Органист Владислав Муртазин: «Мне кажется, что неверующих людей не бывает»

Интервью

9 февраля в Доме молитвы церкви «Филадельфия» г. Ижевска состоялся концерт органной музыки, организованный Удмуртской государственной филармонией.

Это первое мероприятие подобного формата, прошедшее в недавно открытом храме. Один из лучших органистов России, народный артист Республики Башкортостан Владислав Муртазин исполнил ряд духовных произведений из мировой музыкальной классики. 

Ему аккомпанировал солист Государственного симфонического оркестра Удмуртии Мушег Микаелян. Молодой музыкант привлек внимание слушателей игрой на кларнете, бас-кларнете, дудуке и саксофоне.

В начале концерта Владислав Муртазин познакомил зрителей со своим необычным инструментом. Классические механические органы, которые благодаря широкому диапазону звучания и богатству тембров получили название «королей инструментов», создают для конкретных храмов и соборов. На западе принято проводить богослужения с использованием органной музыки. Сегодня существуют электронные аналоги этих инструментов, полностью имитирующие звучание механических. Они гораздо мобильнее и их можно перевозить. Именно с таким электронным органом исполнитель из Уфы приехал в столицу Удмуртии.

— Почему именно орган? Что связывает вас с этим инструментом?

— В детства мама отдала меня учиться в музыкальную школу по классу фортепьяно.  Затем в моем родном городе, Уфе, построили духовой орган. Так как я был очень перспективным молодым музыкантом, то меня допускали играть на новом инструменте. С 1986 по 1988 годы я стажировался в Московской государственной консерватории, где окончательно увлекся органной музыкой.

— Вы исполняете духовную музыку. Можно ли вообще разделить музыку на духовную и душевную?

— Я бы не стал проводить такое разделение. Думаю, что есть хорошая музыка, а есть плохая. В хорошей, профессиональной музыке всегда что-то заложено. Например, все, что писал Иоганн Себастьян Бах, гениально. В его произведениях заложен огромный эмоциональный заряд, который нужно раскрыть. А есть и современные песенки, состоящие из трех аккордов и двух притопов. Они тоже воздействуют на человека, но очень примитивно.

— Что сегодня происходит с органной музыкой в России, в Европе?

— Органная музыка очень популярна. Проблема состоит в том, что в России построено очень мало органов. В европейских городах этот инструмент стоит почти в каждой церкви. Но, как видите, люди в нашей стране ходят на концерты органной музыки, им это интересно.

— Интересно узнать о вашем опыте игры в протестантских церквях Европы. С чего все началось?

— В 1992 году я приехал в Швейцарию. Поступил в Консерваторию г. Лозанны и сразу нашел работу в протестантской церкви. Потом учился в Женевской консерватории и зарабатывал игрой на органе в местной церкви. Музыка — не только увлечение, но и просто моя работа.

— Столько лет сотрудничества с церквями! А вы считаете себя верующим человеком?

— Я крещен в православной церкви. Мне кажется, что неверующих людей не бывает. Если они и есть, то их взгляды на жизнь, мир вокруг ограничены. Не верить в присутствие тонкой материи, божественных начал вообще глупо. Посмотрите на съемки с телескопа Хаббл и задайтесь несколькими вопросами. Как устроена вселенная? Каких она размеров? Станет ясно, что мир не мог образоваться без божественного присутствия, сверхъестественной силы. Даже физики, которые изучают разные частицы, молекулы, приходят к тому, что за всем этим стоит Бог. Ну, а то, что представляют Его по-разному, является результатом несогласия и разделения людей.

— Как вам наш храм?

— Очень приятно здесь находиться. Совершенно не ожидал обнаружить в Ижевске большой храм европейского типа. Сильно впечатлен! Я уже третий раз в вашем городе с концертом, дай Бог, не последний. Все же Ижевск — родина моего отца. С удовольствием вернусь на эту сцену, если будет такая возможность.

Беседовала Светлана Гоголева

РЦ ХВЕ по материалам церкви "Филадельфия"

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.