Против церкви воздвигнут вал. Интервью с Надеждой Максимюк

Интервью

Меньше полувека назад христианские церкви России (в те годы – СССР) переживали то, что во все времена в разной степени переживала Церковь Христова – гонения. Надежда Максимюк знает не понаслышке, через какие испытания приходилось проходить верующим и как Бог вел Свою Церковь в то непростое время.

Корр. – Вы родились и выросли в СССР во второй половине прошлого века. В это время христианские церкви в стране переживали гонения. Для многих людей, кто не испытал этого на себе, сложно представить, как это было. Как очевидец и непосредственный участник тех событий, расскажите, через что христианам приходилось проходить в те годы?

Н. М. – Коммунисты старались сделать всё, чтобы парализовать Церковь. Христиане не могли свободно собраться вместе. Приходила милиция, останавливала собрания, и людям выписывали огромные штрафы.

Только представьте, средняя заработная плата была около 100 рублей, маму и папу могли оштрафовать на 25 рублей каждого, а ещё и за каждого ребёнка по 10 рублей. В таких семьях могло быть и пять, и семь, и десять детей. Суммы штрафов в итоге были соизмеримы с размером целой зарплаты или даже превышали её. Всё это делалось для того, чтобы люди боялись приходить в церковь.

Но христиане повиновались Слову Божьему, где сказано: “не оставляйте собрания вашего”. Поэтому иногда братьев забирали прямо с собраний и увозили в тюрьму на пять, десять лет.

“Меня отнимали у родителей дважды, чтобы, как говорили представители государства, “выбить из меня веру”…

Корр. – Через что пришлось пройти лично вам и вашей семье в те годы?

Н. М. – Родителей-христиан могли лишить родительских прав за то, что они были верующими; а детей отправляли в детский дом. Меня отнимали у родителей дважды, чтобы, как говорили представители государства, “выбить из меня веру”.

Однажды мне даже посвятили целую статью “Как украли детство”. Выдумывали настолько несуразные, нелепые вещи, чтобы хоть как-то очернить христиан в глазах общества. О нашей семье, в частности, писали, что наши окна были закрыты чёрными-чёрными занавесками. Это притом, что мама всегда следила за тем, чтобы в нашем доме было красиво и светло, а на окнах у нас были белоснежные накрахмаленные занавески и прекрасный тюль.

В те годы власти запрещали приводить детей на церковные собрания – это считалось преступлением. Детей вызывали к следователю, задавали разные вопросы – меня всё выспрашивали, запретили ли мне родители носить пионерский платок.

Я отвечала: “Нет! Я сама не хочу быть пионеркой и комсомолкой”.

Но кого интересовали мои ответы? Они всё равно писали то, что считали нужным. Так что в той статье обо мне было указано, что родители запрещают носить галстук, запугивают меня, поэтому мне, бедному ребёнку, приходится прятать галстук в портфель. Но такого никогда не было. Я сама его срывала, а полшколы гонялось за мной, чтобы надеть на меня этот галстук.

Несмотря ни на что, Церковь выживала и распространяла Слово Божье. Христиане печатали Библии подпольно или переписывали. У моего дяди был отличный почерк, он этим постоянно занимался – переписывал Библии от руки. Сколько я его помню, он всегда сидел и переписывал Библии для других христиан, нуждающихся в Божьем Слове. 

Корр. – Находясь под гнётом гонений, члены церкви помогали друг другу выживать в этих условиях? 

Н. М. – Власти делали всё, чтобы христиане не имели своего жилья. Но христиане действительно были очень сплочёнными, помогали друг другу. Мы делали саман – кирпичи из сена и соломы, месили его ногами и строили дома. Каждая семья помогала другим. Все – от мала до велика – делали такие кирпичи и строили друг другу дома. До сих пор помню, как мы с отцом по субботам ходили месить глину для самана. 

Корр. – Каким было духовное состояние Церкви в те дни? 

Н. М. – Бог очень благословлял Церковь. Сильно действовали духовные дары, Дух Святой действовал через видения, пророчества, истолкования. На Церкви было сильное присутствие Божье. Несмотря ни на что, мы переживали удивительную радость в Господе. Мы держались за Него изо всех сил, и это передавалось из поколения в поколение. Главным для нас было не только устоять и сохранить веру, но и передать её своим детям. 

Во многих семьях детей забирали у родителей в детский дом и старались перевоспитать в духе коммунизма. Но родители молились и вкладывали в детей свою веру. Так что коммунисты в этом не могли добиться особого успеха. Крещение Духом Святым переживали даже маленькие дети, и Он Сам давал им мудрость и благодать. 

Корр. – Многие говорят о том, что гонения, которые происходят в наши дни, беспрецедентны по своим масштабам. Ближний Восток, Африка – во многих странах льётся кровь христиан. Эта тьма, которая всё более и более сгущается, – новый виток гонений в истории Церкви? 

Н. М. – Гонения испытывают, утверждают и укрепляют Церковь. Они были во все времена, но они были разными. Первых христиан терзали львы, их сжигали на кострах, из них делали факелы в садах Нерона. Наших братьев, живших какие-то 40-60 лет назад сажали в тюрьмы, отнимали детей, конфисковывали имущество.

Но сейчас, я считаю, самое сложное в этом отношении время – свобода. Христиане становятся тёплыми, а Иисус -таким привычным, можно даже сказать, обыденным. Взор многих христиан сегодня сосредоточен на мирском, на бытовых жизненных нуждах. 

Корр. – Во все времена, когда Церковь проходила через гонения, многим приходилось идти стезёй мученичества. Каким было мученичество в годы СССР? 

Н. М. – Недавно мне показали видеозапись – на ней одного из братьев-христиан в какой-то стране посадили на тлеющий костёр, в угли. Через рубашку шёл дым. Он не был связан, а враги стояли вокруг над ним, у него не было ни единого шанса уйти. Он просто сидел на этих углях.

Я лично знаю, что такое укрепление может давать только Дух Святой.

Эти люди, которые прошли страдания мученичества, отдавая свою жизнь за Господа, получат особенные венцы.

Из нашей молодёжи я сразу вспоминаю Ваню Моисеева. Он пошёл в армию, армейские начальники были в гневе на него за то, что он не принял присягу. А он не соглашался поклясться в том, что на любой приказ командира он возьмёт оружие в руки и пойдёт убивать. Ему нанесли множество ножевых ранений, вырезали на спине ножом звезду и утопили в Азовском море.

Домой он вернулся в цинковом гробу, как солдат погибший при выполнении военных обязанностей. Но это, конечно, была ложь. Гроб вскрыли сваркой и всё увидели, фотографировали. Я лично знала этого брата.

А сколько братьев, которые были сосланы в Сибирь? Песни, которые мы пели, были пропитаны этим, потому что этим была пропитана наша жизнь. 

 

Против Церкви воздвигнут вал,

Она – крепость в кольце блокады.

Сколько раз сатана бросал

К её стенам все силы ада.

 

Кто сказал – побеждать легко,

Будто всё нам даётся даром?

Сколько братьев-борцов легло

И сестёр молодых и старых.

 

От Пилата до наших дней

Штаб дьявола ставит козни.

Их задача – разбить скорей

Всех борцов за твердыню Божью.

 

Когда двигался тучей враг,

Чтоб из крепости сделать груды,

Тогда верные, вставши в ряд,

Защищали свободу грудью.

 

К праху их не найти стезей

Средь тайги и хребтов Урала.

И на холмик рука друзей

Не положит букет фиалок.

 

Их в статистике точной нет.

И в музее их нет реликвий.

Они подвигов яркий свет

Оставляли пример великий.

 

И теперь, когда в стены бьёт

Безрассудство и ложь тараном,

Голос павших и нас зовёт

Устоять перед злом тиранов.

 

Будет время и всем венцы

Раздадутся в общенье сладком.

А пока нам кричат гонцы:

«Христиане, готовьтесь к схваткам!» 

(“Против Церкви воздвигнут вал…”) 

Мы не видим такого сегодня в нашей стране. Я думаю, что это только потому, что Бог хранит ещё церкви в России, чтобы укрепить нас и утвердить. А потом всё будет хуже, и даже сейчас все потихоньку закрывается, тот же пакет Яровой – яркий тому пример. 

“Я видела спокойные лица братьев, уходящих в тюрьмы на 10 лет, видела твёрдую уверенность в Боге. Они стояли, как столпы. Так платилась цена христианства…” 

Корр. – Как вы думаете, почему Бог допускает гонения? 

Н. М. – Всё это – Божий план, чтобы приготовить Церковь Свою и снарядить, чтобы она на самом деле познала Господа своего. В гонениях Господь открывается совершенно по-другому. В такие моменты ты настолько близко познаёшь Бога, что тебе без Него ни вправо ни влево.

Я очень благодарна Господу, что выросла в дни гонений – они, может, были не такими сильными, как то, что происходит сейчас в мусульманских странах, но они приближали нас к Господу, открывали для нас Христа. Никто не откроет тебе Бога так, как ты познаешь Его в гонениях.

Я вспоминаю себя ребёнком в детдоме. Мне никогда этого не забыть, это что-то сверхъестественное – то, что я имела с Господом моим. Моё сердце говорило Господу: “Я Тебя Единственного люблю, Ты неповторимый, Ты самый прекрасный. Ты Тот, за Кем я хочу идти всю мою жизнь и Кому хочу отдать мою жизнь. Ты мой Бог, и я хочу остаться верной до конца…”

Укрепить и провести через дни гонений может только Иисус. Пройти через всё это без Него невозможно. Я видела спокойные лица братьев, уходящих в тюрьмы на 10 лет, видела твёрдую уверенность в Боге. Они стояли, как столпы, так платилась цена христианства.

Это воспитывало нас. Небеса были очень и очень близки, земные ценности не держали нас и не стояли во главе угла. Сейчас мы можем слышать такое дешёвое Евангелие – лучшие квартиры, лучшие машины – всё полностью сливается с миром. Христиане всегда жили в любых условиях – и в богатстве, и в скудости. Они покорялись Богу и знали Его по-настоящему. 

Корр. – Готова ли к гонениям современная Церковь? 

Н.М. – Мы не можем сказать, что какая-то церковь готова к гонениям. Только один Господь знает это. Я думаю, что когда Он вводит в гонения, то даёт и силы их выдержать.

Готова ли Церковь? Вряд ли такое может быть. Но Дух Святой может провести, и приготовить, и дать благодать пройти любые трудности. Поэтому и написано: “бодрствуйте, ибо дни лукавы, и трезвитесь. Не давайте места дьяволу”.Наша часть – доверить Богу свой путь, а как Он проведёт – это уже только Его прерогатива. В те годы мы никогда не размышляли над вопросом, готовы ли мы к гонениям, – мы просто в них жили…

РЦХВЕ по материалам covenant.ru

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.