Интервью епископа РЦ ХВЕ на Мурмане Виктора Викторовича Филыка

Город начинали с храма
– Когда вы впервые приехали в Мурманск, каким увидели этот город, какое он произвёл на вас впечатление?

– Я приехал в Мурманск в 1991 году, тогда жителей было полмиллиона, сейчас уменьшилось до 310 тысяч. Это говорит о том, что идёт отток с севера. Тем не менее, город является самым большим за полярным кругом, 69-я параллель.

Большего города в мире нет. Этим нам можно гордиться. Это город, где есть полярная ночь, полярный день, полярное сияние. В город приходит Гольфстрим, тёплое течение, которое идёт от Кубы через Антлантику, возле Скандинавии, и доходит до нас. Поэтому порт у нас не замерзающий. На север обычно ехали люди достаточно образованные, но город был атеистический. Недавно вышла моя книга об истории евангельского движения на Кольском полуострове, в которой я рассказываю о духовной жизни людей.

– Могли бы вы буквально в двух словах рассказать об этом?    
– Один из пасторов в нашей церкви – женщина, она защищала диссертацию на тему христианизация Кольского полуострова. Она работала с норвежскими архивами, местными, нашли очень много интересной информации. В 16 веке к нам было принесено православное христианство, но особо его народ не принял. Местные народы, которые принадлежат финно-угорской группе, язычники, больше верили в духов. Потом началась колонизация этого края русскими, начали появляться православные общины, имело влияние на этот край и лютеранство. В 20-х годах двадцатого столетия появились первые евангельские христиане. В 1991 году, когда приехали открывать церковь в Мурманске, на весь город было всего пятнадцать человек, крещённых Духом Святым.

Ещё один интересный момент. В 1916 году была сделана закладка города в честь последнего императора России. Город носил название Романов-на-Мурмоне до 1920 года, пока не установилась советская власть. Город решили строить с храма. В центре города заложили фундамент, но храм не успели достроить, пришла советская власть, и на этом фундаменте построили большой Дворец Культуры. В 1991 году, когда приехали в город, провели в этом ДК самую крупную евангелизацию. И в дальнейшем, ещё около двух лет мы проводили там наши служения. Господь нас сильно благословил, за четыре года церковь выросла до 1200 человек.

Сейчас очень много людей, особенно молодёжи, уезжают из церкви, их привлекает средняя полоса России, Украина, Белоруссия. Встречаясь с пасторами из этих мест, я им в шутку говорю, что скоро им за мурманчан нужно будет калым платить. Люди не могут найти работу, климатические условия очень жёсткие, сельского хозяйства нет. Если потеряли работу, то жить в Мурманске не имеет смысла.

Молитвенный дом – важный проект
– Что, как пастора, вас вдохновляет в служении?    
– У меня хорошая церковь. Скажу честно, я не ехал в Мурманск на двадцать лет. Со своей женой Светланой, после окончания Библейской школы в Елгаве, мы решили, что едем на один год. Год прошёл, мы остались ещё на один. Так четыре года по одному прошло. Я сказал жене, что чувствую, что Господь призывает здесь пускать корни. Мы приняли российское гражданство. Сам я родился на Западной Украине, потом учился и жил в Латвии.

Сейчас мы строим молитвенный дом. Господь дал нам участок земли в центре города. Двенадцать лет молились. Мэр города в то время сказал нам, буквально, «через мой труп эти сектанты получат землю для здания». Почти через год он умирает от рака мозга. Новый мэр сразу даёт нам землю. Мы уже построили здание где-то на сорок процентов. Для меня это очень важный проект, который нужно завершить.

Церковь очень много занимается образованием. Сейчас сто студентов обучаются по программе бакалавриата в Московском теологическом институте. Все пасторы, которые в моей команде, выросли в нашей церкви. Очень хорошее богословское образование получают. В нашей церкви три пастора имеют степень магистров. В октябре я защитил свою диссертацию магистра. 

Поскреби евангельского христианина, найдёшь православного
– Какая была тема вашей дипломной работы?
– Иконы и иконопочитание. 
– Почему выбрали эту тему?    
– Мы живём в православной среде. Православие имеет серьёзное влияние на евангельское движение. Мы даже не представляем насколько мы православные, а не евангелисты. Что касается вопросов спасения, крещения Духом Святым – здесь да, всё по Писанию. Но в других вопросах… Как говорят: поскреби русского, найдёшь татарина. Я бы сказал: поскреби евангельского христианина и найдёшь православного. Эти вещи надо чётко знать. Протестантство более полагается на библейское писание, православие – на традиции.

Приведу пример с благодатью. Библия учит нас о том, что благодать – это как Бог к нам относится. Бог не может относиться к нам несправедливо, а если справедливо, по закону, то у нас нет никаких шансов для спасения, нам нужна только милость. Это благодать, чтобы Он поступал с тобой по милости. С нашей стороны мы не должны злоупотреблять милостью, оставаться смирёнными. Как только начинаем превозноситься, надмеваться, Бог убирает Свою милость, и поступает с тобой по справедливости. 

Христианство – система жизни
– Почему в церкви делаете особый акцент на образование?
– Я думаю, что в нашей стране мы должны выиграть несколько битв, в том числе и интеллектуальных. За всю историю России, было две больших идеологии – православная и коммунистическая. Вы знаете, до чего довела православная идеология? До 1917 года. На всей территории было явлено такое безбожие, которого в мировой истории нигде не было. Такой отпад от Бога, который наблюдался с 1917 по 1990 годы уникален в истории.

Выводов из истории мы никаких не делаем. Вы не поверите, политруки Северного флота сейчас священники. Это бывшие партийные работники, которые 15-20 лет назад христиан в тюрьмы сажали, над ними смеялись. Если в этих вещах не разобраться, то мы будем ходить по кругу. А людям нужно Слово Божье. Это можно сделать только через просвещение. Как Реформация в 16 веке. Европа была тёмной в Средние века, народ не знал Слово Божье. Пока Мартин Лютер, Кальвин и другие деятели Реформации не стали переводить Библию на доступный людям язык. Начали обучать людей, стали открывать школы, университеты.

Надо просвещать, набирать критическую массу людей, чтобы шли в народ, объясняли, учили, показывали своим образом жизни, как правильно строить семью, устраивать политическую, экономическую, правовую системы. Христианство – это ведь не только ты и Бог, это как система жизни, которая отвечает на все вопросы. Библия учит всем аспектам жизни. Но всё идёт через познание. Во Христе Иисусе мы много имеем, но через познание. Без этого всё лежит, как мёртвый груз.

– Пожелания читателям.
– Я желаю, чтобы в Перми Евангелие проповедовалось настолько сильно, как никогда раньше, чтобы люди приходили к Богу толпами, чтобы их сердца и весь образ жизни менялись. Чтобы мы в течение одного поколения увидели серьёзные перемены. Это самое важное. Если это будет, то придёт здоровье и благополучие. А если у людей нет отношений с Богом, они безразличны к Богу, то всё остальное, хотя оно и важно, не принесёт пользы. Наш девиз: знать Бога и делать Его известным, этого я желаю всем пермякам. Это то, ради чего стоит жить, терпеть какие-то лишения, жить на севере.
Беседовала Ирина Макушина

По материалам Церковь "Новый Завет"

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
Оформите подписку на наши новости, чтобы получать уведомления о поступлении новой информации на сайте.
Я хочу получать новости и подтверждаю свое согласие на сбор, хранение и использование моих персональных данных (ФИО и email) с этой целью в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».