Правовые основания проведения проверок

Анатолий Пчелинцев, Инна Загребина
Статья опубликована в журнале Юридическое религиоведение № 2 2016

Правовые основания проведения проверок

Кто в нашей жизни не сталкивался с различными проверками надзирающих и контролирующих органов? Не обошли стороной проверки и религиозные организации. Вследствие частоты надзорных мероприятий священнослужители к ним привыкли и к проверяющим лицам стали относиться без особого придыхания и чинопочитания, как это было ранее, но все же страх и опасение каких-либо неблагоприятных последствий остался.  Этот страх, вызванный неуверенностью в собственной правоте из-за незнания действующего законодательства и приводит к негативным, а порой и анекдотичным ситуациям.

В качестве примера для борьбы с правовой безграмотностью, расскажем читателю, об одном таком случае, показывающем о том, как не надо делать.

В одном из райцентров Ростовской области в обычной пятиэтажке в вечернее время по четвергам собиралась небольшая группа христиан человек восьми, десяти для совместного изучения Библии и проведения бесед на соответствующие темы. Все это происходило в гостиной за большим столом и сопровождалось чаепитием с медом и конфетами.

В один из таких дней, когда чаепитие и изучение Священного Писания были в самом разгаре, раздался звонок в дверь. Полагая, что кто-то из друзей опаздывает на встречу, хозяин квартиры смело открыл дверь. На его удивление, на пороге стояла большая группа людей из семи представителей органов власти. Это были проверяющие должностные лица, которыми руководил, судя по всему, молодой мужчина, представившийся офицером полиции из службы по противодействию экстремизму. Он показал удостоверение личности и бегло назвал должности проверяющих, среди которых оказались представители службы государственного пожарного надзора, отдела образования, Роспотребнадзора, комиссии по делам несовершеннолетних, местного ЖЭКа и участковый инспектор. Одного мужчину в штатском почему-то не представили, однако проверяющие лица своим многозначительным молчанием дали понять кто он, чтобы в дальнейшем не поступало не нужных вопросов относительно его личности.

Непрошенные «гости» особо не церемонились. Отодвинув хозяина квартиры в сторону, они дружно устремились вглубь квартиры, не предъявив никаких документов на проведение проверки. Хозяина только осведомили, что осуществляется проверка на предмет соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Видимо, конституционный принцип неприкосновенности жилища никому из проверяющих лиц знаком не был. Пройдя в зал, где находились верующие, они потребовали, чтобы все приготовили паспорта. При этом, пока одна часть чиновников проверяла «паспортный режим», другая без разрешения хозяина, про которого вообще забыли по причине его скромного молчания и бездействия, устроила себе экскурсию по всей квартире. С особым вниманием проверяющие осматривали книжные полки с литературой, а также Библию, лежащую на столе. Через некоторое время, встретившись все вместе, проверяющие с удивлением для себя обнаружили, что нарушений нет и наказывать не за что. Ситуация явно не вписывалась в заранее спланированный сценарий. Тогда главный из команды, растеряно посмотрев на пожарного, полушепотом произнес: «Вань, неужели и ты ничего не нашел, ты уж точно должен был чего-то накопать». Осознав значимость своей персоны благодаря доверию коллег, молодой офицер МЧС степенно кивнул головой и с рвением принялся за дело. Работа закипела. Иван не заставил себя долго ждать. Минут через пять счастливая улыбка пожарного-инспектора засияла на лице. «Есть!» — едва сдерживая себя от переполнявших чувств за выполненную миссию, воскликнул пожарный. Затем поудобнее устроившись на стуле за столом, он со знанием дела стал составлять протокол об административном правонарушении с указанием штрафа размером в 1000 рублей. После чего, дружная компания, вручив протокол и пожурив хозяина квартиры за несоблюдение закона о противопожарной безопасности, удалилась, оставив озадаченных верующих приходить в себя.

Наутро хозяин как законопослушный гражданин первым делом поспешил в сберкассу оплатить штраф, и только отдав «кесарю кесарево», успокоился. О случившемся в ближайший воскресный день он рассказал пастору, но только через три месяца эта информация дошла до епископа евангельских христиан по Ростовской области при личной встрече пастора с ним. По мере прочтения протокола епископ все больше приходил в недоумение, но, не будучи юристом, воздержался от комментариев и факсом отправил протокол в адвокатский офис.

Итак, что же такого нашел пожарник? А все было очень «серьезно».

Во-первых, в обычной квартире «в нарушении закона» не было средств первичного пожаротушения — огнетушителей. Сразу так и представляется, как у пожарного дома, в каждой комнате, вместо живописных картин на стенах висят красные огнетушители.

Во-вторых, в квартире отсутствовали пожарные рукава на случай пожара. Они, по-видимому, должны были заменить ковровые дорожки в коридоре. Но самое «ужасное правонарушение» состояло в том, что из квартиры, находящейся на четвертом этаже пятиэтажки, не было запасного выхода на случай пожара! Несомненно, хозяин квартиры был «виноват», что не прорубил еще одну дверь из зала и не приставил лестницу. Видимо, за это и поплатился. А был бы запасный выход, глядишь, и не было бы протокола, все гости успели бы через него незамеченными покинуть помещение. Но самое забавное в этой ситуации заключалось в том, что, по букве закона, оплатить один штраф было не достаточно. Выявленные нарушения правонарушитель обязан был устранить, а государственный пожарный надзор должен был за этим проследить. Однако понимая абсурдность ситуации и заявленных претензий, инспектор, видимо, решил ограничиться только штрафом.

К сожалению, несмотря на всю комичность ситуации, из-за пропущенного без уважительных причин трехмесячного срока на судебное обжалование незаконных действий должностных лиц что-либо сделать через суд стало уже невозможно.1 

К сожалению, следует отметить, что этот случай не единичный. Как показывает практика, нарушения, выявляемые государственными органами, довольно часто связаны с правовой неграмотностью руководителей религиозных организаций. Но, нередко и должностные лица по причи¬не правового нигилизма нарушают права верующих. Однако именно нарушения законодательства и ущемления прав являются одним из мощных побуждающих факторов к тому, чтобы руководители религиозных организаций хорошо знали свои права и обязанности. Ведь если человек не знает своих прав, им очень легко управлять. 

Времена, которые можно было охарактеризовать цитатой «кто хочет знать тому налево, а кто хочет верить тому направо» давно прошли. В настоящее время лица, занимающиеся религи¬озной деятельностью, будь то священнослужители, миссионеры, администраторы, члены церковных и приходских советов, долж¬ны хорошо знать свои права и обязанности и уметь ориентироваться в законодательстве. 

Деятельность любого государственного органа, его права и обязанности по проведению мероприятий контроля в отношении организаций, как правило, регулируются специальными нормативными актами. Кроме специальных нормативных актов, существует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» которым регламентированы:

  • порядок проведения проверок; 
  • ограничения на проведение проверок; 
  • периодичность проведения проверок; 
  • права проверяемых; 
  • обязанности проверяющих; 
  • порядок оформление результатов проверок; 
  • обязанности и ответственность должностных лиц при проведении проверок. 

 Сразу следует оговорить, что действие данного закона не распространяется на область налогового, валютного, бюджетного, банковского, страхового, таможенного, иммиграционного, лицензионного и метеорологического контроля и надзора. А также положения данного закона не применяются при проведении предварительного следствия, и правосудия, проведении административного расследования, расследования причин инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Принципы проведения мероприятий по контролю:

Основные принципы защиты прав религиозных организаций при проведении мероприятий по контролю закреплены в статье 3 вышеуказанного закона. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

1) Презумпция добросовестности религиозной организации. Данный принцип предполагает, что религиозная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством (добросовестно), пока обратное не доказано органом государственной власти в предусмотренной законодательством форме. Таким образом, религиозная организациясчитается невиновной в совершении какого-либо правонарушения, пока ее виновность не будет доказана. Религиозная организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности религиозной организации в его совершении, возлагается на органы, осуществляющие контроль (надзор).

2) Открытость и доступность для религиозных организаций нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении проверки, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленного нарушения, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3) Проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц.

4) Недопустимость проводимых в отношении одной религиозной организации несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований.

Несмотря на то, что все органы, осуществляющие контроль (надзор) имеют свою компетенцию, на практике бывают ситуации, когда предмет контроля частично может совпадать. Так, например, органы прокуратуры надзирают за соблюдением законодательства в целом. Что дает им возможность запрашивать у религиозной организации, в том числе и документы по финансово-хозяйственной деятельности. Между тем, если религиозную организацию только что проверили налоговые органы, то органы прокуратуры не вправе проверять те же самые документы, которые только что проверили должностные лица другого контролирующего органа.

В этой связи необходимо бережно относиться к документам, связанным с проведением проверок, поскольку нередки случаи их утраты в процессе проверок. В первую очередь необходимо завести журнал учета проверок, в котором должностные лица органов контроля будут обязаны делать записи о проводимых ими проверках. Необходимо хранить все уведомления, приказы, распоряжения о проведении проверки, а также акты, выносимые по результатам проверки. Эти документы могут оказаться очень важными и ценными доказательствами при защите ваших прав.

5) Ответственность органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора).

6) Недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), с религиозных организаций платы за проведение мероприятий по контролю.

7) Финансирование за счет средств соответствующих бюджетов, проводимых органами государственного контроля (надзора) проверок, в том числе мероприятий по контролю.

8) Разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Особо следует обратить внимание руководителей религиозных организаций на то, что все контролирующие органы как и сами проверяемые организации жестко ограничены рамками закона. 

Как удостовериться в полномочиях проверяющего? 

Прежде всего, следует ознакомиться со служебным удостоверением должностного лица. Одновременно со служебным удостоверением проверяющий обязан предоставить распоряжение (приказ) о проведении проверки. Заверенные печатью копии распоряжения проверяющие обязаны вручить руководителю религиозной организации или уполномоченному лицу под роспись. Именно после предъявления этого документа у проверяющего появляются полномочия по проверке религиозной организации. Если распоряжения вам не предъявлено – проверка незаконна. 

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в распоряжении должно быть указано:

     1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
     2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо (должностные лица), которые указаны в распоряжении (приказе).  Если наряду с лицами присутствуют посторонние граждане, не указанные в распоряжении, смело можете не допускать их к проведению проверки. 

      3) наименование религиозной организации, проверка которой проводится, место нахождение религиозной организации;
Обязательно проверьте название организации, указанной в распоряжении! 
     4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
     Внимательно ознакомьтесь с целями, задачами и предметом проверки. Выходить за их пределы проверяющие не вправе. Также как не вправе выходить за рамки срока, указанного в распоряжении.
     5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, установленные нормативно-правовыми актами;
     6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
     7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
      Обращаем внимание читателя, что контролирующие органы обязаны по просьбе руководителя проверяемой организации или уполномоченного лица ознакомить последних со своими административными регламентами. Не стесняйтесь попросить данные нормативно-правовые акты. Помните, что проверяющие обязаны строго придерживаться данных административных регламентов. Изучив которые, вы сможете лучше защищать свои права.
     8) перечень документов, представление которых религиозной организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
     9) даты начала и окончания проведения проверки.

Распоряжение (его заверенная печатью копия) обязательно должно быть передано руководителю религиозной организации или иному должностному лицу (определенному внутренним приказом религиозной организации), одновременно с предъявлением служебного удостоверения, проверяющего. 

Одной из наиболее частых ошибок руководителей религиозных организаций является невнимательное отношение к распоряжению о проведении проверки. Зачастую оно просто не читается и откладывается в сторону. Между тем, данный документ иногда играет решающую роль в обжаловании результатов проверки. Так, например, в судебной практике имеются случаи, когда допущенная должностным лицом в распоряжении ошибка при указании вида проверки (была указана плановая проверка вместо внеплановой) послужила достаточным основанием для отмены результатов проверки. Нередки и случаи отмены в судебном порядке результатов проверки по причине отсутствия в распоряжении указания основания проведения внеплановой проверки. Судебная практика богата решениями в пользу проверяемых субъектов при обжаловании последними незаконных действий контролирующих органов проводящих проверку не теми лицами, что были указаны в распоряжении.  И это лишь небольшой перечень случаев небрежного заполнения распоряжения контролирующими органами.

По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий. 

§ 2.Организация и проведение плановых проверок 

 Проверка уставной деятельности религиозной организации может осуществляться в плановом порядке (плановая проверка), а также в случае возникновения обстоятельств, требующих проведения контрольной проверки деятельности религиозной организации (внеплановая проверка).

Правовое регламентирование плановых проверок установлено статьей 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 

Плановой проверкой является проверка, включенная в план проверок, формируемый на соответствующий календарный год и утверждаемая приказом (распоряжением) органа, осуществляющего контроль (надзор). 

Предметом плановой проверки является соблюдение религиозной организацией в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами. 

Основанием для включения религиозной организации в план является истечение трех лет со дня государственной регистрации религиозной организации или окончания проведения ее последней плановой проверки. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

 В случае появления вашей религиозной организации в плане проверок на текущий год, обязательно уточните какой срок прошел с момента последней проверки данным органом. В случае если срок проверки составил менее трех лет необходимо незамедлительно отправить информационное письмо в данный орган следующего содержания:

«Согласно плану проверок, размещенного на сайте (указать сайт) с 20 марта 2016 года запланировано проведение плановой проверки местной религиозной организации (указать полное наименование).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для включения плановой проверки юридического лица в план является истечение трех лет со дня государственной регистрации или окончания проведения последней плановой проверки. Между тем, последняя проверка местной религиозной организации была проведена 15 декабря 2014 года, о чем свидетельствует прилагаемый к письму акт проведения проверки. Таким образом установленный действующим законодательством трехлетний срок еще не прошел. На основании вышеизложенного, просим исключить местную религиозную организацию из плана проверок на 2016 год.

Однако из этого правила есть и исключения: духовным образовательным учреждениям следует иметь в виду, что в отношении них плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Периодичность таких плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

О проведении плановой проверки религиозная организация уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Плановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном статьями 11 и 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

§ 3.Организация и проведение внеплановых проверок

Организация и проведение внеплановых проверок регламентированы статьей 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Предметом внеплановой проверки является соблюдение религиозной организацией в процессе осуществления деятельности обязательных требований установленных нормативно-правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения религиозной организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

При этом следует иметь в виду, что если вам ранее было выдано предписание и к вам пришли с внеплановой проверкой, то предметом такой проверки может являться исключительно исполнение ранее выданного предписания. 

2) поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; (проверка по данным основаниям может быть осуществлена после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности религиозной организации).

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; (проверка по данным основаниям может быть осуществлена после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности религиозной организации).

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеуказанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. При этом следует иметь в виду, что в случае проверки по жалобам и заявлениям работников на нарушение работодателем трудовых прав, работник вправе обратиться в орган осуществляющий контроль за соблюдением трудового законодательства с просьбой о конфиденциальности своего обращения.

Внеплановая проверка может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

В день подписания распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки религиозной организации, в целях согласования ее проведения, в случаях указанных выше, орган государственного контроля (надзора) представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности религиозной организации заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки религиозной организации и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки религиозной организации и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

     1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки религиозной организации;
     2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии;
     3) несоблюдение требований, установленных законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки;
     4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;
     5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора);
     6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований, в отношении одной религиозной организации несколькими органами государственного контроля (надзора).

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением вышеуказанных случаев требующих незамедлительных действий, религиозная организация уведомляются органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. При этом следует обратить внимание руководителей религиозных организаций на факт надлежащего уведомления органом государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки. Приведем пример из судебной практики.

Постановлением по делу об административном правонарушении ООО «АгроСервис» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Не согласившись с принятым решением ООО «АгроСервис» подало на него жалобу. Суд Бокситогорского городского суда Ленинградской области рассмотрев жалобу установил:

 «Также заявителем указывается на нарушение п.16 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, поскольку согласно акту проверки распоряжение о проведении проверки направлено на предприятие по электронной почте, документы приняты и зарегистрированы главным бухгалтером А. 22.10.2015 года в 14 часов 00 минут вх. №28. Однако, указанное распоряжение главным бухгалтером - А. не было принято и зарегистрировано, что свидетельствует о ненадлежащем уведомлении заявителя, данный факт повлек отсутствие у заявителя информации о предстоящей выездной внеплановой проверке, что согласно п.п.1 п.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ относится к грубым нарушениям. Проведенная проверка осуществлена с грубым нарушением положений закона, и не может считаться надлежащим доказательством по делу о привлечении заявителя к административной ответственности.

Распоряжением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском районе № 47-02-15/34-254 от 22.10.2015 в период с 26.10.2015 по 20.11.2015 было назначено проведение внеплановой выездной проверки ООО «АгроСервис». …..

На указанном распоряжении имеется запись: «О. № эл.почта 22.10.2015 в 14.00 получила А.вх.№28 телефоногр. 22.10.20145 в 14.30 о подтверждении получения тел.61-160 СД».

Однако, суд не может расценить данную запись на распоряжении как подтверждение надлежащего уведомления органом государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки, поскольку не указано, кем сделана данная запись, материалы дела не содержат документальных сведений (приказ о приеме на работу, должностная инструкция и др.) о том, кем является «О.», не указан адрес электронной почты, отсутствуют подтверждение о направлении именно распоряжения от 22.10.2015 и получении электронной почты, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют какие-либо телефонограммы, свидетельствующие об уведомлении юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки. Таким образом, суд находит обоснованными доводы заявителя ООО «АгроСервис» о том, что в нарушение п.16 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки ООО «АгроСервис» не было уведомлено надлежащим образом» .2

Таким образом, факт ненадлежащего уведомления проверяемого лица может повлечь за собой недействительность ее результатов.

В случае, если в результате деятельности религиозной организацией причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан и иной вред безопасности общества и государства чрезвычайного характера, предварительное уведомление религиозной организации о начале проведения внеплановой выездной проверки не предусмотрено.

В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения религиозной организацией предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

§ 4.Организация и проведение документарных и выездных проверок

Плановые и внеплановые проверки могут быть как документарными, так и выездными. Документарные проверки проводятся в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Под документарной проверкой понимается проверка без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности религиозной организацией. 

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах религиозной организации устанавливающие ее организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении ее деятельности и связанные с исполнением ей обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора. 

Основанием для начала документальной проверки является приказ органа, осуществляющего контроль (надзор) о ее проведении.

Проверка осуществляется путем изучения представленных по запросам документов религиозной организации;

  • полученной по запросам информации о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • иных документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации располагает тот или иной орган, в том числе отчетов о деятельности религиозной организации, документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. 

Документы (копии, заверенные в установленном порядке) представляются лично представителем религиозной организации (руководителем или иным уполномоченным им лицом) или посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении, а также факсимильной связи, электронной почты (с обязательным последующим направлением почтовой связью).

 В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение религиозной организацией требований законодательства, а также если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах,  либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), в адрес религиозной организации направляется мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. 

К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора). В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса религиозная организация обязана направить в орган осуществляющий проверку указанные в запросе документы.

Документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя религиозной организации. Религиозная организация вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом органы, осуществляющие контроль (надзор) не вправе требовать нотариального удостоверения копий документов.

При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора) не вправе требовать у религиозной организации документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов, осуществляющих контроль (надзор). В случае выявления в ходе рассмотрения представленных документов признаков нарушения обязательных требований законодательства, может быть принято решение о необходимости проведения выездной проверки. 

Выездные проверки проводятся в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах религиозной организации сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые религиозной организацией товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований установленных нормативно-правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения религиозной организации и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), обязательного ознакомления руководителя религиозной организации с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Настоятельно советуем изучать все предоставляемые проверяющими лицами документы. Нельзя позволять проверяющим самостоятельно без вашего разрешения и без вашего присутствия ходить по культовому зданию, проводить осмотры помещений, книжных полок, ящиков столов и т.д. 

Безусловно, руководитель религиозной организации обязан предоставить должностным лицам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ на территорию, в используемые религиозной организацией при осуществлении деятельности здания, помещения, транспортным средствам и перевозимым ими грузам. Однако имейте в виду, что все действия должны совершаться с вашего согласия и в вашем присутствии.

В случае если у вас требуют документы, которые отсутствуют по каким-то причинам и (или) возникновения иных обстоятельств, препятствующих их представлению в установленные сроки, руководитель религиозной организации должен представить проверяющему (председателю комиссии) письменное объяснение причин непредставления документов.

Также необходимо иметь в виду, что передача запрашиваемых документов осуществляется исключительно по акту приема-передачи один экземпляр которого остается у религиозной организации. Не при каких обстоятельствах документы не должны отдаваться «под честное слово».

Не стесняйтесь задавать вопросы по запрашиваемым у вас документам в случае сомнения в соответствии их предмету проверки, записывать действия проверяющих и сверять их фамилии. В случае возникновения нестандартных ситуаций, например, оскорбления религиозных чувств или незаконного проведения обыска в культовом здании, при возможности, записывайте все происходящее на аудио/видео записывающие устройства.

Ограничения при проведении проверок 

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в статье 15 закрепил некоторые ограничения при проведении мероприятий по контролю. Так, при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

     1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица;
     Как уже указывалось выше, любой без исключения контролирующий орган имеет свою компетенцию, за пределы которой он выходить не вправе. Так, например, органы юстиции не вправе осуществлять контроль за исполнением религиозной организацией трудового или налогового законодательства. 
     2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя (уполномоченного представителя) религиозной организации, за исключением случаев причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 По общему правилу выездная проверка в случае отсутствия при ее проведении руководителя или специально уполномоченного лица религиозной организации проводиться не может. Таким образом, закон защищает юридические лица от произвольных действий контролирующих органов. Если во время проведения проверки в религиозной организации отсутствует руководитель, а какое-либо другое лицо не уполномочено действовать от имени религиозной организации, то проверяющие не вправе преступать к проведению проверки. Сотруднику религиозной организации следует известить проверяющих о занимаемой должности и об отсутствии у него необходимых полномочий. В случае нестандартной ситуации (например, проверяющие несмотря на отсутствие уполномоченных лиц приступили к проведению проверки) сотруднику следует расписываясь в документах, связанных с данной проверкой указывать свою должность и информацию о проведении проверки в отсутствие руководителя религиозной организации. В соответствии с пунктом 1 статьи 25 вышеуказанного закона при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц

Для лучшего полного понимания данного вопроса обратимся к уже упоминавшемуся случаю из судебной практики.

Постановлением по делу об административном правонарушении ООО «АгроСервис» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа. Не согласившись с принятым решением ООО «АгроСервис» подало на него жалобу. Суд Бокситогорского городского суда Ленинградской области, рассмотрев жалобу установил:

«Как следует из акта проверки, при проведении проверки присутствовал заместитель директора ООО «АгроСервис» - О., однако, согласно должностной инструкции О. у него отсутствуют полномочия по представлению интересов заявителя при осуществлении государственных контрольных (надзорных) мероприятий, также отсутствует доверенность от Генерального директора заявителя. 

     В силу п.2 ст.15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному п.п.«б» п.2 ч.2 ст.10 указанного Федерального закона.

     26.10.2015 началась проверка ООО «АгроСервис», как следует из Протокола № 128 взятия проб и образцов при проведении проверки присутствовал зам.ген.директора (по тексту протокола) ООО «АгроСервис» О. Однако, материалы дела об административном правонарушении не содержат документов, подтверждающих должность О. и его полномочия.

     Данный факт является нарушением абз.1 п.2 ст.15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поскольку при проведении внеплановой выездной проверки в отношении заявителя, отсутствовал его законный представитель или иное уполномоченное лицо, доказательств обратного материалы дела об административном правонарушении не содержат, что лишило возможности заявителя давать объяснения и контролировать ход проверки. 

     Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что в протоколе № 47.02-15/26-289 об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ указано, что при его составлении законным представителем юридического лица является заместитель директора ООО «АгроСервис» О., однако протокол об административном правонарушении подписан по доверенности от 05.11.2015 главным бухгалтером А.

     В оспариваемом Постановлении № 47-01-273-15 по делу об административном правонарушении от 13.11.2015 также указано, что при рассмотрении дела об административном правонарушении законным представителем юридического лица является заместитель директора ООО «АгроСервис» О., однако полномочий его на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении не имеется, а из материалов дела следует, что при рассмотрении дела принимала участие на основании доверенности от 05.11.2015 А.

     Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и вынесении постановления о привлечении ООО «АгроСервис» к административной ответственности вышеуказанное не было учтено, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не всесторонне, неполно и необъективно исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для его правильного разрешения, собранным доказательствам в нарушение требований ст.26.11 КоАП РФ надлежащая оценка не дана, что не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, сформулированным в ст.24.1 КоАП РФ, в связи с чем вывод о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, является незаконным и необоснованным». 3

Несмотря на то, что в данном примере фигурирует общество с ограниченной ответственностью, а не религиозная организация, общие принципы защиты прав юридических лиц, установленные Федеральным законом ««О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» действуют в отношении организаций любой организационно-правовой формы.

3) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

При получении уведомления о проведении проверки следует внимательно ознакомится с распоряжением (приказом) о ее проведении. В данном документе всегда указывается предмет проверки, за рамки которого должностные лица, осуществляющие контроль (надзор) выходить не вправе. Если контролирующий орган все же требует от вас документы не относящиеся к предмету проверки, данный факт необходимо правильно зафиксировать, чтобы в последствии при необходимости была возможность обжалования действий органов, осуществляющих контроль (надзор).

 На подобное требование контролирующего органа можно ответить следующим образом: «В ответ на Ваше требование о предоставлении документов, указанных в пункте 2.1. Распоряжения о проведении проверки просим Вас пояснить, на каком основании Вами затребованы документы, относящиеся к предмету контроля налоговых органов. Также просим Вас подтвердить требование о предоставлении данных документов в ходе проверки»

Устный немотивированный отказ в предоставлении документов может быть квалифицирован по статье 19.4 КоАП РФ как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

     4) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
     5) превышать установленные сроки проведения проверки;
     6) осуществлять выдачу религиозным организациям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Не допускается:

  • проведение проверок в религиозных организациях во время богослужений, проведения религиозных обрядов, церемоний и иных культовых мероприятий(незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов влечет за собой административную или уголовную ответственность);
  • нарушение принятых норм поведения в молитвенных зданиях и помещениях;
  • оскорбление религиозных чувств и убеждений граждан;
  • проведение органами, осуществляющими контроль (надзор) за деятельностью религиозных организаций обысков, осмотров, досмотров и выемок и иных действий, которые регламентированы нормами уголовно-процессуального законодательства;
  • проникновение в жилые помещения без согласия лиц в них проживающих;
  • проведение фото видеосъемки без согласия руководителя религиозной организации (в случае наличия на территории религиозной организации специальных знаков запрещающих использование фотоаппаратов, видеокамер, диктофонов и других записывающих устройств). 

При перепечатке материалов ссылка на сайт http://hve.ru/ обязательна.

_______________________________________________________________________

1   См. подробнее Пчелинцев А.В. Суд и вера: записки адвоката. 2-е изд., перераб. и доп. – М. НП «Славянский правовой центр», 2015. С. 237-242
2    Решение по делу № 12-8/2016 от 12 апреля 2016 года //http://судебныерешения.рф/bsr/case/7782958. По состоянию на 16 мая 2016 г.
3   Решение по делу № 12-8/2016 от 12 апреля 2016 года //http://судебныерешения.рф/bsr/case/7782958 по состоянию на 16 мая 2016 г.

В данной категории нет материалов.

Мы используем файлы cookie, это помогает сайту работать лучше. Если вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что вы не возражаете.
ПОДРОБНЕЕ Ok