобы призвать людей к сознательности?

– Да, в регионе были открыты новые церкви, много посёлков и деревень достигнуто Евангелием. Это большое дело. Совсем недавно мы разместили в Перми 15 билбордов, на которых к пермякам обращён призыв: за советом идите в церковь, истина – в Боге. В целом церковь развивается динамично, виден прогресс. Даже прошедшие выборы – оценка всей работы церкви в крае, работы команды служителей, от технических сотрудников до людей, занимающихся духовной деятельностью. Может быть, не всё сделано так, как хотелось бы, но в целом работа пермской церкви – прогрессивный опыт в России, который заинтересовал других пасторов и епископов. Избрание подтвердило правильность нашего пути развития, видения и отношений с Богом. 


– В новом году будут предприниматься какие-то новые шаги?


– Конечно, будут. Планируется проведение различных конференций. Начнём год с молодёжной конференции. Готовится постановка мюзикла «День рождения Царя» с участием членов церкви. Идёт подготовка рождественских мероприятий. Сейчас такое время, когда не очень хочется говорить о праздниках. Наш регион проходит непростое время – каждый день слышим о людях, которые умирают в результате произошедшей трагедии. 


– В этом году вам исполнилось 40 лет. Это ещё не тот рубеж, когда подводятся итоги, но кое-какую оценку своей жизни уже можно сделать. Достигли ли вы того, что планировали? Исполнились ли ваши мечты?

– Моя мечта, чтобы в России не осталось места, где не было бы проповедано Евангелие, чтобы каждому человеку донесли весть об Иисусе Христе. Однажды я общался с человеком, которому было 65 лет, мы разговаривали о Боге. Он сказал, что впервые слышит ответы на вопросы, которые волновали его всю жизнь. Мне хочется, чтобы люди, ищущие ответы, получили возможность познакомиться со Христом. Моя мечта в том, чтобы, когда мы предстанем перед Богом, Россию представляли миллионы спасённых людей, готовых провести вечность на Небесах.

Очень сложно давать оценку себе. Во время выборов о каждом кандидате говорили другие епископы. Для меня это был, как тест, оценка моей деятельности и отношения к другим. Мне понравилось, что сказал один из епископов: «После пяти минут общения с ним, у меня появляется желание жить и трудиться. Это человек, который может вдохновить». Если моё служение и вера могут вдохновить других, я очень рад – это значит, что я живу не зря. В свои 40 лет мне было приятно услышать эти слова. Ведущий процесса избрания после всех слов обо мне сказал: «У нас, в Украине, так хорошо говорят только на похоронах». Но я не собираюсь умирать.

Самое ценное и дорогое, что есть в моей жизни, – мои родители, которые живы и здоровы. Для меня большое благо, что отец мечтал видеть меня посвящённым служителем. Я помню наш разговор перед моим отъездом в Пермь. Тогда многие служители отговаривали меня от этого, предлагая стать пастором одной поместной церкви в Украине. Отец тогда сказал мне: «Ты сам должен решить. Оставшись здесь, ты реализуешь себя как человек, который угодил людям, но можешь послушаться голоса Божьего, откликнуться на Его призыв, чтобы служить там, где Он призывает».


– Вы более двадцати лет в служении. Как-то вы сказали, что не верите в пасторство без слёз. Чему научил вас опыт служения, что определяет успех?

– Самый простой секрет успеха открывается в словах Иисуса Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас... Ибо Я кроток и смирён сердцем» (Матфея 11:28). Успех служителя – кроткое и смирённое сердце. Для меня каждый человек – возможность послужить ему. Наш логотип гласит, что мы церковь, где каждый – часть семьи. Я научился одинаково воспринимать каждого человека в церкви. Вмещать как сильного, так и слабого. Я посоветовал бы никем не пренебрегать. У меня не всегда получалось принимать правильные, разумные решения, но я был искренним в том, что делал. Уверен, пасторство – это отношение людей, которые открыли себя для Бога, чтобы быть способными принять и разделить не только победы в жизни людей, но и их горе и боль. Никогда не нужно смотреть на людей через призму их поступков, ошибок, но продолжать любить их так, как любит Бог. Такое пасторство не может быть лёгким, оно требует особого отношения к жизни, к людям и к себе. У меня никогда не было простого пути, и по мере движения вперёд он становится всё более тернистым и трудным. Я не ищу лёгких путей, и не советовал бы пасторам делать это, но идти путём Божьим. Путь Иисуса не был простым, поэтому я не верю в легкий путь, поэтому настоящее пасторство невозможно без слёз.

Беседовала Ирина Макушина

РЦ ХВЕ

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.