Василий Евчик - У русских щедрая душа

Интервью

Наше общество ещё не созрело для того, чтобы видеть истинные ценности меценатства, полагает руководитель социального служения Российской Церкви ХВЕ епископ Василий Евчик. Можно с этим не соглашаться, но интервью прочитать рекомендуем. Особенно, волонтёрам.

— Василий Иванович, чем вы руководствуетесь при решении вопроса об оказании благотворительной помощи, пожертвовании денег?

— Прежде чем оказывать помощь, нужно иметь необходимые для этого средства. К сожалению, не существует какого-либо государственного фонда или фонда РЦ ХВЕ, финансы которого можно было бы использовать для оказания необходимой благотворительной помощи. Поэтому сложностей в распределении пока не возникало.

В нашем регионе и церкви, где я служу, мы собираем целевые пожертвования для разных социальных проектов: для детей, пожилых, инвалидов и так далее. Полученные средства не могут быть использованы для других целей. Поэтому, выделяя финансы для социальных проектов, мы просим предоставлять отчёты (чеки или подтверждающие документы, что средства были использованы целенаправленно).

Бывает, как говорится, что «в одном месте пусто, а в другом густо». Некоторые социальные организации владеют средствами массовой информации, красиво преподносят себя и получают результат, а у других нет для этого возможностей, и они испытывают реальную нужду. Важно молиться о том, чтобы Бог дал видение и понимание каждой ситуации. 

Когда к нам за помощью обращаются отдельные люди, мы стараемся максимально изучить информацию, подтверждающую нужду. Нередко слова людей не соответствуют действительности. Приходится сталкиваться с мнением, что церковь обязана давать. Действительно, служить — это наша привилегия, но Библия учит: «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2 Петра 1:5).

— Встречали ли вы случаи профессионального нищенства?
— К сожалению, сегодня всё больше людей, которые, видя проблемы общества (безработица, бесконтрольность), считают, что можно жить не работая. Часто такие люди изображают из себя жертву: государство не обеспечило их субсидиями, работой. Но я вижу, что это стало духовной проблемой. Большинство людей, которые приходят к нам на реабилитацию, или с нашей помощью устраиваются в приемники для бездомных, через неделю хотят уйти. Они говорят, что всё хорошо, но им нужна свобода. Когда мы интересуемся, в чём заключается, по их мнению, свобода, они отвечают — никому не подчиняться. Мы спрашиваем, готовы ли они работать, а в ответ слышим, что намного лучше попрошайничать. Это бесспорно отрицательное явление.
Среди нищих есть те, кто реально нуждается, но есть и те, кто прикрывается нищенством. Видя это, люди закрывают сердца для бедных, и в итоге страдают даже те, кто действительно нуждается в помощи. Как священник, я считаю, что очень часто за попрошайничеством стоит некая духовная зависимость и нужно молиться об освобождении этих людей.

— Когда благотворение становится жертвой?
— Одной из проблем современного и в частности евангельского христианства стала привычка получать что-то бесплатно. В 90‑е годы многие церкви в России получали гуманитарную помощь, литературу, поддержку проектов от верующих из-за рубежа. Христиане привыкли к этому. Но прошло время, изменились обстоятельства, зарубежные братья начали помогать другим странам. А у российских христиан осталась определённая ностальгия и мышление, что им кто-то должен помочь. Некоторые даже говорят, что без спонсорской помощи не будут реализовывать никакие проекты. Но мы, верующие, должны понимать, что отдавать должны мы, а не нам. Бог меняет потребительское мышление. Сегодня многие начали видеть, что у церкви внутри есть большой потенциал среди её членов. Но нужно правильно представлять проекты и не загружать церковь.

Часто встречается перекос в отношении бизнесменов, посещающих церкви. От них постоянно требуют, напоминая, что они должны жертвовать. В итоге у бизнесменов начинаются внутренние проблемы. Нужно время, чтобы предприниматель мог встать на ноги. Нам нужно молиться и благословлять этих людей. Следствием этого будет то, что они сами начнут жертвовать, желая послужить Богу.

— Есть место Писания, в котором говорится: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». Как найти здесь мудрый баланс?
— Наблюдая за церквями, я заметил, что существуют крайности. Часто мы стараемся помогать детским домам, приютам, осуществлять социальные проекты. И это хорошее желание. Но при этом в самой церкви есть люди, нуждающиеся даже больше, но их нужды оказываются где-то на втором плане. Говоря об этом месте Писания, я за то, чтобы церковь в первую очередь обращала внимание на нуждающихся внутри себя: пожилых, многодетных, инвалидов, которые порой еле-еле сводят концы с концами. Я хотел бы, чтобы мы отдавали приоритет членам церкви, а уже потом оказывали помощь другим.

Многие к этому относятся негативно, считая, что сами могут направлять свои десятины и пожертвования на то, что считают нужным. Но Библия чётко учит: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Малахии 3:10). Я за то, чтобы члены церкви прежде, чем жертвовать кому-то, приносили десятины в свою церковь. И отдавая десятины, не нужно управлять, указывая, на что именно нужно их расходовать. В каждой церкви есть пасторский совет, который и принимает решения в отношении расходования средств. Поэтому тем, кто расположен жертвовать, важно быть в контакте с церковью, служителями, и Бог даст понимание, как лучше это делать.

— Какие существуют направления социальной работы в Российской Церкви ХВЕ?
— В Российской церкви ХВЕ есть следующие направления социальной работы: служение реабилитации нарко— и алкозависимых; центры социальной помощи семье и детям, служение детям-сиротам, бездомным детям, детям из малообеспеченных семей, трудным детям, в том числе организация летнего отдыха для таких детей; благотворительное служение (кормление взрослых и детей без определённого места жительства и оказание гуманитарной помощи); тюремное служение; служение больным людям, инвалидам и престарелым, помощь многодетным семьям.

\Многие направления ещё в стадии развития. Есть регионы, которые обладают большим потенциалом в социальном служении. Мы хотим, чтобы были представители социального служения во всех Федеральных округах. Тогда мы сможем иметь полную картину.

— Как вы считаете, обязательно ли верующим волонтерам при осуществлении благотворительных программ в светских учреждениях проповедовать о Христе?
— До определённого времени я считал, что неважно представлять себя как церковь при проведении благотворительных программ. Но в Библии Иисус говорит очень ясно: «Я дверь овцам» (Иоанн 10:7) и «Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник» (Иоанн 10:1). Мы живём в правовом государстве и вправе открыто исповедовать свою веру. К сожалению, это не всегда удаётся, некоторые законы запрещают определённую деятельность, поэтому мы представляем свою помощь не как церковную, но как работу христианских миссий, фондов, общественных организаций. В последние пять лет я принял для себя решение, что, когда мы заключаем договоры о проведении каких-то акций, обязательно предупреждать, что мы церковь и будем молиться, и читать Слово Божье. Если руководители говорят, что этого не нужно — это уже их выбор. Но мы не должны ставить себя в неловкое положение, представляясь не теми, кем являемся на самом деле. В этом случае ситуация может только усложниться.

Сегодня пришло время для церкви. В Песне Песней мы читаем: «покажи мне лице твоё, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твоё приятно» (2:14). Мы не должны бояться звания «церковь». Конечно, в каждой отдельной ситуации нам нужна мудрость.
Экономическая ситуация открыла двери туда, куда раньше нас не пускали. Например, нам ограничивали деятельность в детских домах, но сегодня сами приглашают. Волонтёрам важно понимать, что есть разные учреждения. Есть больницы, дома престарелых, приюты, тюрьмы и так далее. Каждому волонтёру нужна мудрость, где и как проповедовать о Христе. Где-то можно проповедовать словами, а где-то начинать с дел. В России более 130 национальностей, есть разные культуры, религии. Поэтому христианам очень важно учитывать все эти нюансы.

— В России жертвуют, в основном, на социальную работу, редко — на науку, искусство, литературу. В чём здесь причина? Кто больше нуждается в помощи?
— Когда мне приходилось посещать церкви в России или за рубежом, я заметил одну тенденцию. Очень неохотно люди жертвуют на строительство молитвенных домов, на евангелизации. Но когда мы просим оказать помощь в проектах для детей, бомжей, бездомных, у многих появляется сострадание и желание оказать помощь. В нашем обществе наметилась хорошая тенденция — люди начинают понимать, что лучше вкладывать в профилактическую работу, чем пытаться помогать людям, уже попавшим в какую-то зависимость (алкоголизм, наркомания и так далее). Хотя наше общество ещё не созрело до того, чтобы видеть истинные ценности меценатства. Но думаю, что придёт время, когда и церковь и общество осознают это. В России есть хорошие традиции, недаром о русских говорят «щедрая душа». На самом деле люди наши щедры, просто порой они не видят, как правильно и хорошо реализовать свою щедрость. И ещё одно: зачастую люди, желающие вложить в науку и культуру, сталкиваются с налоговыми проблемами, с ограничениями со стороны закона. Но я вижу, что эта тенденция будет меняться.

— Согласны ли вы с высказыванием историка Ключевского: «Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить»?
— Я не согласен. Иисус чётко сказал: «Ибо нищих всегда имеете с собою». Обратите внимание, что в Ветхом Завете Господь призывал Свой народ делиться с обездоленными людьми своими благословениями: «Когда будешь жать на поле твоём и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остаётся пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собою ветвей: пусть остаётся пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоём, не собирай остатков за собою: пусть остаётся пришельцу, сироте и вдове» (Второзаконие 24:19–21). Мы можем пытаться опровергнуть это. Но на примере богатых стран видим, что, несмотря на попытки создать все социальные условия, всё равно есть нуждающиеся и нищие люди.

РЦ ХВЕ по материалам primiritel.ru

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.