Самое большое родство — духовное

Интервью

Пять вопросов епископу Павлу Желновакову о семье:

— Как часто приходится слышать, что институт семьи переживает кризис. А когда много говорят, проблема теряет остроту. В чем же этот кризис заключается?

— Правда, часто слышу фразу «кризис семьи», хотя не думаю, что большинство может определить, что такое кризис. В последнее время достаточно популярное отношение к семье как к свободному институту без обязательств, и это воспринимается как достижение, а не кризис. 

Сам бы не решился бы назвать это кризисом в полном смысле слова, в то же время реально видно наличие проблем. В светском мире понятно, что проблемы существуют, потому что отвергая Бога, невозможно построить институт, который напрямую зависит от Него. Здесь говорить о кризисе не совсем уместно. Но то, что существует, на мой взгляд, предкризисное состояние даже в церковных кругах, очень заметно. На Западе церкви вынуждены прогибаться перед законами. В славянских церквях нахлынувшая волна свободы, избыток ненужной информации обнаружили слабые стороны. Еще десять лет назад вопросами семьи занимались не в полной мере, и сегодня есть кризис вопроса о семье, а не самой семьи. Многие люди не понимают, для чего нужна семья, какие цели ставят перед ней и как она выглядит с точки зрения библейского учения. У церкви есть возможность серьезно обратить внимание на вопросы семьи. Если церковь не сможет достойно преподнести модель семьи светскому миру в лице своих прихожан, тогда действительно наступит кризис.

— Почему так важно сохранять семейные ценности, когда та же Европа от них отказывается как от условностей? Советская Россия, кстати, уже переживала время, когда традиционную семью считали мещанством.

— Да, это знаменитый тезис Ленина-Энгельса: жена не может быть твоей собственностью, она для всех партийных товарищей.
Хотим мы или нет, но государство состоит из семей. Если рушатся отношения внутри семьи, то начнут рушиться отношения в обществе. Государство не сможет восстановить базовые ценности ни с помощью системы образования, ни с помощью уголовно-исправительной системы.

Семья — первый институт, утвержденный Богом. Если человек не имеет семьи в том виде, в котором она представлена Богом, то ему нехорошо эмоционально, психологически и физиологически. Восстановить гармонию можно только восстановив семью. Когда рушится семья, рушится процесс воспитания, образования, неизбежно будет падать экономика. Семейный институт основополагающий — он первый в истории человечества. Рушится основание — рушится строение. Это неизбежный процесс, если мы начнем кивать в сторону Европы.

— К публичным личностям мы предъявляем больше моральных и этических требований, чем к самим себе. Как относиться к разводу президента?
— Как и к любому другому разводу, разве что резонанс больше. Развод есть трагедия. Влияние намного серьезней только в силу того, что развелся президент. Библейский царь Соломон говорил, что маленькая ошибка уважаемого человека имеет большие последствия. Мы не вправе судить, потому что слишком мало знаем о том, как развивались отношения, но этот развод — печальная страница современной России.

— На западе уже действуют бюро по аренде членов семьи. У нас есть профессиональные подружки невесты. Как охарактеризовать новое социальное явление? Это переживание одиночества, разочарование, нежелание нести ответственность за друга, брата-сестру, жену — просто заплатил и получил, что хотел.
— Мне сложно ответить, как в дальнейшем будет развиваться это социальное явление. Из того опыта, с которым мне приходилось сталкиваться во время исповеди или консультаций, в этом — целая совокупность причин, среди которых главная — нежелание да и неумение брать ответственность. Не из-за того, что человек принципиально избегает ответственности, просто огромное число людей не знает, что делать с другим человеком. Новое поколение поворачивается к самому себе. Критерием отношений становится сам человек, это некий эгоизм. При таком развитии строить отношения принципиально не получится. Одиночество и разочарование — это уже следствие незнания, неумения и страха перед ответственностью.
Аренда членов семьи — явление для любителей гедонизма: заплатил и получил максимум удовольствия. К сожалению, где-то это неизбежно.

— Семья — это родство кровное или еще духовное?
— С точки зрения Библии, семья — это родство кровное, душевное и, безусловно, духовное. Этот вопрос обретает остроту, когда кто-то из верующих заключает брак с неверующим человеком. Таинство брака до конца не формируется, потому что духовного единства нет. Самое большое — это духовное родство. Если супруги верующие, то семья формируется как изначально задуманный Богом образец.

РЦ ХВЕ по материалам сайта церкви "Новый Завет"

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.