Начало XX века

Предшественники пятидесятников в России появились в начале XX века. Первым проповедником «учения святости» был немец Вильгельм Эбель. В 1902 году он организовал представительство миссионерского общества в Риге, и вскоре его учение дошло до немецких поселений в Поволжье.

Первые организации христиан веры евангельской-пятидесятников возникли в 1907 году на территории Финляндии, входившей в состав Российской империи. В Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), в филиале петербургской общины евангельских христиан пресвитер А. И. Иванов и проповедник Н. П. Смородин начали проповедовать о крещении Святым Духом. В Санкт–Петербурге общины христиан веры евангельской появились в 1913 году.

20-е годы. Воронаев

В начале 20-х годов XX века учение христиан веры евангельской распространилось практически по всей России. Особая роль здесь принадлежит Ивану Ефимовичу Воронаеву, который из разрозненных общин создал организованное движение.

В 1926 году состоялся I Всеукраинский съезд, где христиане веры евангельской организовали Всеукраинский Союз христиан евангельской веры.

К 1927 году Союз ХЕВ насчитывал 350 общин с более чем 17 000 прихожан. Из-за притеснений конца 20-х годов Союз ХЕВ перешёл на нелегальное положение. В 1930 году И. Е. Воронаев и многие братья были арестованы.

20-е годы. «Шмидтовцы»

Следующим по численности объединением были церкви ХВЕ — «шмидтовцы», возникшие в 20-е годы на территории Тернопольской, Ровенской и Брестской областей. В 1929 году состоялся первый объединённый съезд, на котором было принято название — Союз христиан веры евангельской в Польше. В том же году начал издаваться журнал «Примиритель», который редактировал Густав Шмидт. В результате присоединения западных областей Белоруссии, Украины и государств Балтии к России в 1939–1940 годах пятидесятнические общины — «шмидтовцы» — оказались на территории СССР.

Перед войной. Начало гонений

В предвоенные годы власти страны ввели режим тоталитарного преследования христиан протестантского направления. Особенно гонениям подвергались христиане веры евангельской. Закрывались молитвенные дома, десятки тысяч людей были арестованы и погибли в тюрьмах и лагерях. Хотя в годы Великой Отечественной войны правительство несколько ослабило жёсткую опеку над религиозной жизнью народа.

Во время войны. Баптисты и евангельские христиане вместе

В 1944 году баптисты объединились в Союз, получивший название Церковь евангельских христиан-баптистов (ЦЕХБ), во главе Союза встал Всесоюзный Совет ЕХБ (ВСЕХБ).

В 1945 году часть церквей ХЕВ и ХВЕ объединилсь с Церковью ЕХБ. С момента этого объединения христиане веры евангельской получили право собираться на богослужения в молитвенных домах евангельских христиан-баптистов.

Оттепель и застой. Антирелигиозные кампании

В конце 50-х — начале 60-х годов усилилось давление на верующих в СССР, особенно на христиан веры евангельской. В 1961 году Совет по делам религий при Совете министров СССР утвердил инструкцию, по которой не допускались к регистрации религиозные общества и группы верующих, принадлежавшие к «сектам, вероучение и характер которых носило антигосударственный и изуверский характер». К ним отнесли протестантов, в том числе, пятидесятников, истинно православных христиан, адвентистов-реформаторов и др.

Их деятельность была признана антиконституционной и незаконной. Десятки тысяч христиан веры евангельской были репрессированы, приняли мученическую смерть в тюрьмах, лагерях и ссылках.

В результате многолетних и многочисленных обращений верующих в органы власти Совет по делам религий при Совете министров СССР разрешил в 1968 году начать регистрацию общин, не присоединившихся к ЕХБ, на правах автономии.

Начало 90-х годов. Свобода совести

Cвободу своей деятельности церкви ХВЕ получили после принятия в октябре 1990 года закона СССР «О свободе совести и религиозных объединениях».

До этого, в 1988 году, под руководством епископа Романа Ивановича Биласа был создан организационный комитет, который поставил задачу объединения основных направлений христиан веры евангельской.

В мае 1990 года по инициативе церквей ХВЕ, как входящих в состав ВСЕХБ, так и зарегистриованных автономно, был созван I съезд церквей ХВЕ, который стал ключевым событием в истории христиан веры евангельской, ознаменовав возобновление легальной деятельности церквей ХВЕ. На съезде был принят Устав и наименование — Союз христиан веры евангельской (Союз ХВЕ). Устав Союза ХВЕ отразил продолжение деятельности, которая была приостановлена в 1929 г. Был избран руководящий орган во главе с епископом Романом Ивановичем Биласом.

В марте 1991 года в Москве прошёл I Всесоюзный съезд христиан веры евангельской-пятидесятников. На cъезде был учреждён Объединённый Союз христиан веры евангельской-пятидесятников, собравший воедино общины стран СНГ. Ру- ководителем Объединённого Союза ХВЕ в СССР был избран Р. И. Билас, а руководство Союзом ХВЕ в России было возложено на Владимира Моисеевича Мурзу.

В. М. Мурза возглавлял Союз ХВЕ в России на протяжении двенадцати лет. За это время он способствовал соединению отдельных общин в единое братство, внёс огромный вклад в создание системы духовного образования и подготовки священнослужителей, установил сотрудничество с международным христианским сообществом.

Союз ХВЕ участвовал в разработке проекта Конституции РФ, принятой на референдуме 1993 года, подписании договора об общественном согласии и в работе комитетов по совершенствованию законодательства о свободе совести и религиозных объединений. В это же время Союз ХВЕ проводил большую благотворительную работу, проповедовал Евангелие в отдалённых уголках России, молясь, свидетельствуя и трудясь для духовного возрождения народов России.

В марте 1994 года в Москве был проведён II съезд Объединённого Союза христиан веры евангельской. На этом съезде был создан Объединённый евразийский союз ХВЕ (пятидесятников), который в последующие годы преобразовался в Международную ассамблею христиан веры евангельской (МАХВЕ), в настоящее время объединяющую пятидесятнические союзы 17 стран.

В марте 1998 года в Москве прошёл III съезд Союза христиан веры евангельской, где были утверждены дополнения и изменения, внесённые в Устав Союза ХВЕ в соответствии с требованиями нового федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Союз ХВЕ стал называться Союзом христиан веры еван- гельской-пятидесятников в России.

В 2002 году на пост начальствующего епископа Союза ХВЕ в России был избран Павел Николаевич Окара.

2003 год. Российская Церковь христиан веры евангельской

11 декабря 2003 года Совет Союза ХВЕП в России принял решение о переименовании централизованной религиозной организации Союз христиан веры евангельской-пятидесятников в России в Российскую Церковь христиан веры евангельской (РЦХВЕ).

В настоящее время

В декабре 2009 года начальствующим епископом РЦ ХВЕ был избран Эдуард Анатольевич Грабовенко.

В настоящее время в составе Российской Церкви христиан веры евангельской насчитывается более 3 400 общин с числом прихожан более 350 тысяч человек, действуют три теологических института, десятки библейских центров подготовки служителей. Учреждены и действуют 60 централизованных религиозных объединений Российской Церкви христиан веры евангельской.

В марте 2011 года Российская Церковь ХВЕ отметила 20-летний юбилей возобновления своей деятельности.

В октябре 2013 года Совет РЦХВЕ переизбрал Э. А. Грабовенко на пост начальствующего епископа на новый срок.

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.