Павел Желноваков. О разводах и повторных браках в среде служителей

Павел Желноваков. О разводах и повторных браках в среде служителей

Пастору

Причиной для написания этой статьи являются участившиеся случаи разводов в среде служителей (как и членов церкви) и претензий на новый брак, с сохранением при этом права на священнодействие. Основными аргументами выступает не ссылка на Писание, а «личное откровение» и настойчивое предложение уважать право человека на «счастье» и «законное» удовлетворение потребностей с новым брачным партнёром. В силу того, что в известной мне богословской литературе нет ясного изложения по достойному рассмотрению и решению этих ситуаций, полагаю необходимым высказаться. Понимаю, что вопрос сложный и может даже послужить напряжению отношений. Однако, глубоко уважая Писание, не могу этот вопрос обойти стороной, замалчивая серьёзные потери и травмы не только в судьбах отдельных служителей, но и целых церквей.

Pазвод — это трагедия
Развод, каким бы он ни был, является трагедией, раны от которой заживают не скоро, что легко может привести к духовным проблемам и многолетнему греху непрощения и ненависти. Решает ли он возникшие проблемы? Частью можно сказать да, но намного чаще он ничего не решает, а загоняет проблему ещё глубже. Наиболее часто встречающиеся причины разводов явно не «духовного» происхождения. В основном это проблемы в финансах и сексуальная неудовлетворенность, а также неумение или нежелание строить отношения, основанные на завете общения в соответствии с Писанием.

Почему этот вопрос столь болезненный для христиан? Потому что он обнажает слабое понимание сути и значения брака во всех сферах жизни, особенно духовной (Еф. 5:31, 32), что и позволяет людям легко рушить отношения. Брак по замыслу Бога не предполагал развода (Мф. 19:5, 6), что говорит о том, что, по сути, Бог ненавидит развод. Признавать, что в церкви может быть слабо раскрыто понимание ценности и величия брака, обычно не очень нравится церковному руководству, поэтому и реакция на него нередко болезненная. Вторым является весьма болезненный вопрос служения в церкви разведённых людей. Немалое число христиан против этого, но также растет и число защитников. Всё это порождает не только сложности, но и весьма реальную опасность в жизни церквей. В этом случае ответ в решении этих вопросов необходимо искать только в самом Писании, а не в советах культуры постмодернизма или личном опыте, часто основанном на слепой жалости.

Святое Писание признаёт развод, но регулирует его, чтобы он не был отдан на откуп светской культуре или эгоизму. В Ветхом Завете развод был возможен по жестокосердию, на что и обратил внимание Иисус (Мф. 19:8). Но даже в этом случае он происходил при определённых условиях и определённым образом (Втор. 24:1): а) выдано разводное письмо; б) вручено лично; в) человек должен быть выслан из дома.

Если же происходили новые отношения, возвращение к потерянным отношениям с первым мужем не разрешалось и носило характер мерзости (Втор. 24:1–4; Иер. 3:1).

В определённых же случаях развод был принципиально невозможен (Втор. 22:13–19,28, 29). Можно ли сказать, что подобный принцип невозможности развода отменён в Новом Завете и заменён некой новой заповедью? Оснований подобной надежды в Новом Завете нет, так как в нём более усилены принципы святости и ответственности за клевету, а также за формирование и сохранение отношений. Конечно, кто-то вправе спросить, как же Бог оценивал это разрешение Моисея и вменял ли Он это в грех людям в то время? Полагаю, что ясного ответа мы не найдём, а потому будет не совсем уместно с нашей стороны пытаться понять, как Бог относился к разводящимся в тот период, согласно разрешению Моисея.

Не всякий развод является грехом
Слово «развод» означает «отсечение, прекращение договоренности, освобождение, отсылание». Сам Бог так говорит об Израиле (Ис. 50:1; Иер. 3:8,12) что, однако, не мешает Богу принять и помиловать Израиль. Но это не является прямой аналогией земному браку и разводу. Вопрос разводов был рассмотрен Христом и передан нам в Евангелии Матфея 5:31, 32; 19:3–9. Точка зрения Христа не оставляет альтернативы для любителей разводов по всякой причине, ведь наше время породило свои «всякие причины», что и позволяет христианам в некоторых странах легко разводиться. Более того, незаконный развод в этом случае есть осознанное «благословение» на дальнейшее прелюбодеяние.

Важно отметить ещё одну деталь для нашего исследования. Исходя из слов Христа о семье, что она «сочитана» Богом, некоторые теологи сформировали богословскую концепцию о принципиальной невозможности второго брака, что не соответствует Писанию. В связи с этим, хочу отметить одну деталь в законе, на что указывал апостол Павел, как специалист в этой области (Рим. 7:2, 3). Закон, как его поясняет апостол Павел, не говорил о принципиальной невозможности второго брака. Это будет несколько шире рассмотрено ниже.

Итак, первая законная причина развода — супружеская измена, что предполагает соединение с другой женщиной (или мужчиной) и разрыв прежних отношений (1 Кор. 6:16). Слово «прелюбодеяние», употреблённое Христом в Его оценке развода — греческое слово «порнейя», от чего потом произошло слово «порнография». Это не просто случайный грех, но неоднократный, а также сексуальный грех не только с человеком, но и со скотом, гомосексуализм, лесбиянство и, возможно, мастурбация в браке. Наиболее часто это слово употреблялось в значении «проституция» и относилось как к женщинам, так и мужчинам. При этом важно отметить, что соединение с другой женщиной является видимым проявлением внутренней мятежности, гордыни. Об этом ясно говорит Соломон (Прит. 22:14). К сожалению, на эту причину не всегда обращают внимание. Однако, в этом случае, понадобится не только признание факта измены, но и более глубокая оценка состояния сердца служителя.

Если в основу развода положено прелюбодеяние, необходимо более внимательно рассмотреть «особенности» проблемы супружеской измены и сложности в отношениях супругов. Не оправдывая факта измены, необходимо задать несколько вопросов супругам, чтобы выяснить возможную причину (или фон) возникшей измены, что поможет в дальнейших решениях:
а) оказано ли брачному партнёру должное внимание, в том числе и сексуальное (1 Кор. 7:3–5)?
б) было ли это внимание связано с благоразумием и честью (1 Пет. 3:7)?

К сожалению, при появлении лукавства и неприязни в отношениях между верующими супругами, так и к неверующему супругу(е), достаточно нетрудно привести другую половину к состоянию измены, чтобы получить право на развод. Если же у верующего человека супруг(а) неверующий(ая), вопрос произошедшей измены требует повышенного исследования.

Вторая законная причина развода определена апостольским постановлением «не согласен жить» и относится к неверующим супругам (1 Кор. 7:12, 13). Если верующий человек оказался в разводе с неверующим по факту «не согласен жить» с его стороны, верующая сторона свободна от прежнего брака, как говорит Писание. Свобода предполагает, что верующий при желании имеет право на повторный брак, но «в Господе». Полагаю, что будет разумным рассмотреть этот вопрос ближе.

«Согласие жить» не предполагает простое принятие партнёра без всяких обязательств и прав: необходимы и обязательства, и права. Это также означает принятие ответственности и формирование соответствующей семейной обстановки. В этом случае задача священника заключается в том, чтобы выяснить, насколько об этом осведомлены верующий и неверующий супруги. Слово «жить» говорит само за себя: жить, а не издеваться и не быть паразитом. Также понятие «жить» никак нельзя понимать как целенаправленное разрушение здоровья и самой жизни брачного партнёра. Осознанная прямая угроза жизни (физическому или психическому здоровью) не имеет ничего общего с понятием «согласен жить». Сегодня это особенно актуально для семей, где супруг(а) наркоманы или активные алкоголики, способные ради удовлетворения своей прихоти пойти даже на преступление.

При этом важно понимать и тот факт, что для развода с неверующим понадобятся слова неверующего партнёра «я не согласен жить». Подобную заветную для некоторых фразу, при сердечном лукавстве, можно добыть достаточно быстро, а потому требуется особое внимание при конфликтах. Необходимо проверить, что неверующий супруг вкладывает в понятие «согласен жить», чтобы не благословлять ложь и жизнь паразита. К примеру, уверовавшей женщине, имеющей много проблем с неверующим супругом, понравился лидер прославления, вдовец. Он имеет право на второй брак, и они нравятся друг другу. Дело за малым: как добиться слов «я не согласен» от неверующего мужа? Она лишает его супружеских отношений, оскорбляет словами «ты мертв по грехам, а попросту – ты труп и с тобой неприятно общаться» и т.д. Скорее всего, что через некоторое время он или изменит ей, или просто откажется с ней жить. Желаемое достигнуто! Это в зеркальном плане может относиться и к мужчинам.

Ситуация с разводом в апостольских церквях и учении. Апостол Павел признаёт факт развода, но регулирует развод между верующими и с неверующим мужем или женой:
а) верующие (1 Кор. 7:10, 11);
б) с неверующими супругами (1 Кор. 7:12–15).

В силу наличия факта развода, возможно ли примирение и допустим ли повторный брак? Если да, как должен тогда происходить этот процесс в случае верующих и неверующих супругов? Особенно важно знать, возможно ли прощение и может ли грех развода быть покрыт прощением при покаянии? И второе: предполагает ли полученное прощение возможность вступления в новый брак? Что говорит Библия по этому вопросу:
а) восстановление отношений возможно при примирении (1 Кор. 7:10, 11);
б) прощение разведённых — сложно, но возможно. Если мы считаем, что
Бог не прощает грех развода, то тогда создаётся ещё один непростительный грех,
кроме хулы на Духа Святого, что рождает и новое богословие. Однако этот вопрос
требует очень внимательного рассмотрения и молитвы;
в) признание семейного состояния на момент покаяния (1 Кор. 7:20, 24, 27, 28а).

Повторный брак вдов и разведённых. С вдовами вопрос в Новом Завете только в том, что они могут заключать повторный брак, но с верующим человеком (1 Кор. 7:39). Сам по себе повторный брак (по смерти жены) не осуждался Богом и в Ветхом Завете. Так, священник мог вступать в брак, но только с девицей или вдовой священника (Лев. 21:13, 14; Иез. 44:22).

Здесь необходимо важное уточнение, в силу различных взглядов на повторный брак, а также однозначного запрета на него в некоторых конфессиях, даже при смерти одного из супругов. Если речь идёт о браке, то это касается обоих супругов, потому что они «сочитаны Богом» и являются полноправными субъектами брачного таинства. Если второй брак невозможен в принципе, так как супружество возможно только в одном браке и только навсегда, как тому учат некоторые теологи, зачем тогда Бог позволяет вдовам священников опять вступать в новый брак? Разве они не являлись причастниками таинства прежнего брака? Всё это ещё раз говорит о том, что к браку, даже второму, у Бога очень высокие требования (Рим. 7:2, 3).

Итак, Бог даёт право на брак священника только с узким кругом людей: девицы и вдовы священников. Замечание крайне важно, так как значение служения в Новом Завете поставлено Христом на порядок выше, чем в Ветхом Завете, что ясно представлено в Нагорной проповеди (Мф. 5:21–48).

Впрочем, нас может поставить в тупик, как бы мы это не толковали, оценка Христом семейного состояния самаритянки (Ин. 4:16–18). Христос признал за ней пять браков, что истолковывается некоторыми христианами как законное право на последующие браки. Причин их распада или фактов возможной смерти супругов мы не знаем. Однако важно отметить, что это было в обществе, не познавшем Бога, а потому ситуация с самаритянкой не является основанием для формирования богословия в этом вопросе в жизни верующих. Тем более что Христос не выразил одобрения по этому поводу, а просто констатировал факт.

Для разведённых верующих людей процедура второго брака несколько сложнее. Согласно 1 Кор. 7:8, 9, апостол Павел разрешает повторный брак не только для вдов, но и для «безбрачных». Безбрачные по его определению – это ранее разведённые люди, что явно следует из следующего текста (1 Кор. 7:11). Это замечание очень важно для честного рассуждения над исследуемым вопросом. Итак, люди, оказавшиеся в разводе, если не могут воздерживаться, имеют некое право (в силу обстоятельств) на второй брак (при невозможности примирения). Однако, причина развода должна быть очень хорошо исследована. Утверждение для многих спорное, а потому требует уточнения.

Будет абсурдным допустить мысль, что апостол предлагает устранять «сексуальное разжигание» за счёт игнорирования греха прежнего развода. Для его богословия это было просто немыслимо. Видимо, в его понимании есть некое отличие в статусе «безбрачных». Вместе с тем подобные браки требуют отдельного рассуждения, а не жёсткого запрета, иначе наступает процесс «сексуального разжигания», что является ещё большей проблемой. Безусловно, кто-то скажет, что такое разрешение может открыть дорогу безответственности и разводам. Да, опасность есть, но она не в самом апостольском решении, а в отношении к Божьим заповедям в целом. Грех может взять повод даже «от заповеди» (Рим. 7:7–11). Неужели поэтому нужно в чём-то подозревать Писание? Дозволение не означает практику учения.

Однако здесь должен быть подтверждённый Писанием механизм определения этого статуса. Для нас ведь важен именно исследованный и утвержденный ответ по вопросу формирования статуса «безбрачных». Если этого не определить, тогда любой современный развод по разным причинам (как и в разрешении Моисея) будет плавно переходить в статус «безбрачный» с последующей законной надеждой на новый брак. В силу этого необходимо честно отнестись к формированию этого статуса: кого и по какой причине можно к нему отнести, а кого нет. Поэтому должно внимательно исследовать причину развода, чтобы выявить виновную и невиновную сторону.

Грех в отношениях супругов должен быть рассмотрен и предложена церковная дисциплина для виновной стороны (Мф. 18:15–18; 2 Фес. 3:14). При отказе от покаяния и исправления виновный супруг провозглашается «мытарем и язычником» и его дальнейшая судьба рассматривается как судьба «развращённого», т.е. он подлежит выводу из церковной общины (1 Кор. 5:11,13). С этого момента согрешивший человек рассматривается как отступник, неверующий, что неизбежно приводит к возникновению ситуации с вопросом «не согласен жить». В этом случае развод законен, и невиновная сторона представлена теперь в статусе «безбрачного» и вправе вступить в новый брак, но в рамках Писания.

Важно быть крайне внимательным к созданию нового брака. Человек, с которым хотят вступить в брак, также должен соответствовать некоторым требованиям, т.е. брак должен быть «в Господе». Если верующий вступает в брак с разведённым человеком, он должен знать о причинах развода и были ли они рассмотрены через призму Писания. В противном случае он или она, вступая в брак с разведённым человеком, просто прелюбодействуют, как об этом сказал Христос (Мф. 5:32; 19:9). Естественно, что при таком раскладе человек не может быть служителем, а тем более пастором. Есть ли у него перспектива восстановления в будущем, зависит от нескольких составляющих и представлена в конце статьи.

Первый или повторный брак с неверующим человеком. Согласно Библии, брак с неверующим человеком приносит большие проблемы, хотя в Ветхом Завете были случаи браков с неевреями: Иосиф, Моисей, Есфирь. У неверующего человека, согласно учению апостолов, дух по отношению к Богу мертв, а воля не подчинена Богу (Еф. 2:1–4), в результате чего возникает серьёзная проблема: библейское брачное единство не может быть сформировано. Основанием этому служат слова Павла (2 Кор. 6:14–16). Пренебрегать этим очень опасно, а потому нельзя руководствоваться только заботой о человеке, что в современной культуре богоборчества весьма приветствуется. Поэтому верующие, вступающие в брак с неверующими, должны быть хорошо проинформированы о последствиях такого союза и о том, какой вариант отношений будет в этом браке.

Конечно, шанс покаяния через свидетельство верующего (благодаря освящению) имеет место, но он не гарантирован (1 Кор. 7:14). Потому стоит подумать много раз, прежде чем принимать такое решение. К сожалению, большинство подобных ситуаций касается сестёр и связано с тем, что в церквях значительно меньше мужчин, тем более одиноких или вдовцов. Что же тогда делать сёстрам? Вопрос действительно непростой и заслуживает большего внимания и молитвы со стороны руководства церкви. Однако решать его за счёт нарушения принципов построения библейских отношений — не лучший вариант.

Исходя из вышеизложенного, как нам тогда относиться к вопросу разводов и повторным бракам (не по причине смерти супруги) в жизни служителей, особенно пасторов? Возможно ли провести здесь параллель с требованием Бога по отношению к браку священника в ветхозаветные времена, о чём выше уже говорилось? Стоит отметить одну важную деталь в отношении пасторского служения. Рукоположение на это служение не происходит просто для всех желающих, но даётся очень ясный перечень требований, включающих и семейное положение (1 Тим. 3:1–10). Они должны быть «непорочны», т.е. это требование к пасторам и диаконам на протяжении всей жизни, и не может подлежать изменениям ни по какой причине. Влияние жизни лидера и его возможного отступничества на судьбу общины очень велико, поэтому и требования велики (Еккл. 10:1; 1 Тим. 4:12), а успех служителя связан с отношением к Писанию (1 Тим. 4:16). Подобные особые требования к жизни священства были и в ветхозаветные времена, что ярко представлено в книге Левит, главе 10, стихах 6, 7. Здесь очень заметно отличие в требованиях к священству и остальным людям.

Святое Писание упоминает несколько случаев полной или частичной потери призвания и священства, ввиду непослушания и конкретного греха (1 Цар. 15:22–26; Ис. 43:27, 28; Иез. 44:10–14). Однако упоминается также, что апостол Пётр был восстановлен после отречения (Ин. 21:15–21). Здесь необходимо уточнение. Иисус предупредил Петра в отношении его отречения (Ин. 13:38), а также напомнил всем ученикам об их слабости (Мф. 26:31–35). Но только после излияния Святого Духа все они приняли необходимую силу и подтвердили верность служению.

Согласно этим текстам, ситуация с Петром является отдельным случаем, на котором нельзя строить наше богословие милостивого отношения к греху руководителей. Вместе с тем, признавая этот эпизод, можно допустить (как большое исключение) мысль о том, что в некоторых случаях человек может быть восстановлен в служении, но этому должно предшествовать личное решение Христа и не короткий путь становления.

Итак, можно подвести итог. Первое. Развод пастора, как и любого служителя, без библейского основания для развода (выясненного руководством церкви), является грехом, что не позволит пастору оставаться в этом служении. Конечно, современное либеральное богословие или странное богословие «личного откровения» сделает всё, чтобы в этом вопросе размыть границы святости и даже постараться их совсем убрать, чтобы заменить личными предпочтениями.

Второе. Пасторы, оставившие свои семьи и вступившие в новые отношения с ранее разведёнными женщинами, без всякого анализа и библейской оценки прежнего брака, не только виновны в грехе развода, но вступили в прелюбодейные отношения, и уже не могут быть пасторами! Равно и пасторы-вдовцы, что решили вступить в отношения с разведёнными женщинами, вне библейского исследования, также нарушили Писание. В этом случае они должны быть освобождены от пасторского служения.

В бракоразводных вопросах от ясной и твердой позиции руководства церкви зависит очень многое для жизни и служения общины, и им потребуется максимальное духовное внимание и проницательность. Разводящиеся супруги, спасаясь и закрываясь от боли, могут возводить друг на друга страшные обвинения, ещё более закрывая двери для примирения и восстановления. В этом случае взывания к рассудку могут оказаться бессильными: для сердца, ожесточённого грехом и обидой прежде всего нужна благодать милости Божьего обличения, прощения и надежды. Если не найти основания для надежды – развод будет неизбежен. Поэтому им нужно много говорить о благодати надежды, не устраняя при этом и факта библейского покаяния.

В заключение хочу предложить несколько советов или рекомендаций для решения вопросов, связанных с согрешением служителей.
1. Основанием для решения не может являться «личное откровение», а только Писание, как «вернейшее пророческое слово» (2 Пет. 1:19).
2. Подготовка к браку и процесс формирования здоровой семьи, особенно у служителей, должен быть под пристальным вниманием руководства церкви (Евр. 13:4).
3. Возникающие вопросы в семьях необходимо решать на стадии, когда они ещё не достигли критического состояния (Евр. 12:15, 16).
4. Возникшие ситуации рассматривать со всей тщательностью и молитвой (1 Тим. 5:19–21). Не бояться применять церковную дисциплину и наказание (Евр. 12:11–13).
5. Отстранение пасторов и служителей от служения по причине греха (любого) должно иметь внятное обоснование и быть донесено до членов церкви. Ожидаемое или свершённое покаяние должно иметь видимый плод покаяния (Лк. 3:8, 9).
6. В зависимости от тяжести и последствий греха (любого) отстранение от пасторства может носить временный характер для исправления, либо должно быть снято рукоположение. Неопределённость в этом вопросе рождает ложные надежды и продолжает разрушение общины.
7. Грех и непослушание разрушает призвание (1 Цар. 15:22–26; Ис. 43:27, 28; Иез. 44:10–14). Ссылка на текст Послания к Римлянам 11:29 при желании оправдаться неуместна, так как относится к судьбе Израиля, а не к вопросу пасторства.
8. В этом случае применение термина «восстановление в пасторстве», утерянного в результате греха, не имеет под собою библейского основания. Однако в Писании есть исключение, как в случае отречения Петра и его восстановления.
9. При желании снова быть пастором (в исключительных случаях) человек должен двигаться к этому в рамках требования Писания (1 Тим. 3:1–7). Начинать нужно со служения малой группы, чтобы руководство церкви увидело верность в малом (Мф. 12:30, 25:21), а также личное одобрение от Бога (1 Тим. 1:12).


#РЦХВЕ #ПавелЖелноваков

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.