Потребности ребенка

Потребности ребенка

Личность ребёнка

Чтобы передать ребенку радостную весть об Иисусе Христе, необходимо знать его потребности. Иногда какая-то неудовлетворенная потребность может препятствовать в донесении этой вести до цели: Детское служение отвечает на потребность ребенка в Боге, но ответить на эту важную потребность до конца мы не сможем, если не берем во внимание семь важных потребностей:

1. ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВНИМАНИИ

  • Ребенку надо почувствовать, что он важен, чтобы он мог правильно развиваться в оценке себя самого.
  • Если ребенка не замечают, он делает что-то плохое и запретное, чтобы его заметили.
  • Обращайте внимание на каждого ребенка, замечай всех, пусть у вас не будет любимчиков.
  • Знайте имя каждого ребенка.
  • Уделяйте внимание и время каждому.
  • Умейте заинтересовано выслушивать.
  • Никогда не насмехайтесь над ребенком.
  • Молитесь каждый день о своих учениках.
  • Проявляйте к ребенку свое доверие. Это подкрепляет у него чувство собственного достоинства!
  • Будьте внимательными к новеньким ученикам, поговорите с ними.
  • Побуждайте детей создать домашнюю обстановку для новеньких.
  • Интересуйтесь, возникают ли у ребенка проблемы.
  • Пусть дети чувствуют себя уютно.
  • Не забывайте о любви!

Позиция родителей:

  • Разрешите ребенку помогать вам в домашней работе, избегайте высказывания: «Ты этого не умеешь делать».
  • Знакомьте ребенка с другими людьми, чтобы он осознавал свою роль и значение в обществе.
  • Разрешите ребенку говорить самому за себя, не унижайте его, отвечая за него.
  • Давайте ребенку возможность выбора и уважайте его мнение, когда это возможно.
  • Проводите время с детьми, находите время всерьез воспринять проблемы ребенка.
  • Доверяйте ему сделать что-то неожиданное, и он почувствует свою значимость.
  • Помогите ребенку полюбить себя.

2. ПОТРЕБНОСТЬ В НАДЕЖНОСТИ.

Факторы, вызывающие неуверенность:

  • Конфликты между родителями.
  • Мобильность (перемена места жительства).
  • Отсутствие настоящей дисциплины.
  • Родителей нет дома.
  • Постоянная критика.
  • Родители дарят вещи, но не себя (подарками родители пытаются восполнить недостаток времени и любви по отношению к детям).
  • Нерешительные родители.

Что способствует уверенности?

  • Надежность отношений между отцом и матерью.
  • Богатая и постоянная любовь родителей к ребенку, доверие, независимо от его настроения. Ребенок замечает, желанный он или нет. Если ребенок верит, что семья его любит, он все вытерпит.
  • Чувство принадлежности к семье. Ребенок ощущает стойкость и уверенность, если чувствует крепкое согласие в семье.
  • Распорядок дня способствует воспитанию уверенности в семье.
  • Правильная дисциплина вносит в жизнь ребенка порядок и мир. Слабохарактерные родители, которые своему ребенку многое позволяют, идут на любую прихоть - угрожающий фактор для ребенка.
  • Одаривайте ребенка телесными контактами. Брать на руки, прикасаться - все это развивает у него духовные силы, внутреннее удовлетворение.
  • Ощущение принадлежности - глубокая психологическая потребность.

Многие дети приходят в воскресную школу неуверенными и робкими. Причиной этому может быть новое и незнакомое окружение в воскресной школе, чужие дети, неуравновешенная атмосфера дома, ссоры родителей, употребления родителями алкоголя, возможно ребенка бьют, обижают.

  • Будьте дружелюбными и спокойными. Улыбайтесь.
  • Покажите ребенку, что вы любите и принимаете его и тогда, когда он нехорошо поступает.
  • Объясните ребенку, как вести себя в воскресной школе. - Ясные и простые правила создают атмосферу надежности и спокойствия.
  • Относись к ребенку доброжелательно: ласкайте, берите на руки, пожалейте, помогите ребенку почувствовать себя надежно.
  • Пусть он поймет, что его здесь любят! Мк.10:16 “...И обняв их”.

3. ПОТРЕБНОСТЬ В ОДОБРЕНИИ (БЫТЬ ПРИНЯТЫМ, ПРИЗНАННЫМ).

  • Любите и уважайте ребенка таким, какой он есть: неповторимым и индивидуальным.
  • Слушайте ребенка, когда он говорит! - Помогите ребенку радоваться его хорошо успехам.
  • Обратите внимание на самых слабых, давайте им задания, с которыми они смогут справиться.
  • Снисходите ребенку, он готов исправить ошибку.
  • Помните, что это ребенок, не требуй от него поведения взрослого человека. Помните слова Иисуса Христа: Матф.18:10 “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного”.

 Познав одобрение, ребенок научится верить в себя.

 Познав похвалу, ребенок научится ценить других.

 Познав уверенность, ребенок научится доверять.

 Познав признание, ребенок научится ценить самого себя.

Почему дети ощущают недостаток признания?

  • Если ребенка постоянно критикуют, в нем пробуждается неспособность к действию, чувство непризнания.
  • Сравнение одного ребенка с другим приводит к недостаточному доверию.
  • Ребенок чувствует себя непризнанным, если от него ожидают, чтобы он осуществил несбывшиеся мечты родителей.
  • Слишком много опеки, проявленной по отношению к ребенку, способствуют у него развитию чувства непризнания.
  • Если слишком многого ожидать от ребенка, он чувствует себя непризнанным.
  • Признать - значит уважать детские чувства и его личность, но в то же время помнить, что неправильное поведение не допустимо! Что способствует чувству признания?
  • Признавайте ребенка, как целое! Выявляйте разные способности, избегайте сравнений и имейте индивидуальный подход к каждому – это создает у ребенка чувство признания.
  • Помогите ребенку быть довольным своими достижениями.
  • Дайте ребенку понять, что вы любите его, желаете его и действительно рады ему. Находите время, быть с ним, помогать ему и использовать любую возможность показать ему свою любовь.
  • Считайтесь с друзьями ребенка - это способствует развитию у него чувства собственного достоинства.
  • Поддерживайте честное и настоящее отношение к ребенку.
  • Если мы достаточно честны, чтобы признаваться в своих ошибках и своем несовершенстве, мы тем самым снимаем неприятное напряжение и даем ребенку надежду.
  • Умейте слушать ребенка! Он чувствует себя признанным, если родители находят время выслушать его. Любовь к ребенку обычно адекватна слову “время”.
  • Обращайтесь с ребенком, как с человеком, представляющим ценность. Чтобы научить ребенка уважению, прежде всего, необходимо уважать их самих.
  • Дайте ребенку возможность развиваться соответственно его наклонностям.

4. ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ (ЛЮБИТЬ И БЫТЬ ЛЮБИМЫМ).

Любить и быть любимым – это две основные потребности человека.

  • Когда ребенок чувствует себя любимым, он отвечает на любовь и учится любить.
  • Любовь - ключ, который открывает сердце ребенка.
  • Через любящего учителя ребенок осознает любовь Божью Римл. 8:35-39.
  • У ребенка время и любовь одно и то же: нет времени - не любишь.
  • Предоставьте ребенку время вне воскресной школы.
  • Открой дверь своего дома для ребенка Мф.18:5 ”И кто примет одно такое дитя во Имя Мое, тот Меня принимает”.
  • Посетите дом ребенка.
  • Интересуйтесь делами ребенка.
  • Цени проявления любви со стороны ребенка.

В какой степени мы вовлекаем своего ребенка в свою жизнь, в какой мере показываем ему свою любовь и отвечаем на его любовь, в той же мере он способен впустить в свою жизнь других, войти в дружеские связи и проявить свою любовь.

  • Любовь - истинный ответ. Ребенок рождается без знания того, что он должен любить, но с врожденными способностями воспринимать любовь. При отсутствии любви некоторые малютки буквально чахнут и умирают.
  • Любовь между родителями влияет на детскую способность любить.
  • О любви надо высказываться. Ребенку важно почувствовать любовь через высказывание.
  • Любовь требует поступков. Бессмысленно говорить о любви, не практикуя ее.
  • Любовь включает в себя доверие. Если родители мудро любят своих детей, они стараются привить им чувство личной независимости. У недоверчивых родителей вырастают коварные дети.
  • Любовь требует готовность выслушать. Если родители выслушивают своего ребенка, то и он, став старше, выслушивает своих родителей.
  • Любить - значит делиться опытом. Если ребенок причастен к работе и игре, то он рассказывает, что родители его любят и ним считаются. Использовать все возможное: время еды, сна, свободное и рабочее время, время игры - все, что совершается в семье сообща, т.к. это и есть повод любить и быть любимым.
  • Любовь способствует открытым и приятным взаимоотношениям.
  • Важным основанием для послушания ребенка является его потребность в родительской любви. Когда ее нет, ребенку не интересно быть послушным. Ребенок живет любовью, а не тем, что получает.
  • Любовь считает личность важнее, чем вещи.
  • Любовь - это уделять время друг другу, это беседа за столом, это когда семья отправляется гулять по лесу или по парку. Любовь - это счастье оказать услугу другим, посмеяться над самим собой и дать другим чувство принадлежности к семье, сообща обсуждать какие-то проблемы, вместе молиться.
  • Любовь - это каждое слово, каждое дело, создающее чувство уверенности: я люблю и любим!

5. ПОТРЕБНОСТЬ В БЛАГОДАРНОСТИ (ПОХВАЛЕ).

  • Изучение показало, что ребенку надо сделать несколько положительных замечаний, чтобы уравнять ими одно отрицательное.
  • Ребенок, которого не похвалят за выполненную работу, будет добиваться похвалы другим способом.

Руководство для жизни:

  • Хвалите достижения ребенка, а не его личность. Лучше хвалить за дела, чем за характер. Хвалите ребенка за попытку преодолеть трудности, даже если это и не было столь успешным.
  • Лучше похвалить ребенка за проявление ответственности, чем за то, что от него не зависит.
  • Ему требуется всякая похвала, чтобы он мог чувствовать свое значение.
  • Ребенок, который пользуется уважением, имеет возможность быть скромным.
  • Гордый или надменный ребенок не уверен в своем значении.
  • Старайтесь, чтобы похвала исходила от людей, которые важны для ребенка.
  • Если родители хвалят ребенка, он чувствует себя любимым и уверенным.
  • Похвалить подростка - значит помочь ему преодолеть чувство боязни и способность развития независимости.
  • Похвала ведет к благородству, инициативе и сотрудничеству. От недостатка признания, ребенок чувствует себя обузой, не нужным, не желанным.
  • Хвалите честно. Откровенность учит детей, как надо естественно принимать поздравления и скромно отвечать на почтение.
  • Хвалите ребенка за то, что он делал из собственных побуждений.
  • Если ребенка подбодрить и за неудавшиеся попытки, ему представляется возможность собраться с духом, продолжать попытки, и таким образом он готовится к трудностям, которым должен смело смотреть в глаза.
  • Ребенок может потерять веру в себя, если ему дать слишком сложное задание и потребовать больших успехов.
  • Учтите: чем раньше вы похвалите, тем лучше! Если вы присутствуете при удаче - это хорошо. Но если вы присутствуете при неудавшейся попытке и скажете ободряющее слово - это еще лучше!
  • Учтите: отношение родителей важно не менее, чем их ободряющее слово!
  • Похвала нужна ребенку для его развития, иначе он зачахнет.
  • Ничто так не поощряет ребенка любить жизнь, искать исполнения желаний и находить доверие, как честная похвала; не подхалимство, а искренние комплименты, если он что-то сделал хорошо!
  • Помните, что у каждого ребенка есть что-то достойное похвалы!Чем больше ребенка хвалят, тем больше он старается угодить. Противоположное - оказывает отрицательное действие на ребенка.
  • Ободряя и поощряя, вы можете помочь ребенку развиваться и расти в правильном направлении.
  • Похвалите и за попытку, если даже ребенок потерпел неудачу.
  • Будьте признательны. Благодарите за предложенную помощь.
  • Вознаграждайте ребенка за знание “золотых” стихов, активное участие на уроке, оказание помощи.

6. ПОТРЕБНОСТЬ В НАКАЗАНИИ (ДИСЦИПЛИНЕ).

  • Ребенок, которому не поставлены ясные границы поступков дома или в воскресной школе, чувствует себя неуверенно.
  • Простые правила поведения - это оказание любви, это создает чувство надежности.
  • Цель наказания: достигнуть сердца ребенка и приготовить его к покаянию.
  • Дети, приученные к частым и неоправданным наказаниям, оказываются не способными к принятию правил приемлемого поведения, т.к. наказание заставляет ребенка скрывать внешнее проявление нежелательного поведения, но не устраняет причины его.
  • Избегайте обличения и унижения ребенка перед всеми.
  • Побеседуй с ребенком один на один.
  • Не угрожайте, но, если нужно, накажите или простите, если он попросит прощения.
  • Помните что положительные действия (похвала, благодарность) помогают ребенку больше чем отрицательные (угроза, крик, насмешки).

Наказание вредно, если:

  • применяется постоянно
  • слишком строго
  • атмосфера воспитания холодна и тверда
  • если оно является для учителя способом выражения своего негодования.

ДИСЦИПЛИНА - (лат. указание, воспитание, образование) содержит полное формирование характера ребенка посредством поддержания хорошего поведения и исправления неприемлемого. Она включает также обязанность родителей ободрять, и этим самым вместо плохого добиться хорошего поведения.

Дисциплина включает в себя как воспитание, так и ограничения, а это два необходимых жизненных принципа.

Цель дисциплины: постоянно спрашивать: “В чем заключается главная цель, к которой мы стремимся, воспитывая наших детей?”

Указания, способствующие достижению дисциплины:

  • Положительные действия вызывают желаемое поведение скорее, чем критика или наказание.
  • Больше хвалите, чем ругайте.
  • Будьте последовательны, но не идите на уступки.
  • Принимайте во внимание способности детей и действуйте соответственно.
  • Если наказание обоснованно, применяйте его разумно.
  • Наказывайте проступок соответственно.
  • Публичное унижение или групповое наказание редко действенны.Не торопитесь выносить строгое наказание, пока вы не успокоитесь.
  • Не угрожайте ребенку. Либо накажите, либо простите его.
  • Не наказывайте ребенка, заставив его делать то, что должно было бы быть радостью.
  • Не заводите много правил, а установленные доводите до конца.

МЕТОДЫ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

  1. Требования надо предъявлять ясно и понятно.
  2. Личность, в которую превращается ребенок, зависит от того, каких взрослых он любил и кем восторгался. Родителям не следует делать того, чего они не хотели бы видеть у своего ребенка. Поведение родителей воспитывает его больше, чем их слово.
  3. Ребенок должен знать, что он всегда может рассчитывать на своих родителей. Домашний климат имеет прямое отношение к настоящей дисциплине.

5 ПРИНЦИПОВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ХОРОШЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Развивать их уважение к родителям. Дети хотят, чтобы их контролировали, но родители должны сначала заслужить это право.
  2. После наказания взаимоотношения часто улучшаются. Родителям необходимо связать любовь с обоснованным наказанием.
  3. Контроль без ругани. Неразумно заставлять ребенка делать то, что, как заведомо известно и родителям и детям, является только прелюдией к некоторым шагам, завершающимся злостью.
  4. Родителям не нужно слишком осыпать ребенка вещами.
  5. Избегайте чрезмерного контроля и неразумной любви. Дети реагируют на любовь, понимание и разумные отношения с родителями во время работы, игры и ежедневной совместной жизни.

7. ПОТРЕБНОСТЬ В БОГЕ.

  • Родители, прежде всего, сами должны находиться в правильных отношении с Богом Втор.6:4-8.
  • Библия возлагает ответственность за религиозное воспитание детей непосредственно на родителей Пс.77:1-8; 2Тим.1:5; 2Тим.3:14-16.
  • Библия ясно учит, что родительские наставления следует исполнять твердо и постоянно. Если ребенку не говорить о Боге, он может стать жертвой идолов и ложных философий.
  • Дети могут понимать Бога, любовь, милость, прощение, доверие и истину Библии только в той степени, в какой они узнают во взаимоотношении с людьми, особенно в их семье.
  • Воскресная школа - единственное место, где удовлетворяется потребность ребенка в Боге.
  • Дети могут понять Божью любовь, милость, прощение, одобрение, истину из Слова Божия настолько, сколько они внутренне чувствуют тебя любящим, одобряющим, прощающим.
  • Читайте с детьми Библию, молитесь, учите их доверять свою жизнь Господу!

Под редакцией В.И.Федоровой

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.