Применение наглядных пособий

Организация детсткого служения

 Самые лучшие пособия никогда не спасут плохо подготовленный урок.

 Пособия не приманка и не конек. Это, скорее, средство, которое помогает учебному процессу, дает ученику видеть то, чему их учат.

 Правильное использование наглядности окажет большую помощь в решении основных проблем преподавания.

НАГЛЯДНОСТЬ В БИБЛИИ

  • Радуга – Бог показал Ною, чтобы напомнить ему и последующим поколениям о Своем обещании. Быт. 9:13-17.
  • Горящий куст Исх.3:2-6.
  • Надпись на стене - Бог объявил Свой суд над Вавилоном Дан.5:5.
  • Иеремия воспользовался бутылкой, чтобы представить грядущее разрушение Иудеи. Иер.19:1-12.
  • Бог научил Иезекииля сделать целое настольное представление, разыграть приближающийся голод в Иерусалиме. Иез.4:5.
  • Новозаветный пророк Агав связал себя, чтобы предостеречь Павла. Деян.21:10-11.
  • Иисус Христос, используя монету, преподал урок о верности своему правительству. Марк.12:13-17.
  • Лепты вдовы, чтобы преподать урок о том, как жертвовать. Марк.12:41-44.
  • Иисус подозвал маленького ребенка, говоря об условиях истинного величия. Матф.18:1-6.
  • Иисус использовал пример омытия ног, чтобы научить смирению Своих учеников. Иоан.13:1-17.

Мы видим, что Иисус Христос часто применял наглядные пособия, уча людей, и мы можем, подражая величайшему Учителю всех времен, применять наглядность с пользой сегодня.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ - от лат. слова “освещать” - нечто, что освещает предмет, сравнивает его с чем-то.

ВИДЫ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

  • Материальные - предметы, образцы предметов, картины, географические карты, редкие вещи.
  • Словесные.

СВОЙСТВА ХОРОШЕЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

  1. Она должна иллюстрировать. Употреблять для того, чтобы осветить мысль, а не для того, чтобы только показать ее.
  2. Не слишком подробная. Много подробностей утомляют ум, сбивают с толку и не позволяют воспринять иллюстрируемую идею.
  3. Понятная. Она должна принадлежать кругу знания и опыта учеников.

КАК УПОТРЕБЛЯТЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ

  1. Привлекать внимание.
  2. Содействовать памяти. Картины и предметы остаются в уме, в то время как отвлеченные выражения уходят.
  3. Способствовать усвоению. Иллюстрации неоценимы для ясного понимания истин.
  4. Отражать жизнь.

КАК НАХОДИТЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ

  1. Посредством наблюдения. Развивайте у себя привычку наблюдать.
  2. Берите что-то от учителей и проповедников. Замечайте, как другие употребляют иллюстрации.
  3. Через чтение Библии, книг истории и биографии, сборников иллюстраций, пособий к урокам.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

  1. Присоедините элемент ожидания ко всем вашим иллюстрациям.
  2. Постарайтесь иметь ясную мысль о предмете, который вы намерены преподавать. Сначала изучите урок, а потом ищите иллюстрации.
  3. Не слишком растягивайте вашу иллюстрацию.
  4. Передавайте рассказ полностью.
  5. Не употребляйте слишком много иллюстраций, они могут помешать друг другу.
  6. Свободно пользуйтесь классной доской, настенной картой, картинами.
  7. Наблюдайте, чтобы вы собой не закрывали иллюстрацию детям.
  8. Остановитесь, когда цель достигнута.
  9. Тренируйтесь! Тщательно готовьтесь! Нельзя быть ленивым учителем.
  10. Чем больше наглядных пособий вы используете, тем больше подготовки вам необходимо!

ВРАТА ЗНАНИЙ

Со всем новым мы знакомимся через наши органы чувств: обоняние, осязание, слух, зрение, вкус.

Когда мы слушаем – мы забываем;

Когда мы видим – мы помним;

Когда мы говорим и делаем – мы знаем и умеем.

При изучении Библии необходимо использовать все основные врата чувств.

1. ВРАТА СЛУХА

Когда ребенок слышит, он запоминает 10% информации.

  • Врата слуха легко закрываются, если говорящий кричит, говорит тихо или голос говорящего звучит монотонно.

Эффективное применение.

  • Рассказывайте рассказы как можно выразительней.
  • Говорите ясно, произносите каждое слово, не кричите
  • Выражайте голосом радость, печаль, усталость, разочарование.

2. ВРАТА ЗРЕНИЯ

Когда ребенок слышит и видит, он запоминает 60% информации.

  • Через зрение можно возбудить интерес и сохранить его.
  • Увиденное легче запоминается.

Эффективное применение.

  • Всегда используйте подсобный материал.
  • Пиши новые слова, имена, песни, «золотые» стихи на доске или бумаге.
  • Помните: вы и ваша Библия - лучший подсобный материал.
  • Имейте зрительный контакт с каждым ребенком, замечайте всех.
  • Пусть дети видят, что все, о чем вы говорите на уроке, вы берете из Священного Писания, и все это является правдой.
  • Пусть дети видят, что вы читаете Библию!

3. ВРАТА УСТ

Когда ребенок слышит, видит и говорит, он запоминает 70% информации.

  • Стройте уроки так, чтобы дети сами могли говорить;

4. ВРАТА РУК

Когда ребенок слышит, видит, говорит и делает, он запоминает 90% информации. В воскресной школе очень важно использовать врата рук, это:

  • Разные задания: рисовать, показывать, инсценировать.
  • Детей постарше можно просить записать «золотой» стих на доске и вести конспект урока.
  • Давайте детям практические советы по применению в жизнь выученное на уроке.
  • Молитесь вместе с детьми.

ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДСОБНОГО МАТЕРИАЛА

  • Передача детям библейской истины. Дух Святой использует наглядные пособия, как инструмент для понимания библейских истин.
  • Чтобы ребенок не только познакомился со Словом Божьим, но возродился чрез него!
  • Самое главное, чтобы весь материал Дух Божий проговаривал в вашем сердце.
  • Пробудить заинтересованность в ребенке и сохранить ее.
  • Разъяснить непонятное через подсобный материал.
  • Помочь и ускорить в обучении нового урока.
  • Заставляет лучше двигаться фантазию детей, стимулирует воображение, дает понятие о времени и расстоянии.
  • Активизирует детей к действию.
  • Обогащает урок, делает его интересным и веселым.

КАК ВЫБРАТЬ ХОРОШИЙ ПОДСОБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Проверьте:

  • Является ли он похожим на тот, что мы находим в Библии?
  • Подходит ли этот материал для передачи духовных истин?
  • Относится ли он конкретно к этому уроку? Не направит ли этот материал мысли ребенка в сторону.
  • Подтверждает ли он цель и тему урока?
  • Поймет ли ребенок, что вы хотите этим сказать ему?
  • Умеете ли вы им пользоваться?

ПРАВИЛА РАБОТЫ С БИБЛИЕЙ НА ФЛАНЕЛИ

  1. Пейзаж готовьте заранее.
  2. Не заслоняйте собой экран.
  3. Не говорите, стоя спиной к аудитории.
  4. Научитесь говорить, стоя лицом к аудитории и боком к экрану.
  5. Вовлекайте свое актерское мастерство в урок.
  6. Кроме голоса важна и мимика.
  7. Важна способность двигаться во время изложения материала урока.
  8. Сумейте заставить детей почувствовать себя в той исторической обстановке, о которой вы говорите.

СПЕКТАКЛИ, КАК МЕТОД НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ваша цель: не представление, а передача Библейских истин.

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПЕКТАКЛИ?

  • дети лучше запоминают учебный материал (используются все четыре ворота знаний);
  • активизируешь детей;
  • происходит общение детей с учителем - учитель больше узнает ребенка
  • происходит общение детей друг с другом;
  • подготовка к представлениям – это лучшее время быть вместе с детьми;
  • помогают ребенку выучить библейскую истину на практике - включается непроизвольная память, которая намного сильнее; он сам может уподобиться главной роли;
  • помогают ребенку лучше запомнить и лучше понять; это как мост, по которому дети идут из абстрактного мира в конкретный;
  • делают обучение Библии интересным;
  • хороший метод евангелизации и привлечения детей;
  • важная часть в праздниках, торжествах;
  • спектакли объединяют учителей с семьями детей;
  • дети учатся работать вместе.

ТИПЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

1. Пантомима - действие без слов. В ней легко могут участвовать стеснительные дети; не нужно долго тренироваться; можно использовать для самопроверки и опроса, для соревнований.

2. Поочередный диалог.

3. Инсценировки, спектакли - требуется длительная подготовка.

4. Представления на библейские темы.

5. Духовно - тематические (события в школе, в семье, на улице).

6. Музыкальные, мелодекламации.

  • Перед тем, как начать работу над большой пьесой, попробуйте начать с маленькой.
  • Инсценировка должна быть не слишком трудной для детей.
  • Постарайтесь занять в постановке всех детей.
  • Будьте мудры, просты и откровенны в подготовке постановки.

Два метода использования сценариев:

  1. Запись сценария на кассете.
  2. Живой сценарий - контакт с аудиторией, но требуется больше подготовки и времени для репетиций.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛ

Использование кукол в воскресной школе имеет 2 цели:

  1. Привлечь внимание.
  2. Научить Слову Божьему.

Основные принципы работы с куклами.

  1. Синхронизация движения губ.
  2. Правильный выход на сцену и уход; двигаясь вдоль сцены, слегка подпрыгивайте;
  3. Зрительный контакт с аудиторией во время общения;
  4. Куклы с подвижными руками делают инсценировку более достоверной;
  5. Каждой кукле придавать качества, как личности.

ТРИ ПРАВИЛА, ЧТОБЫ КУКЛЫ БЫЛИ ПРАВДОПОДОБНЫМИ.

  1. Дети должны видеть куклу только живой.
  2. Никогда не представляйте кукол вместе с кукловодом.
  3. Лучше, если дети не будут видеть, как кукловод идет за сцену.

УДАЧНАЯ ОБСТАНОВКА.

  • Неожиданность (что будет дальше?).
  • Проблема, которая разрешается.
  • Все герои выглядят естественно.

Под редакцией В.И.Федоровой

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.