Павел Желноваков: Израиль и Церковь в Библии и истории

Статьи

Одной из причин написания этой статьи стало более близкое знакомство с литературой различных авторов по непростому вопросу отношений к евреям со стороны христиан. Диапазон представленных взглядов не просто широк, но диаметрально противоположен: от явного пренебрежения судьбой Израиля, до полной эйфории от всего израильского.

Более того, некоторыми авторами и христианскими организациями предлагается не совсем понятный возврат к корням веры, т.е. иудейскому пониманию Библии, чтобы через этот взгляд учиться понимать Новый Завет. Некая странность в подобном приглашении более чем очевидна. Хочется верить, что подобные приглашения появляются ввиду неведения, а не по желанию чем-то навредить.

Еще одной из причин написания было услышанное утверждение, что только знание еврейской культуры и языка, а также обязательное изучение толкований Торы еврейскими учителями, поможет нам понять Писание. Идея основывается на том, что богословие церкви оказалось в плену греческой философии, культуры и, особенно, греческого языка, ибо это не тот язык, на котором Бог говорил к евреям, т.е. не язык откровения. Моему удивлению, почти не было предела, как будто Евангелия и апостольские послания были написаны не на греческом языке. Попытка столкнуть два языка, на которых человечеству было донесено откровение спасения, явно не отличается разумностью.  

Последующие идеи вызвали не меньшее удивление: собрания должны быть в субботу (шаббат), но никак не «в первый день недели», как это было в апостольской церкви; необходимость возврата к иудейским праздникам; страхи перед новогодними ёлками и т.д. Думается мне, что с Писанием как-то серьезнее нужно дружить:

«Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся… Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иеремия 10:1-2,5(б));

«Ныне же, познав Бога… для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы» (Галатам 4:9-10);

«Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" - что все истлевает от употребления, - по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости…» (Колоссянам 2:16,20-23)

Зачем некоторым протестантским служителям, в том числе и российских церквей, понадобилась подобные утверждения, остается только догадываться. 

В чем, собственно, история вопроса или в чем проблема, что так важно обсудить. Сразу хочу отметить, что моему разуму и сердцу несвойственна предвзятость в этом вопросе, а потому в своих рассуждениях буду ссылаться не только на тексты Писания, но и на свой духовный опыт, сформированный десятилетиями служения Богу. И второе. Прежде чем кому-либо захочется обвинить меня в антисемитизме или критике сионизма (чего в моем сердце и в статье точно нет), стоит, как минимум, прочитать всю статью, а потом уж делать выводы. Тем же, кто не привык много читать, хочу сказать, что затраченное время стоит того, чтобы дочитать до конца.

К сожалению, современная христианская литература и внутрицерковные взгляды многих пасторов и учителей изобилуют эмоциональностью в вопросе защиты или обвинении еврейского народа. Однако, эмоциональность не основание для рассмотрения возникшего вопроса, столь актуального для церкви в последнее время. Для более удобного и глубокого понимания вопроса, мои размышления  разбиты на несколько частей. 

1. Корни зла  в оценке трагедии Холокоста

2. Оценка прошлого Израиля и его предназначения в мире.

3. Сложные вопросы Божьей работы в мире вне Израиля

4. Трагедия отречения от Мессии

5. Апостол Павел о судьбе еврейского народа

6. Оценка событий восстановления Израиля. Вопрос благословения Израиля

7. Что должна понять Церковь.               

 Корни зла в оценке трагедии Холокоста

Трудно и даже бесчеловечно, не согласиться с тем, что трагедия Холокоста это реальность. Однако, принципиально выделять эту трагедию из общей трагедии гонимых народов, будет не совсем правильным. Диктаторам всегда была присуща ненависть к каким-либо народам, будут ли это евреи времен нацизма, геноцид армян начала 20 века, чеченцы в правлении Сталина, или другие народы. В случае же с трагедией евреев, это могло произойти не только в силу грязных имперских амбиций Гитлера и «исключительности» арийской расы, но и в силу молчания тех, кто призван был отстаивать честь и достоинство человека, в том числе, в сфере веры.

Причин чудовищного злодеяния против евреев в истории действительно несколько, чему есть немало исторических подтверждений. В числе их присутствует и неверное понимание многими церквями судьбы Израиля. К сожалению, эти богословские ошибки известных учителей и реформаторов церкви привели к многосотлетней ненависти к евреям, а также помогли быстрее сформироваться геноциду этого народа. Как бы это непривычно не звучало, но все достаточно просто, но весьма печально: если свет, исходящий от церкви не прогоняет тьмы заблуждений, то тьма становится частью общественной культуры, побуждая общество к действиям ненависти различного характера.

Однако, я полагаю, что корни зла в религиозной сфере, в частности трагедии Израиля, относятся не к началу Холокоста, а на тысячи лет ранее, ко времени конфликта Каина с Авелем. Конфликт произошел на почве нелепой идеи «понуждения Бога» к принятию точки зрения Каина на служение Богу. Зависть, как некий лукавый мотиватор, подтолкнула к надежде на то, что если будет устранен соперник, Бог вынужден будет принять условия того, кто сильнее в конфликте с братом. Авель был убит, но Каин безнадежно проиграл... В основе лежит идея исключительности, давшая в дальнейшем толчок формированию национализма в любой форме, а также узурпации особых прав на веру и отношения с Богом. Список подобных примеров в истории весьма большой. К сожалению, этот конфликт продолжал существовать даже в христианской среде времен первых церквей: «Горе им, потому что идут путем Каиновым…» (послание Иуды 1:11). Печально, но факт: религиозная философия Каина оказалась живучей и более востребованной потомками, чем то можно было представить.

Проблема соперничества и даже вражды на почве религиозности продолжилась в судьбе Иакова и Исава, в большей степени в дальних потомках Исава, амаликитянах. История, описанная в книге Есфирь очень показательна для понимания вражды в ее многогранности. Еврей Мардохей не мог поклониться Аману, амаликитянину по происхождению т.к. весьма чтил заповедь о поклонении Богу. Ненависть же Амана ко всем евреям имела в основе персональную ненависть к Мардохею, осмелившемуся держаться своих убеждений – Есфирь 3:2-6. Такова судьба всех гордецов и диктаторов, в том числе и религиозных: они не могут терпеть рядом с собой тех, кто имеет другие убеждения. Однако, важно вспомнить, что подобный результат определен не Богом, а был опять же результатом непослушания евреев Божьему повелению в отношении Амалика во дни царя Саула – 1Царств 15 глава

 Многим современным христианам также, к  сожалению, свойственна попытка навязать Богу исключительно свой стиль жизни и служения, что приводит не только к противоречию заповедям Бога, но и к продолжающейся вражде между различными церквями и движениями. Пожалуй, будет справедливым и верным сделать вывод: праотцам современного общества, как светского, так и религиозного, тысячи лет назад удалось бросить негодные семена мятежности в поток истории. «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Бытие 11:4). Они не просто рассеялись, но понесли с собой культуру «Вавилона», культуру вызова Богу, пронизанную гордыней и исключительностью. 

Оценка прошлого Израиля и его предназначения в мире

 Отвергать мысль о том, что евреи мессианский народ достаточно опасно, т.к. за этим предназначением стоит точка зрения Бога. Но почему же тогда так получилось, что на протяжении истории Израиль неоднократно отступал от Бога, и, в конце концов, отрекся от своего Мессии, хотя и по неведению. Что по разным причинам не смогли, или не захотели понять евреи в своих отношениях с Богом и всем миром. В библейской истории Израиль представлен как «избранный» народ, что не подлежит сомнению и чему есть достаточно много библейских свидетельств. Однако, уместно задать вопрос, что имел в виду Бог говоря об избранности. Без определения сути избрания, весьма сложно понять многие грустные, а также радостные страницы истории евреев:

«От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем» (Бытие18:18-19)

«… ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Второзаконие 7:6) 

Суть избрания достаточно понятна: научить потомков путям Божьим, чтобы творить суд и правду; быть открытым к благословению всех народов; принадлежать Богу, для исполнения Его воли. Из этого вытекает логический вопрос: так ли поняли свое избрание евреи, или постарались что-то в нем изменить и даже добавить. Слава Богу, что есть Писание, и  от него не уйти, а оно ясно дает понять, что многие начали рассматривать это по принципу религиозной и национальной исключительности. Сам же путь к благословению народов через жизнь еврейского общества, а часто отсутствие этого пути, постоянно подвергался обличениям пророков. Однако, понятия избрание и исключительность совсем не одно и то же.

Недопонимание своей миссии в мире, неизбежно будет формировать вражду не только к другим народам, но и с Самим Богом. Так, пророк Иеремия, ясно передавал печаль Бога в отношении Израиля:

 «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: "не пойдем"» (Иеремия 6:16).

Вражда постепенно захватывает весь Израиль, что видно в драматичном разделении государства на Северное и Южное и последующие за этим войны. И даже по-своему родственный народ, самаряне, был предметом ненависти ортодоксальных евреев: «Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Иоанн 4:9). Не миновало это противостояние и первых христиан, даже апостолов, что так заметно в речах служителей Иерусалимской церкви по отношению к Петру:

«Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними» (Деяния 11:1-3)

К сожалению, религиозная философия  Каина оказалась намного более живучей, чем кому-то хотелось. Но жизнь и поклонение в духе разделения Бога не устраивает ни в каком народе, о чем ясно сказал Христос:

«Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанн 4:23,24) 

Одной из причин формирования национальной и религиозной исключительности стало непонимание отношения Бога к остальному миру и путей богоискательства в мире, Самим же Богом утвержденного. Яркой демонстрацией этого процесса богоискательства являются слова апостола в отношении греков в Афинах – Деяния17:24-27. В дальнейшем это недопонимание дало начало фарисейству, столь жестко осуждаемого Христом:

«…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…» (Луки 18:10-11). Вывод Христа из этой истории известен.

Подобное состояние национальной и религиозной исключительности просто не могло позволить духовным и политическим вождям евреев того времени увидеть еще нечто особенное в замысле Божьем:  Бог избрал для определенных целей не только евреев.

«Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Иоанн 10:16)

Думаю, что ортодоксальному еврею того времени было не просто сложно, но даже невозможно согласиться с такой постановкой вопроса и Божьим замыслом для мира. Ведь речь шла об уже существующих «других овцах», а не о неких «козлах», которые, в дальнейшем, могли бы стать овцами. Разве мог Бог быть еще чьим-то Богом и может ли быть «одно стадо» с другими народами? Конечно, нет! Ведь Бог давно у многих евреев воспринимался как национальный Бог, а не Бог всего мира. В силу этого не менее сложно было понять и саму миссию Христа: выразить любовь Отца ко всему миру и дать всему человечеству возможность спасения. Христос не являлся Спасителем отдельно взятого иудейского мира, но всего человечества. Его миссия не принадлежала исключительно евреям:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанн 3:16);

«И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Луки 2:10-11)

В чем тогда печальная драма, даже трагедия еврейского народа. Евреи мессианский народ, но они ожидали земного мессию, земного царя. К сожалению, даже ученики Христа так думали: «Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деяния 1:6).  Конфликт евреев и церкви заложен в этом краеугольном вопросе веры: Иисус Христос – истинный Бог, или просто хороший учитель или пророк – Иоанн 3:1-3; Матфея 26:59-66; Деян.2:36, 4:10-12. Мессия, служащий падшим женщинам и мытарям, Мессия, распятый за грехи мира, еврейской религиозной традиции был неприемлем, чему немало примеров в речах евангелистов. Пока не будет решен этот вопрос, формирование современных отношений сотрудничества или простого понимания не имеет будущего. Согласно словам одного достойного еврея, апостола Иоанна, непризнание Христа, пришедшего во плоти, весьма опасный грех – 1Иоан.4:1-3. Израиль, отвергнувший истинного Мессию и ожидающий другого, потерявший свой храм, неизбежно должен был на время сойти с главных ролей в истории мира. Однако, будем помнить: на время,- это не навсегда. 

      Сложные для понимания вопросы Божьей работы в мире вне Израиля 

Этот вопрос необходимо поднять, чтобы было легче понять корни формирования той страшной трагедии, что произошла в истории Израиля в связи с отречением от Христа и отказ принять весть спасения. Это и иудейская война, разрушение Иерусалима и рассеяние евреев по миру. Приводимые ниже библейские истории невозможно понять в свете исключительности евреев, вместо понимания библейского избрания. Но эти истории важны тем, что расширяют наше понимание Божьего замысла в мире.

 Первая история касается Мельхиседека, совершенно необычной и таинственной личности, которой даже Авраам дал десятину от всех своих жертв – Евреям 7:1-7. Согласно учению апостола Павла, священник и царь Мельхиседек, стоял в духовной иерархии выше Авраама, праотца еврейского народа. Нет большой необходимости в рамках этой статьи касаться богословского аспекта этого утверждения,- достаточно признания самого этого факта. Ценность признания факта в том, что это помогает на пути смирения и не позволяет любой форме гордыне захватить наши убеждения.

Вторая история – это история царя Навуходоносора, точнее, только определенная ее часть, представленная в книге пророка Даниила – Дан.2:36-38. В этой истории особенным образом привлекает внимание 38 стих: «… и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова!». Стоит задать один важный вопрос: это определение Божье возникло в результате неких временных обстоятельств, или определено было другим образом? Это значит, что на определенное время даже евреи были отданы в его власть. Это даже как-то страшновато произносить, помня о еврейской исключительности… Однако, с Писанием спорить явно не стоит.

Третья, еще более необычная история – это история царя Кира, представленная в пророчествах священника и пророка Исаии – Исаия 45:1-7. Что является особо необычным в этой истории для каждого из нас. Языческий царь, по сути, руководитель империи-оккупанта не только Израиля, но и многих народов, назван Богом «помазанником»! Конечно, у этого помазания была одна из важных целей: возвратить евреев на свою землю и позволить им отстроить храм, чтобы имя Бога Израилева было прославлено. Однако…, как быть с другими деталями этого призвания и отношения Бога к этому человеку, представленные в этом пророчестве? Вопрос, безусловно, непростой и на него важно иметь библейский ответ. Все эти три истории говорят об одном важном факте, в том числе, для понимания трагедии Израиля: Божья работа в мире намного шире наших представлений и ей не стоит противостоять.

Трагедия отречения от Мессии 

В изложении того, что написано ниже, нет попытки оправдания гонений и смертей миллионов евреев, а также обострения исторических ран народа, но есть желание понять, что могло повлиять и продолжает это делать на историю Израиля. Это тем более важно, что согласно словам Христа духовное восстановление Израиля возможно только при осознании того, что народ сделал с истинным Мессией и покаяние за содеянное.

Полагаю, что перед всеми, любящими Бога христианами, стоит трудный для понимания вопрос отречения евреев от своего, столетиями ожидаемого Мессии. Он тем более непрост, что затрагивает и наши судьбы: если с избранным народом могла произойти подобная трагедия, то не может ли она повториться уже в судьбе различных церквей по отношению к нашей жизни и служению Духа Святого? Апостол Павел  предупреждал об этом молодые церкви в своих письмах. Именно поэтому, как впрочем, и по другим причинам, нам важно постараться разобраться с истоками и причинами этого отречения.

 Причин приведших к трагедии не столь много, но и немало. Конечно, в самой основе лежит греховность сердца, с которой Закон справиться был не в силах, тем более что он, благодаря духовным вождям евреев, был лишен силы – Римлянам 8:3. В более же близком для нас понимании, одна из причин лежит в неверно сформированной столетиями мысли о том, что Сын Божий, Мессия, не может быть человеком, и что Мессия решит земные вопросы Израиля, а потому и должен соответствовать неким требованиям. Собственно, Его и распяли за утверждение, что Он Сын Божий – Матфея 26:63-64. Подобные убеждения, перемноженные на личную ненависть религиозных вождей к Христу, позволила иметь некое «моральное оправдание» своим поступкам. Вторая, не менее понятная причина, лежит в многовековой мятежности и непослушании народа:

«Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Матфея 23:34-39)

Христос этими словами не формировал их судьбу, но еще раз провозгласил принцип «посева и жатвы». За многовековое непослушание неизбежно придется держать ответ. В этих речах особенно могут удивлять и даже устрашать слова о наказании за пролитую кровь всех святых людей. Но, кто-то скажет, что современники Христа не делали этого, да и жили совсем в другое время. Однако, справедливость Божья движется не нашими земными путями и правилами. Не менее печальны и трагичны слова «дом ваш пуст». В контексте этих слов Христа стоит ли удивляться многим страданиям евреев, особенно во времена разрушения Иерусалима. Многие притчи Христа утверждали важность исполнения воли Божьей и ответственности за пренебрежение ею. И разве не в этом было призвание Израиля: быть святым народом, т.е. исполняющим Его волю, а не свою. Если это так, тогда ниже представленные слова Христа об отнятии царства,  звучат не как некая угроза, а констатация факта в отношении судьбы Израиля:

«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (выделено мною); и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит…» (Матфей 21:42-45)

Судьба евреев, представленная в словах Христа, не является неким роком, предопределением от Бога, а результатом многосотлетнего пренебрежения библейской избранностью и предназначением святого народа. Печалит ли это, или смиряет наши души, но «… от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Луки 12:48)                    

Драматизм непризнания Мессии не мог остановиться только на словесном непризнании: он неизбежно должен был облечься в соответствующие действия. То, о чем повествуют евангелисты, о трагедии ужасного выбора, нельзя читать без внутреннего содрогания:

«Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят… Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Матфея.27:20-25)

На слова народа, записанные евангелистом, стоит обратить особое внимание. Выбор был не просто между Вараввой и Христом, Которого они не признавали Мессией: выбор был между любовью и философией насилия и кровопролития. Варавва выиграл… В этой истории есть одна деталь: решение о распятии принято действительно не столь многими евреями, на что, в качестве слабого оправдания этого выбора обращают внимание некоторые исследователи. Однако, до сих пор так и не прозвучало публичного осуждения решения народа и призыва проклятия на свою судьбу. То, что не осуждено потомками, продолжает действовать…

В принципе, ожидать этого признания и осуждения отречения отцов без покаяния невозможно, т.к. для этого необходимо, чтобы современный Израиль признал сам факт распятия Сына Божьего. Без признания факта нельзя дать оценку поведения народа перед дворцом Понтия Пилата. Однако, для Израиля Христос не является Мессией, они по-прежнему ждут своего мессию. Но именно это и есть историческое ослепление и даже обольщение, о чем настоятельно предупреждал Христос: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоанн5:43).

 Но и это еще не все детали в этом печальном выборе:

«Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Иоанн 19:14-15)

Что должно было произойти с сознанием духовных вождей и обманутого ими народа, чтобы так унизить национальную честь принадлежащего Богу Израиля? Ведь признать своим царем римского кесаря, который уже несколько десятилетий как присвоил себе право на божественность, это не просто взбудораженное недовольство, это прямое отречение от Бога Авраама, Исаака и Иакова. И разве духовные вожди не знали, кто есть кесарь и что говорит одна из 10 заповедей. Однако, это не первый случай духовного заблуждения, на что не раз обращали внимание еврейские пророки: «…Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» (Исаия 3:12)

Но ослепление и на этом не заканчивается, хотя жизнь дает возможность остановиться и покаяться в содеянном. К сожалению, очень непросто признать свое заблуждение, особенно в столь значимом вопросе. Перед нами весьма драматичное описание очередной лжи еврейского священства и драмы тех, кто в это верит:

«Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Матфея 28:11-15)

 Комментировать веру в столь нелепое утверждение, что во время сна воины видели факт воровства, просто нет смысла… Вместе с тем, Божья милость еще продолжала стучаться к народу, как продолжает стучаться и к каждому современному еврею. Однако, на все эти призывы, ответил далеко не весь народ, а только отдельные его представители – Деяния Апостолов 3:13-15, 17-19. И снова и снова можно видеть нежелание слушания слов правды и отречение от спасения, о чем предупреждали пророки – Деяния 7:51-60. Драматизм же выбора в том, что время выбора не бесконечно, но весьма ограничено, а потому неудивительна реакция апостолов Христовых:

«В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деяния 13:44-46). Благодать спасения, обращенная к язычникам, это частью и результат отвержения этой благодати самими евреями, а потому не надо спешить во всем, или во многом, обвинять Церковь.

Апостол Павел о судьбе еврейского народа 

Прежде всего, хочу отметить, что апостол Павел был не первым, кому пришлось столкнуться со сложностью формируемых отношений внутри церкви, все более наполняемой спасенными язычниками. Здесь стоит вспомнить первый собор служителей в Иерусалиме, на котором были затронуты болезненные вопросы веры и отношений. На нем удалось, опираясь на откровение Духа Святого и авторитет первых апостолов, снять напряжение и найти баланс для жизни церкви. История эта описана в Деяниях 15:1-29.  Но, видимо, это решение со временем не стало удовлетворять обращенных из язычников, которых становилось все больше и больше. Проблема постепенно приняла зримые очертания…

Начиная разговор о позиции апостола Павла, стоит отметить, что вопрос будет касаться не размышления бывшего язычника, но весьма известного в прошлом и весьма образованного еврея. Сам факт его обращения к вере во Христа, говорит о многом. Подозревать его в антисемитизме дело не просто неблагодарное, но и бесполезное. Для него, как для еврея, вопрос отвержения Христа евреями, был очень мучителен, однако, он не закрывал глаза на этот печальный факт. Его выводы должны помочь христианам умерить свой пыл в осуждении евреев и набраться сердечной любви для молитвы об этом народе. Для самого же апостола вопрос вражды его народа с Мессией был огромной сердечной болью:

«Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Римлянам 9:1-4)

Пожалуй, без подобной боли говорить о судьбе евреев в прошлом и будущем, не стоит. Без такой боли трудно понять эту судьбу, но легко впасть в заблуждение. В отличие от многих христиан в разных конфессиях и поколениях, апостол свято верил в спасение еврейского народа, хотя и остатка: «…Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, [только] остаток спасется» (Римлянам 9:27). Он, как и многие современные святые, мучительно осмысливал отречение Израиля от своего Мессии. Его выводы являются для всех последующих поколений светом к пониманию «еврейского вопроса».

Одна из ярких причин, частично уже рассмотренных выше, представлена им в послании Римлянам: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего» (Римлянам 10:3-4). Собственная праведность и есть неотъемлемый элемент некой исключительности, о чем уже много говорилось выше. В этом выводе удивляет нечто не совсем привычное, но что читали все евреи, не обращая на это внимания:

«Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным. А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному» (Римлянам 10:19-21)

На фоне этих пророческих предупреждений Ветхого Завета, приводимых апостолом Павлом, и раскрывается его понимание судьбы Израиля, к чему так важно прислушаться не только современным церквям, да и самим евреям. Апостол изложил свое понимание судьбы Израиля в 11 главе послания к Римлянам.  Для него судьба Израиля, это не судьба отвержения в нашем понимании этого слова. Бог оставляет народу надежду, как и выше можно было увидеть.

«Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал…» (ст.1-2). Бог не может нарушить Свой завет, что важно нам для понимания. При этом важно понять, что это означает. Второе, что волнует апостола язычников, это значения падения Израиля для язычников:

«Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их… Ибо если отвержение их - примирение мира, то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых?» (ст.12,15).

Толковать данное утверждения не вижу основания, т.к. оно и так, более чем ясное. Но дальнейшие рассуждения апостола в стихах с 16 по 24 очень ясно подтверждают то, о чем я уже выше говорил,- об опасности исключительности, а по сути, о гордыне. Этот пример особо значим для церкви, т.к. предупреждает и нас о возможности возникновения религиозной гордыни. Церковь не имеет права на повторение трагичных ошибок евреев. Апостол приводит образ благородной маслины и говорит о евреях и язычниках как о ветвях: природных и диких.  Здесь важно сделать одно весьма важное уточнение: Израиль является не корнем маслины, а только природной ветвью. Корнем маслины, или лозой, из другого образа, является Сам Христос, что так видно в Его словах – Иоанн 15:1-6. Уточнение фундаментально важно, т.к. наводит порядок в понимании «кто есть кто» в этом образе и избавляет от последующих неверных выводов в других  вопросах.

При правильном понимании этих образов в рассуждении апостола, нетрудно понять и дальнейшие его выводы о судьбе Израиля:

«Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их»  (ст.25-27).

 Некоторым христианам может не понравиться это утверждение апостола, но пытаться его отвергать будет большим неразумием. В данном тексте речь не идет о Ветхом Завете, который был отменен и утвержден Новый Завет – Евреям 8:7-9. Речь идет о другом завете, данном только народу израильскому и касающемся его судьбы. Он не отменяется, т.к. не имеет отношения ко всему миру, но только к евреям. Этот завет был заключен намного ранее, а потому не может быть отменен. Ясность приносит пророк Иеремия:

«Так говорит Господь: если завета Моего о дне и ночи и уставов неба и земли Я не утвердил, то и племя Иакова и Давида, раба Моего, отвергну, чтобы не брать более владык из его племени для племени Авраама, Исаака и Иакова; ибо возвращу плен их и помилую их» (Иеремия 33:25-26).  

И, наконец, апостол подходит к самому сложному для понимания утверждению. Оно сложно как для евреев, так и для христиан:

«В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (ст.28-32)          

Если рассматривать данный текст в отрыве от всех других,- он действительно сложен для понимания, особенно вопрос «дара». Если «призванию», в Библии есть достаточно оснований, то с пониманием «дары» возникают сложности. На вопрос, какие непреложные дары были даны Израилю, ясного ответа в Ветхом Завете мы не найдем. Не может стоять вопрос о «дарах духовных», как о новозаветном понятии. Пожалуй, большую ясность внесет текст в апостольском письме, утверждающий непреложность обещаний:

«Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя… Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать…» (Евреям 6:13-14, 17-18а)

Исходя из этого текста, а также из общей концепции в богословии апостола Павла, можно с большой долей уверенности утверждать, что речь идет о непреложности дара милости, основанной на обетовании. По сути, речь идет о спасении. Однако, помня о том, что призвание Божье не касается автоматического решения вопроса спасения (как об этом учат кальвинисты), можно смело утверждать: Божье обещание дара милости евреям не может быть отменено, как об этом говорит ап.Павел и Сам Христос: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матфей 5:18). Завет, основанный на обещании, не может быть отменен, т.к. Бог в основу верности поставил Свое клятвенное слово – Евреям 6:13-14.

Очень важно, чтобы евреи, именно как народ, смогли понять эту ничем не заслуженную ими милость, т.е. дар благодати, чтобы в дальнейшем снова не погрузиться в омут гордыни. Это возможно только через принятие жертвы Христа. Ведь осознание нарушения Закона не даст им право на спасение, но может привести только к проклятию «…а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Галатам 3:10). Откровение о спасении может придти только как дар, по благодати, а не через возврат к исполнению Закона. Однако, принятие благодати спасения не может быть насильственным общенародным даром, а даром, как возможность спасения всему народу, но через персональный выбор каждого.

Если же возможность спасения для всего народа определена Богом, как, впрочем, и для всего мира – 1Тимофея 2:4, важно определиться с условиями этого особого периода, особым временем посещения Израиля. К сожалению, первое посещение Спасителем этот народ не узнал, почему и пришли многие беды  в его судьбу:

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Луки 19:41-44).

Для нас важен вопрос, на который уже дал ответ апостол: когда произойдет помилование Израиля? Ответ Писания более чем понятный: «полнота спасенных язычников»Римлянам 11:25. Бог справедлив в вопросах спасения ко всему миру, а потому полнота не предполагает заведомо определенное число, после которого всем остальным желающим спасения будет просто отказано. Как будет наполняться эта полнота, не наш вопрос, т.к. Спаситель – Христос, а не мы.

Для нас более важен другой вопрос: каким образом произойдет спасение евреев. Предположить мысль о том, что для них, как избранного народа будет особый, свой путь примирения с Богом,- будет весьма драматичной ошибкой. Слова Христа в отношении Иерусалима, а, собственно, и всего народа, не могут быть отменены никакими современными идеями: «Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Матфея 23:39). Этому вторит еще одно замечательное пророчество: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Захария 12:10). Согласно этим словам Христа, неотъемлемым условием их восстановления является признание своей вины в распятии Спасителя, что имеет фундаментальное значение для понимания положения современного Израиля и его влияния на религиозную жизнь мира. Отношения еврейского народа с Отцом можно привести в порядок только через Христа: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанн14:6). Этот порядок определен для всего мира и евреи не могут быть исключением. Как бы они сегодня не говорили о своем знании Отца, толкуя тексты Библии,- это ничего не меняет в их судьбе: вне веры во Христа, нет и отношений с Богом-Отцом!

Оценка событий восстановления Израиля 

Для нас, христиан, то, что происходит с Израилем, весьма важно. Важно не с политической или экономической точки зрения, но с духовной. Известные изменения в судьбе евреев, как-то создание современного Израиля и его место на  мировой арене, есть не что иное, как исполнения обещаний Завета. Похоже, «смоковница» стала восстанавливаться… Спорить с этим, значит отвергать многие пророческие откровения и, по сути, утверждать, что Бог не наблюдает за процессом истории и даже потерял контроль над нею.  Объяснить создание государства и быструю победу в войне с многочисленными врагами, чуждыми жалости, без Божьего содействия просто невозможно. Конечно, можно как-то дискутировать по вопросу возвращения евреев на историческую родину (всем ли нужно там быть), но отвергать сам факт невозможно. Соответствует Божьим милостям и расцвет экономики, при достаточно малых природных ресурсах.

Однако, из этого так легко сделать ошибочный вывод, и начать утверждать закат эпохи Церкви.  Этими изменениями в судьбе Израиля важно дорожить и благодарить за них Бога, однако, это еще не помилование к спасению, т.к. оно может придти только через покаяние и признания Христа Мессией. А вот этого покаяния пока далеко еще и не видно. К сожалению, некоторые христианские организации, отдельные авторы и даже поместные церкви, не понимая этих процессов, своими «восторженными идеями» замедляют помилование евреев. Помилование, как результат покаяния, как известно, происходит не от восторженных возгласов, а от обличения в неправедных путях и решения их исправить. Для нас, христиан, важно понимать: для Израиля это только начало пути восстановления! Насколько этот процесс может ускориться, зависит, в том числе, и от наших молитв и правильного отношения к современному Израилю.

Правильное отношение предполагает и правильное понимание вопроса благословения Израиля, а также распространенных спекуляций по этому поводу. То, что этот народ был благословен, не вызывает сомнений – Числа 22:9-12: Однако, в вопросе абсолютной необходимости благословлять евреев, важно увидеть две грани: что говорят люди, и что говорит Бог. Прежде всего, важно рассмотреть слова Бога, чтобы понять, насколько они относятся, или не относятся ко всему  Израилю:

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:1-3).

Если быть точным, внимательно следуя тексту Библии, благословение, равно как и проклятие злословящим, имело отношение лично к самому Аврааму. И только через веру это благословение передавалось народам, о чем говорит апостол Павел – Галатам 3:8-10. Второй текст касается благословения Исаака:

«…да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!» (Бытие 27:29).

Это сложный для понимания текст Писания, хотя и кажется весьма простым и понятным. Исаак расширяет границы и переносит обетование данное Аврааму уже на своего сына, но не на потомков, т.е. не на весь народ. На самом деле Исаак хотел дать свое благословение не Иакову, а Исаву, но не заподозрил подмены. Полагаю, что несколько сложно в полной мере брать в основу формулировку действия благословения, полученного хитростью и неправдой. Вместе с тем, стоит помнить, что благословение Исаака касалось не всего народа. Очередной текст, где приводится подобное сочетание, представлен в книге Числа:

«Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде (выделено мною), для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне… Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!» (Числа 24:1,9)»

Слова Валаама в этом тексте, адресованные уже всему народу, не были результатом очередной встречи с Богом, как это было раньше, а потому не могут носить характер безусловного обетования Божьего, данного всему Израилю. Неверно приписывать эти слова Валаама Богу, как это принято делать многими учителями. Желать блага Иерусалиму и благословлять Израиль вполне нормальное и достойное состояние христианина, но важно помнить, что право на благословение принадлежит не только Израилю, но даже нашим гонителям: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…» (Матфея 5:44а); «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Римлянам 12:14), что не оставляет для Израиля в этом вопросе право на исключительность.

Здесь уместно обратить внимание еще на одну деталь: всегда ли таким путем, как представлено в словах Валаама, приходит благословение и есть ли в этом прямая связь? Как быть с самим Валаамом, который благословлял Израиль, однако его судьба более чем печальна: «… также Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом в числе убитых ими» (Иисус Навин 13:22), и нечего общего с благословением не имеет. Исходя из этого, будет несколько неправильным утверждать, что благословения в сторону Израиля обязательно, как тому учат многие, приведут к желаемым результатам (ответному благословению)  в нашей жизни.

И еще одна деталь. Как вопрос благословения евреев связан с весьма известными словами Писания относительно и проклятия – Второзаконие 27:14-27, 28:15-28. Эти слова принадлежат не Моисею, а Богу. Смотря вглубь истории, возникает вопрос: всегда ли этот народ был благословен, и с чем это могло быть связано? По сути, вопрос может звучать просто: благословение вечно, не зависит от обстоятельств и жизни евреев, или оно находится в неком подвижном состоянии? Сам факт представленных текстов книги Второзакония очень ясно говорят не о вечном благословении, но о зависимом от жизни и поступков народа. К сожалению, история падений и наказаний Израиля, а также разрушение храма вавилонянами, а в дальнейшем и римлянами, говорит далеко не о благословении…    

  Что должна понять Церковь 

Для современной церкви, в свете эпохальных событий в истории Израиля, важно задать себе вопрос: что она призвана делать и чего не должна делать, касательно судьбы Израиля.

Первое, это касается так называемой «теории замещения». Данный термин был впервые использован в 1642 году, как некое общее определение веками существовавших взглядов, как среди западных, так и восточных отцов церкви, в том числе и у Мартина Лютера. Суть этой не библейской теории такова: Израиль не выполнил своего предназначения,  предал Христа, а потому Бог поменял Свое определение, отверг евреев и избрал не просто церковь, но церковь, состоящую из язычников, продолжать начатое дело. Полагаю, что всем, серьезно изучающим Писание, понятно, что эта теория не дружит не только с выводами Ветхого Завета, но и с учением Христа и апостолов. Однако, важно не просто ее отвергнуть, если кто ее придерживался, но и осудить ее печальные последствия в истории и современности. Без этого осуждения, по сути, покаяния, эта теория не будет давать покоя новым и новым поколениям. Конечно, кто-то уже готов возмутиться: это почему церковь не является «заместителем» Израиля? На этот вопрос важно иметь ясный библейский ответ. Церковь не может быть «заместителем» Израиля, т.к. ее судьба и предназначение определено Богом от вечности и не связана с историческим призванием евреев, произошедшем во дни Авраама:

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей…» (Ефесянам 1:3-5).

Это апостольское откровение направлено не церкви состоящей из евреев, но из язычников, что нельзя не отметить. Современным учителям и отдельным христианам, очень важно понять: Церковь Христова, это не старый и не новый Израиль, а ее судьба была тайной для святых времен Ветхого Завета и была сокрыта даже от Ангелов, о чем много говорил еврей, ап.Павел:

«Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере» (Римлянам14:24-25);

«… потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Ефесянам 3:3-6)

У Церкви своя задача, отличная от предназначения Израиля, они не дублируют друг друга, но и не противостоят. Церковь представлена в Библии как Невеста Христа, Его Тело, Храм и Дом. Ничего подобного в отношении Израиля на страницах Писания мы не найдем. Ответственность современной церкви в том, чтобы выполнить свое предназначение, столь важное как для земного мира, так и для мира ангельского – Ефесянам 3:8-11. Ради этой церкви жил и служил великий апостол язычников, подавая пример будущим поколениям. Судьба современных церквей не в том, чтобы сетовать и даже чуть-чуть злорадствовать над ошибками Израиля. Бог взыщет за это, а повторить судьбу отсеченных ветвей благородной маслины может оказаться весьма легко, о чем и предупреждал ап.Павел.

Есть еще одна замечательная деталь в отношении предназначения Церкви, что так важно для понимания свободы от «синдрома исключительности». Все исторические попытки формирования истинной свободы, уважения личности и другой культуры, неизбежно разбивались о человеческий эгоизм и национальную исключительность. Есть ли на это ответ у Церкви? Конечно, и не только есть, но он удивителен, имея образ нового творения:

«А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам 3:8-11)

Христос задумал Свою Церковь, как некий вселенский организм, в котором становятся лишними земные страсти и эгоизм, исчезают наши религиозные предрассудки и национализм. По сути, вера во Христа и жизнь с Ним, это единственное, что по-настоящему может решить проблемы человечества и его многовековой мятежности с Богом и межнациональной вражды.

Что еще важно понять современной церкви в контексте судьбы Израиля, согласно представленного в Писании. Вопрос касается земной связи Церкви и Израиля, а также вечной в будущности, имеющей место на страницах Библии. Некоторые тексты, подтверждающие этот взгляд, были уже приведены ранее – Иоанн 10:16. Понимаю, что некоторым христианам, по обе стороны условных «баррикад» противостояния в вопросе Израиля, эти выводы не совсем понравятся, но… с Писанием спорить дело бесполезное:

«…вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду…, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир…» (Ефесянам 2:12-15).

Однако, кто-то может сказать, что апостол имел в виду не переплетение в Вечности судеб спасенного Израиля и Церкви, а некую отвлеченную истину, требующую духовного толкования. В этом случае, стоит присмотреться к словам Христовым в книге Откровения. Перед тем, как они будут прочитаны, хочу напомнить, что «…если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откровение 22:19). Итак:

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откровение 21:1-2)

«И пришел ко мне один из семи Ангелов…, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию… Он имеет…двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых… Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откровение 21:9-12,14)

Слава Богу, что Вечность отличается от многих современных представлений, рожденных неприязнью, историческими обидами и столь лелеемой исключительностью. Полагаю, что дискутировать по вопросу представленного текста на предмет его другого значения, более чем неуместно. Однако, прежде чем наступит это славное время удивительного единения, произойдет еще одно событие, имеющее отношение к Израилю и Церкви и представленное  евангелистами:

«… и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Луки 22:29-30).

Неужели это так, и Церковь, в лице апостолов, будет судить 12 колен Израиля?! Кажется, что это уж слишком… Безусловно, что этот суд не для осуждения, но тот кто будет судить, как минимум, правее того, кого судят, да и статусом должен быть выше.  Эти слова Христа не оставляют никакого основания для пренебрежения славной судьбой Церкви, определенной даром благодати, в угоду идеям превознесения современного Израиля, что так желанны некоторым  христианам. Однако, чтобы это событие могло произойти на условиях Христа, а не по «праву исключительности», важно, чтобы современная церковь уже сегодня начала формировать правильное, достойное  отношение к Израилю, определяемое Библией.

Что еще не стоит делать современным христианам. Нет необходимости идеализировать современный Израиль, и, тем более, формировать некую нездоровую мистику в отношении Иерусалима и его исторических святынь, но просто молиться о нем. Память прошедших библейских событий не должна приводить христиан к мистическим переживаниям, т.к. это весьма короткая дорога к созданию кумира, что запрещено Писанием. Так было в истории с медным змеем, сделанным Моисеем, которому со временем придали совсем другое значение – 4 Царств 18:4.

Современный Иерусалим, это далеко не тот «город великого Царя», который воспет псалмопевцами и «куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне». Он наполнен всем, что присуще современным городам, с ярко выраженным конфликтом между мусульманами и евреями, город, лишенный своего Храма…  Это печально и есть предмет многих молитв христиан и самих евреев, помнящих о былой славе этого города в библейские времена. Станет ли он городом славы Господней, зависит от многих причин, в том числе и от молитв современных святых. При этом всем христианам важно систематически обращаться к истории Израиля, чтобы научиться многим урокам – 1Кор.10:1-12.

И последнее. Прошлому должно быть дана достойная оценка, как историческая, так и духовная. Именно такая оценка поможет церкви формировать правильный взгляд на судьбу Израиля и поможет всем нам видеть те картины, что Бог еще произведет, как в самом Израиле, так и во всем мире через Израиль. Будем помнить, что Израилю и самому Иерусалиму суждено еще сыграть свою роль в мировой истории, а также быть участником в завершении судьбы мятежного человечества:

«И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1:10-11).

Думаю, что искать иной, особый духовный смысл в этих словах небожителей, явно не стоит. И разве не об этом провозглашал пророк Захария, что и представлено в мессианской, по своей сути, 14 главе.

«И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку…» Захария 14:4 (а).

 Нам всем, в святом молитвенном духе, важно дождаться этого времени, если оно захватит наше поколение, т.к. Его определение «не может быть остановлено». Будем помнить, что Бог еще не закончил писать историю судьбы Своего народа, а также и нашу судьбу… И да помогут нам на этом пути в Вечность замечательные, но тревожащие совесть и разум предупреждения апостола Петра: 

«Поэтому, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» 

Павел Желноваков,      
епископ РЦ ХВЕ, г.Ижевск

               

               

               

 

               

 

                

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.