Андрей Лисовский: Родители интереснее айпадов

Интервью

Почему подростки перестали смотреть в глаза, разговаривая друг с другом и взрослыми, почему им трудно выражать свое мнение, что стоит за современными технологиями и виртуализацией общения.

Об этом редакция журнала Примиритель беседовала с Руководителем детского служения РЦ ХВЕ, пастором Андреем Владимировичем Лисовским. 

Примиритель. Каким вы представляете себе поколение next?

Андрей Лисовский. Вот таким, как мой племянник. Ему было 2 года 3 месяца, он еще говорить не мог, и, соответственно, читать, но уже сам включал компьютер, заходил на сайт с мультиками. В моем детстве все было далеко не так.

Вижу, конечно, одну опасность, с которой приходится постоянно сталкиваться, общаясь с подростками. Они проводят за компьютером много времени, но вообще не читают книг. Безусловно, это отражается на формировании личности. Подросток и технологии — вопрос, который нужно сильно переосмыслить, над решением которого необходимо начинать работать, потому что мы опаздываем. Дети гораздо быстрее воспринимают технологии, нежели мы. Мы для них уже как люди, которые видели динозавров. Перед церковью стоит большая задача — понять, как с помощью современных технологий оказать влияние на детей. Если мы этого не сделаем, технологии будут использованы в иных целях.

Примиритель. Сами по себе технологии не плохи и не хороши…

Андрей Лисовский. Ну, да, это инструмент…

Примиритель. Но технологии стали водоразделом между нами, динозаврами, и новым поколением?

Андрей Лисовский. Не совсем так. Просто старшее поколение до конца не понимает, что происходит с технологиями. Вот смотрите, дети умеют вести виртуальный диалог, но не приспособлены к живому общению. Это крайность. Подросткам сложно общаться, глядя в глаза, выражать свое мнение. Приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы разрушить барьеры, вытянуть на общение.

С другой стороны, прогресс полностью поглощает наше внимание: нам становится некогда. Это «некогда» очень сильно отражается на общении с детьми. Статистика уже говорит о том, что отцы проводят со своими детьми три минуты в день. Живого контакта нет, поэтому дети уходят в виртуальное общение. Они, вроде, живут с нами, но становятся изгоями, погружены внутрь себя и сети.

Примиритель. Роботы заменяют нянек, гаджеты — отцов. В пику этого нам всем необходимо живое общение. Как его построить, что конкретно надо делать? О чем говорить с подростками, для общения надо хотя бы иметь общие интересы?

Андрей Лисовский. Конечно. Вот не очень хорошо построена работа с родителями. На съездах детских служителей мы постоянно это обсуждаем. Родители тоже нуждаются в воспитании: их надо учить взаимоотношениям со своими детьми. Церковь не сможет заменить семью, самое большое влияние на детей оказывают родители внутри семьи. Но они порой не знают, что делать, а зачастую и не задумываются о своей роли.

Примиритель. Почему же все-таки родители не знают, что делать со своими детьми? Разве они не играют в игры, которые моделируют взрослую жизнь, разве нет семейных традиций?

Андрей Лисовский. Церкви, входящие в объединение, по сути молодые церкви. Допустим, я воспитывался в семье неверующих родителей и был предоставлен самому себе с утра до вечера. Воспитания практически не было. У многих верующих в наших церквях не было перед глазами модели традиционной христианской семьи, семейные ценности не сформированы, нет традиций, не на что опираться. Следующее поколение уже будет иметь этот опыт.

Примиритель. Получается, что дети, которые погружены в сети, тоже не имеют опыта семейной жизни, и им придется все создавать с нуля.

Андрей Лисовский. Совершенно верно.

Примиритель. Для детей высоких технологий традиционная семья и церковь, возможно, архаичны?

Андрей Лисовский. Церковь способна служить всем людям. У нас есть вера в Иисуса и опыт отцов, который мы хотим не только сохранить, но и приумножить. Но нам не нужно оставаться в консервативной традиции, когда возникают конфликтные ситуации вокруг стиля одежды, манер поведения и т. д. Если мы не будем перестраиваться, то начнем терять подростков.

Примиритель. Существует мода на либеральное воспитание: делай, что хочешь, лишь бы человеком вырос. Но без наказания и ограничения можно ли вырастить полноценную личность?

Андрей Лисовский. Мы делали то, что хотели, и поступали как вздумается…

Примиритель. Но вы же неплохой человек?

Андрей Лисовский. Это я сейчас неплохой, потому что меня спас и изменил Иисус Христос. Когда я пришел к Богу, я был плохой человек, моим именем даже пугали. Я наделал много зла и, только благодаря Иисусу Христу, изменился. Но в детстве процесс моего воспитания был упущен.

Само слово «воспитание» говорит об активном действии со стороны родителей. Воспитывать — наставлять, объяснять различие добра и зла и т. д. Это долгий процесс. Когда детям предоставляют чрезмерную свободу действий, они вырастают, как правило, эгоистами. Я категорически против таких подходов в воспитании. Рамки и ограничения всегда должны существовать. Понятно, что процесс воспитания — это не только запреты, но и объяснение, почему что-то нельзя делать.

Мы видим, что дети совершают поступки, тем самым приобретая опыт, но нам нужно объяснять им последствия. Не надо быть пророком, чтобы видеть последствия поступков, надо лишь обладать собственным опытом. Если мы не будем объяснять негативные последствия поступков, дети будут все воспринимать как должное.

Примиритель. Какова роль собственного примера родителей? Мы говорим, что дети не читают книг, но и родители не читают, это же труд.

Андрей Лисовский. Я много читаю, в то же время мой ребенок далек от этого. Вкус к чтению привить не удалось.

Примиритель. У вас самого какие были книги в детстве?

Андрей Лисовский. Очень любил Жюль Верна, книги о путешествиях, с острым сюжетом, детективы Конан Дойла и тому подобное. А книга, с которой началось увлечение чтением, была о Робинзоне Крузо. Мне всегда нравилось читать, моему сыну почему-то нет, но, возможно, момент был упущен. У ребенка надо формировать личность в раннем возрасте: до 9 лет ребенок как личность сформирован уже на 75%.

И личный пример, конечно, важен. Мы не просто должны говорить, но и делать, демонстрировать.

Примиритель. Вы сказали, что личность формируется в раннем возрасте. В этом возрасте основной вид деятельности — игра.

Андрей Лисовский. Нужен контакт между детьми и родителями. Например, родители рассказывают на ночь истории, сказки. Через интерес к сюжету возникает контакт между ребенком и родителем.

Родителей нужно учить этому контакту, они не умеют ни читать на ночь сказки, ни играть в игры.

Примиритель. Поэтому легче заменить, дать планшет.

Андрей Лисовский. Да. Тем более технологии увлекают больше, чем это могут сделать родители. 

Примиритель. Тогда родители должны быть интереснее айпадов.

РЦ ХВЕ по материалам Примиритель

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.