Павел Желноваков. Пасторская этика в публичном пространстве

Павел Желноваков. Пасторская этика в публичном пространстве

Пастору

Время подтолкнуло священнослужителей к тому, чтобы проявлять себя в виртуальном публичном пространстве — это и соцсети и многое другое. Хотим мы этого или нет, но наша жизнь находится на виду.

Что мы имеем в виду, когда говорим об этике? Этика — это философское понятие; пасторская этика — стандарт морально-нравственных ценностей в культуре отношений в свете учения Иисуса Христа. Если говорить о культуре отношений, то надо уважать традиции, но не более того, потому что традиции не должны возвышаться над учением Иисуса Христа.

Послание к Ефесянам (глава 2, стихи 19 и 20) гласит: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем». Любые наши убеждения — а они разные — должны формироваться на этом основании. Если это будет другое основание, подобная этика не выдержит критики, её не поддержит Господь.

Послание к Ефесянам (глава 5, стих 8) говорит: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света». Свет — это то, что разгоняет тьму. Свет должен светить, у него нет возможности укрыться. Если мы что-то делаем в нашем понимании пасторства и этики отношений и если это соответствует Божьему свету, то это не получится скрыть. Свет обладает свойством являть себя.

В Первом послании к Коринфянам, 4-ой главе, 1-ом стихе сказано: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих». Любое этическое поведение должно формироваться из принципиального стандарта, установленного не нами, а апостолами и пророками, и подтвержденного Иисусом Христом. Служение — это как домостроительство. Если мы служители Христовы, то правила поведения определяет Тот, Кому мы служим. Если наше поведение бросает тень на Господа, то это огромный минус нам как служителям, и неважно, какие за всем этим стоят мотивы.

Что можно отнести к публичному пространству? Это и онлайн-трансляции, и соцсети, и личные блоги. Каждый из нас домостроитель, служитель Христов. Здесь нет понятия личного.
18-я глава книги Левит говорит, что не должно обнажать наготы. Нагота бывает не только физическая, есть нагота внутреннего состояния, нагота высказываний. Не нужно никого высмеивать, говорить о внутренних проблемах. Этим можно привлечь внимание, но мы работаем либо по законам этого мира, либо по закону Евангелия. Если соцсеть только нужна для привлечения внимания к себе, то лучше сразу закрыть свой аккаунт — он бесполезен и даже вреден с точки зрения домостроительства Божьего.

Другая сфера в медийном пространстве — это публичное высказывание своего отношения к системе власти. Это не значит, что нам нужно закрывать глаза на какие-то ошибки и говорить, что всё замечательно. Это означает, что нужно учитывать принцип, который определяется самим апостолом в послании к Римлянам, 13-ой главе, 7-ом стихе: «Итак, отдавайте всякому должное: кому подать – подать; кому оброк – оброк; кому страх — страх;, кому честь — честь». Публичное высказывание в медийном пространстве должно исходить с этой позиции, а не с позиции страха наказания. В основе высказывания должна быть этика библейского характера.

Наши проповеди, неважно, в аудио- или видеоформате, появляются в публичном пространстве в рамках церковной структуры, но их свободно просматривают. Этика поведения должна учитывать одну важную деталь: информация должна быть проверенной.

В первом послании к Коринфянам, 4-ой главе, 5-ом стихе апостол Павел говорит: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». Не нужно судить раньше времени: в основе пасторской этики должны лежать не принципы, принятые в этом мире, а библейские. Преждевременно высказывая мнение, мы рискуем отношениями. Любые заявления должны быть исследованы.

Мы не всегда правильно понимаем апостольский тезис «духовный судит о всём, а о нём судить никто не может» (первое послание к Коринфянам, глава 2, стих 15). За слова рано или поздно приходится отвечать, поэтому надо следить за тем, что мы говорим. Заявления могут быть только в рамках тех полномочий, которые мы имеем, но очень часто люди делают заявления не по статусу. Не должно нам говорить за кого-то или от имени кого-то, если нам это не поручено. Любое заявление в публичном пространстве должно высказываться только в рамках полномочий.

Когда делаются какие-то заявления или оценки, библейская этика для пастора требует того, что выражено в послании к Колоссянам, 4-ой главе, 6-ом стихе: «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Пастору это необходимо и принципиально.

Евангелие от Луки (глава 12 , стих 3) гласит: «Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях». Сегодня этот стих особенно актуален для нас, потому что у всех высказываний будут последствия. Пасторская этика предполагает, чтобы мы думали о том, что могут произвести наши слова. Высказывания неизбежно что-то произведут — разумное или нет.

В первом послании Петра, 3-ей главе, 16-ом стихе сказано: «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе». Мы должны понимать, что вокруг нас всегда найдутся люди, которым что-то не понравится. И в этом случае нам нужны не защитники, а наша личностная позиция — не давать повода ищущим повода. Слова могут обойтись слишком дорого или могут иметь положительный результат. Поэтому надо наблюдать за собой, чтобы обвинители не смогли ничего доказать и были постыжены.
Публичное пространство становится для нас привычным, но без библейских принципов оно дорого нам обойдётся. Нам следует уважать принципы, оставленные нам Святым Писанием, и всегда следовать им.

Доклад заместителя начальствующего епископа РЦХВЕ в Приволжском и Уральском федеральных округах, епископа Павла Ивановича Желновакова на заседании Совета Централизованной религиозной организации Российская Церковь христиан веры евангельской пятидесятников. Заседание проходило 21 и 22 октября 2021 года в Перми. После доклада состоялось открытое обсуждение.

#РЦХВЕ #СоветРЦХВЕ #ПавелЖелноваков

Публикации по рубрикам

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.